Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:46, реферат

Краткое описание

Цель: Выявить направления деятельности педагога по профилактике жестокого обращения с детьми. Задачи:
1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.
2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Основная часть
2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7
2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8
2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11
2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на домашнее насилие.…………………………………………………………………14
2.5. Рекомендации по организации педагогической деятельности в ходе профилактики жестокого обращения с детьми………………………………….16
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4. Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

на тему: «Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми»

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка 3 курса 
Зебзеева А.В. 
Преподаватель:

Сергеева И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск 2012

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….3

2. Основная часть

2.1. Психологические формы  жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………...7

 2.2. Физические формы жестокого обращения с детьми………………………..8

 2.3. Особенности поведения детей подвергшихся жестокому обращению….11

 2.4. Рекомендации педагогам по работе с детьми с подозрением на             домашнее насилие.…………………………………………………………………14

2.5. Рекомендации  по организации педагогической деятельности в ходе профилактики  жестокого обращения с детьми………………………………….16

3.Заключение………………………………………………………………………..18

4. Список литературы………………………………………………………………19

Приложение…………………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы в  связи с общим кризисом Российского  общества, интерес к проблеме жестокого  обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Согласно полученным данным, исследователи пришли к выводу, что уровень  домашнего насилия  поразительно высок. В частности около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих жертв заканчивается смертью. Более того, 50 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от семейного насилия.

Статистика:

Только 23% детей и подростков заявляют о нанесении им побоев; 2% родителей заявляют на      себя сами;  ¾ ситуации по инициативе третьих лиц (родственников, педагогов, соседей, друзей).

Сегодня в законодательстве России нет каких-либо нормативных  актов, направленных на предотвращение жестокого обращения  в семье. В поле зрения законодателей в данный момент находится только жестокое обращение в семье в отношении детей. Необходима разработка региональной нормативно-правовой базы по предотвращению  и пресечению бытового насилия. Механизм реализации такого законопроекта должен предусматривать внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты и является правовой базой для разработки стратегии борьбы с бытовым насилием.    В настоящее время растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.[3,170]

     Вследствие  этого основные вопросы, которые  рассматривает современная педагогика, анализируя большинство случаев  жестокого обращения с детьми, определяется следующим образом:

  • виктимность ребенка, как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе;
  • осознанная или мало осознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общества мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей часть общества;
  • неприятие подростковой  средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни, которой не хочет принимать;
  • приспособление несовершенно летних к «правилам жестких игр, в которые играют взрослые» Н.Д. Ярославцева.
  • посттравматические стрессовые нарушения у детей – жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи.

    Таким образом, становится очевидным, что проблема  жестокого обращения с детьми и коммерческая сексуальная эксплуатация детей требуют в современном мире серьезных исследований. Ключевая роль в решении проблемы принадлежит специалистам в области здравоохранения, а затем и другим социальным службам. Плохое обращение с детьми ставит  так же  и перед педагогами целый ряд важнейших задач. В первую очередь школа призвана сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям, для чего необходимо специальное обучение методам распознавания жестокого обращения с детьми, фактов пренебрежения родительским долгом. Мне, как будущему учителю начальных классов особенно интересна эта тема. Здоровье детей напрямую связано с окружающей их социальной   средой.   Отношение к детям в семье связано с их здоровьем и социальным поведением.

Объект исследования:  жестокое  обращение с детьми в семье как социальное явление.

Предмет: деятельность педагога по профилактике жестокого обращения с детьми

Цель: Выявить направления деятельности педагога  по профилактике жестокого обращения с детьми.

Задачи:

1. Изучить социально – психологическую, педагогическую литературу по теме.

2. Рассмотреть основные формы жестокого обращения с детьми.

3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей подвергшихся жестокому обращению в семье.

4. Показать формы деятельности педагога по вопросу профилактики жестокого обращения с детьми.

 

 

Основная часть

2.1. Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста

    Пренебрежение  основными нуждами ребенка (моральная  жестокость) – это отсутствие со стороны родителей, или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а так же недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего, его здоровье и развитие нарушаются.

