Воспитание девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования заключается в изучении социально-педагогических особенностей процесса воспитания ребенка женского пола.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

1) провести обзор литературы по теме исследования, определить основные понятия по вопросам воспитания девочек;

2) определить возрастные особенности девочек 5-7 лет;

4) разработать рекомендации родителям по организации воспитания девочек старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

катя в печатьт.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

     У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать  особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем  сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление  его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств  и отрицательных черт. Только тогда  отец и мать получат возможность  целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего  человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

     В изучении ребенка родителям помогут  непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе — в общении  с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет — ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят  учителя. Но оценка посторонних людей  может быть и необъективной, неверной. Доверие — вот главная линия  поведения отца и матери. Очень  важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Половые различия детей и воспитание

     Воспитывая  детей, родители должны учитывать их половые особенности. 
Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, — значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание. 
Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2—4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические  особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных  реакций, в специфических интересах  и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т. д.

2.2 Особенности  психики девочек 5-7 лет

У девочек  уже в раннем возрасте проявляется  «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в  играх, в заботливом отношении к  куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения  с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для  девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

     Девочки больше общаются с матерью, сильнее  привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению  с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять  заботу о других, ухаживать, а также  поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность  представительниц женского пола нередко  является причиной их недостаточной  объективности. Восприимчивость женской  психики выше, чем мужской, девочки  более обидчивы, самолюбивы, они  острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек  сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются  внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

     Круг  познавательных интересов их менее  разнообразен, чем у мальчиков. 
Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков  проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у  девочек возрастает внимание к своей  внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает  характер влюбленности. В таких случаях  весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей  понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками  мужского и женского пола, между  юношами и девушками. [4;49]

     Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые  выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать  их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и  матери.

     Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек — все это служит интересам такого развития.

     Главным воспитателем детей в семье, как  правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские  чувства являются определяющими  в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим образом, между  ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно устанавливаются  более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

     Близость  отношений благоприятствует воспитательному  воздействию матери на ребенка, и  поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для  своей дочери. Природная восприимчивость  девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему  наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать  то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет  стараться служить достойным  примером для дочери начиная с  первых недель — успех его воздействия  в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к  людям, вещам, к труду и характера  проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего  у матери перенимает внешние формы  поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

     Незаменима  роль матери в приучении девочки  к семейным делам и заботам, к  труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также  рассказы, беседы, показ, привлечение  к посильному участию в хозяйственном  труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые  возможности для воспитания и  развития у девочки многих типично  женских черт, которые проявляются  в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и  нежности.

         2.3. Роль отца в воспитании дочери

Отец, олицетворяя  мужское начало в семье, главным  образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с  дочерью дает ей представление о  мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к  тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное  внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит  за рамки уже известного ей. Этому  помогает чтение сказок, разучивание  стихов, рассматривание и раскрашивание  картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских  телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

     Воспитательные  усилия и отца, и матери по отношению  к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить  ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение  у детей любознательности, желания  учиться, воспитывать интерес к  школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее  ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в  школе, делать акцент на необходимости  дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение  этой задачи.

        1. Типы характеров девочек 5-7 лет

   Воспитание  и типы характера – вещи неразделимые. По модели поведения можно выделить основные типы характеров девочек:

  1. «Принцесса». Это самый современный типаж. Родительский возраст все увеличивается, дети в семье нередко появляются, когда матери около или за 30 лет. Если у такой женщины рождается дочка, то ее стараются баловать как можно больше. Они удостаиваются всего самого-самого. Поэтому в семье, где воспитывается такая «принцесса», последнее слово в любом случае за ребенком. Как только что-то не по ней, сразу же начинает капризничать и истерить. У таких девочек главная ценность – красивая внешность, общаются они только путем приказаний и ультиматума. Если ваш ребенок подходит под это описание – нужно срочно принимать меры! Во-первых, девочке принцессе, привыкшей только требовать, будет непросто жить во взрослом мире, где далеко не все будут стремиться ей угождать. Кому понравится такое обращение? Во-вторых, не допускайте, чтобы внешняя красота стала для малышки первостепенной. Ведь в переходном возрасте девочки довольно часто превращаются на время в «гадкого утенка». Это будет страшным ударом для той, для кого красота внешняя превыше всего. В третьих, девочка должна понимать, что принцесса – это не красивая и нарядная кукла. Это человек, прежде всего добрый, справедливый, заботливый и аккуратный.
  2. «Гадкий утенок». Это пример совсем другой сказки. Если девочка не напоминает внешне холеную куколку, это не дает права родителям упрекать ее в этом! Комплекс «гадкого утенка» всегда закладывается с детства (в основном, матерью). Если в раннем детстве девочка постоянно слышит грубые отзывы или насмешки относительно своей внешности, то она формирует в себе комплекс неполноценности. Исправить его позже невозможно! Такая девочка в будущем столкнется с массой проблем, она вряд ли будет счастлива в личной жизни. Обратите внимание, как много в мире примеров известных женщин, которых можно было бы назвать откровенными дурнушками. Однако, они добились успеха в жизни, они счастливы в любви и самодостаточны. Секрет в том, что их самооценка не занижена с детства! Уверенный в себе человек всегда добивается успехов. Поймите это сами, а потом дайте понять своей дочери.
  3. «Пэппи – длинный чулок». Это чрезвычайно активные дети. Это пример девочки-мальчика, с вечно разбитыми коленками и чумазым лицом. «Хулиганка! Драчунья! Пацанка! Разве девочки так себя ведут? ! », - если такие слова вы постоянно повторяете дочери, значит, это ребенок такого типа. Запомните, вы не сможете переделать гиперактивного ребенка! Лучше направьте ее энергию в полезное русло. Побольше подвижных игр, кружок для дошколят, спортивная секция. Нет смысла водить такую девочку в музыкальную школу, лучше дайте ей занятие, где можно вдоволь двигаться, выплескивая энергию.
  4. «Золушка». Как ни странно, в наше время еще встречаются такие девочки. Обычно они из многодетной семьи, где нужно постоянно помогать маме по хозяйству. Материальная неустроенность влечет за собой суровое воспитание. Иногда дети помогают добровольно, но в вашей семье это превращается для малышки в повинность – нужно что-то менять. Приучать малышку к труду, конечно, необходимо, но во всем важна мера. Если вы воспитаете дочь Золушкой, будьте готовы к тому, что она всю жизнь будет работать на кого-то, не устроит личную жизнь, не станет по-настоящему счастливой. Зато всегда найдется мужчина, который быстро поймет, что девочка-то – работница на все руки, и усядется ей на шею!

      Таким образом, основными направлениями всестороннего развития личности девочек  в условиях семьи являются  роль  эстетическое, трудовое, нравственное воспитание. Для девочек очень важны в возрасте 5-7 лет взаимоотношение родителей, их личный пример, ведь девочка старается подражать матери, впитывая все, как губка.

           Вывод по главе 2

     В семейном воспитании девочки важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.). Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве.

Было  установлено, что роль отцов в  усвоении ребёнком половой роли может  быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей.

     Игра  – один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни  девочки. Игры девочек с раннего  детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут  наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная  гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку  к роли хозяйки дома, заботам о  семье. Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, считающиеся типичными игрушками  для мальчиков, в то же время предоставляют  девочке разнообразные возможности, необходимые для нормального  разностороннего развития. Если в  игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней  сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение.

Информация о работе Воспитание девочек