    Причинами  неудовлетворения основных потребностей  ребенка, могут служить:

- отсутствие соответствующего  возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие заботы и присмотра  за ребенком;

- отсутствие внимания и любви  к ребенку.

   Чаще всего пренебрегают  основными нуждами детей родители  или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, лица с психическими расстройствами; с низким социально – экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания – инвалидность, умственную отсталость; перенесенное жестокое обращение в детстве.

На образовательном  уровне моральная жестокость  заключается в том, что родители позволяют ребенку постоянно прогуливать школу, над ребенком нет никакого контроля, родители также не позволяют ребенку участвовать в каких-либо школьных мероприятиях, или родители не обеспечивают ребенка всем необходимым ему для занятий в школе.

  Последствия моральной жестокости у детей.

Внешние проявления:

- утомленный сонный вид, бледное  лицо, опухшие веки;

- у грудных детей обезвоживание,  опрелости, сыпи;

- одежда неряшливая, не  соответствует сезону и размеру  ребенка;

- нечистоплотность, не  свежий запах.

Физические признаки:

- отставание по физическим  признакам (рост, вес) от сверстников;

- педикулез, чесотка;

- запущенный кариес;

- отсутствие надлежащих  прививок;

- задержка речевого  и психического развития.

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психологическое воздействие на ребенка, или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

          К  форме эмоционального  насилия относятся:

- угрозы в адрес  ребенка, проявляющиеся в словесной  форме без применения физической  силы; оскорбление и унижение  его достоинств; открытое неприятие  и постоянная критика;

- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении; родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

- однократное грубое  психическое воздействие, вызвавшее  у ребенка психическую травму;

- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

         - вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

2.2.   Физические формы жестокого обращения с детьми

Физическое  насилие – это преднамеренное нанесение травм и повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психологического здоровья, отставания в развитии.

  К нему относятся так же  вовлечение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие  над ребенком могут совершать  родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где:

- убеждены, что физическое  наказание является методом выбора, для воспитания  детей;

- родители (или один из них)  являются алкоголиками, наркоманами,  токсикоманами;

- родители (или один из них)  имеют психические заболевания;

- нарушен эмоционально – психологический  климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

- родители находятся в состоянии  стресса, в связи с болезнью, потерей работы, экономическим кризисом  и др.;

- родители предъявляют чрезмерные  требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития [5;68].

      Распознание  факта физического насилия над  ребенком.

      Характер повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигание горячими предметами;

- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность  суставов;

- повреждения внутренних органов;

- «синдром сотрясения» у грудных  детей.

     На случайный характер  травм указывает:

- множественность повреждений,  различная степень давности (свежее  и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- наличие других признаков жестокого  обращения (отставание в развитии, санитарно – гигиеническая запущенность);

- появление травм после выходных  и праздничных дней. Сексуальное  насилие.

     Сексуальное насилие, или развращение, есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:

- половой акт с ребенком;

- любой телесный контакт  с половым органами ребенка,  а так же ласки эрогенных  зон;

- сексуальная эксплуатация  ребенка, для порнографических  целей или вовлечение в проституцию;

- демонстрация эротических,  или порнографических материалов  с целью сексуальной стимуляции ребенка;

- совершение полового  акта в присутствии ребенка.

     Согласие  ребенка на сексуальный контакт  не дает оснований считать  его насильственным, поскольку ребенок:

- не обладает силой  воли, находясь в зависимости  от взрослого;

- может не осознавать значение сексуальных действий, в силу функциональной не зрелости;

- не в состоянии  в полной мере предвидеть все  негативные для него последствия этих действий. (4, 130)

     Сексуальное  насилие чаще всего происходит  в семьях, где:

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие взаимоотношения  ребенка с родителями, особенно  с матерью;

- конфликтные отношения  между родителями;

- мать ребенка чрезмерно  занята на работе;

- ребенок долгое время  жил без родного отца;

- вместо родного отца  – отчим или сожитель матери;

Информация о работе Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми