Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 06:01, дипломная работа
Краткое описание
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности» 1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников Выводы по 1 главе Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей 2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.4 Педагогический эксперимент Выводы по 2 главе Заключение Список литературы
Психология педагогика
: Дипломная работа: Воспитание нравственных
ценностей детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Воспитание нравственных ценностей детей
младшего школьного возраста
Воспитание нравственных
ценностей детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы
воспитания нравственных ценностей детей
младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего
школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное
воспитание» и «нравственные
ценности»
1.3 Критерии и уровни
нравственной воспитанности младших
школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия
воспитания нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода
этической беседы как средства
воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания
нравственных ценностей детей
младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы
и семьи по воспитанию нравственных
ценностей у детей младшего
школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Во все века люди высоко ценили
нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования,
происходящие в современном обществе,
заставляют нас размышлять о будущем России,
о ее молодежи. В настоящее время смяты
нравственные ориентиры, подрастающее
поколение можно обвинять в бездуховности,
безверии, агрессивности. Поэтому актуальность
проблемы нравственного воспитания младших
школьников связана, по крайней мере, с
четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается
в подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире
маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него
как позитивного, так и негативного характера,
которые (источники) ежедневно обрушиваются
на неокрепший интеллект и чувства ребенка,
на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование
не гарантирует высокого уровня нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это
качество личности, определяющее в повседневном
поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности
к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными
знаниями важно и потому, что они не только
информируют младшего школьника о нормах
поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях
нарушения норм или последствиях данного
поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной
школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи
связано с формированием устойчивых нравственных
свойств личности школьника.
Значение и функция начальной
школы в системе непрерывного образования
определяется не только преемственностью
ее с другими звеньями образования, но
и неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребенка.
Исследуемая нами проблема
нашла отражение в фундаментальных работах
Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова
и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания,
указываются способы дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного
воспитания.
Актуальность данного вопроса
обосновывает выбор темы нашей работы:
«Воспитание нравственных ценностей детей
младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить
педагогические условия воспитания нравственных
ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс
воспитания нравственных ценностей детей
младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические
условия воспитания нравственных ценностей
детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические
основы воспитания нравственных
ценностей у детей младшего
школьного возраста;
2. изучить критерии и
уровни нравственной воспитанности
у детей младшего школьного
возраста;
3. выявить и экспериментально
обосновать методы и приемы
воспитания нравственных ценностей
у детей младшего школьного
возраста.
Гипотеза исследования: Воспитание
нравственных ценностей у детей младшего
школьного возраста будет эффективным,
если:
- учитываются возрастные
и индивидуальные особенности
детей;
- учитель владеет методами
и приемами, которые направлены
на воспитание нравственных ценностей
у детей младшего школьного
возраста;
- работа по воспитанию
нравственных ценностей проводится
совместно с семьей (родителями).
Методы исследования: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы,
педагогический эксперимент, статистическая
обработка данных педагогического эксперимента.
Глава 1. Теоретические
основы воспитания нравственных ценностей
детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом обучения
в начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот
период происходит дальнейшее физическое
и психофизиологическое развитие ребенка,
обеспечивающее возможность систематического
обучения в школе.[Фридман, 2001: 58]
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению социальной ситуации
развития ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально значимые
обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку. На протяжении младшего
школьного возраста начинает складываться
новый тип отношений с окружающими людьми.
Безусловный авторитет взрослого постепенно
утрачивается и к концу младшего школьного
возраста все большее значение для ребенка
начинают приобретать сверстники, возрастает
роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие
в развитии психики детей на данном возрастном
этапе. В рамках учебной деятельности
складываются психологические новообразования,
характеризующие наиболее значимые достижения
в развитии младших школьников и являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие
на следующем возрастном этапе. Постепенно
мотивация к учебной деятельности, столь
сильная в первом классе, начинает снижаться.
Это связано с падением интереса к учебе
и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная
общественная позиция ему нечего достигать.
Для того чтобы этого не происходило учебной
деятельности необходимо придать новую
лично значимую мотивацию. Ведущая роль
учебной деятельности в процессе развития
ребенка не исключает того, что младший
школьник активно включен и в другие виды
деятельности, в ходе которых совершенствуются
и закрепляются его новые достижения.
С началом школьного обучения
мышление выдвигается в центр сознательной
деятельности ребенка. Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее
в ходе усвоения научных знаний, перестраивает
и все другие познавательные процессы:
«память в этом возрасте становится мыслящей,
а восприятие — думающим».
На протяжении младшего школьного
возраста в развитии внимания происходят
существенные изменения, идет интенсивное
развитие всех его свойств: особенно резко
(в 2,1 раза) увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно
долго сохранять внимание и выполнять
произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте
память, как и все другие психические процессы,
претерпевает существенные изменения.
Суть их состоит в том, что память ребенка
постепенно приобретает черты произвольности,
становясь сознательно регулируемой и
опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен
для становления высших форм произвольного
запоминания, поэтому целенаправленная
развивающая работа по овладению мнемической
деятельностью является в этот период
наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических
приемов, или способов организации запоминаемого
материала: группировка, выделение опорных
пунктов, составление плана, классификация,
структурирование, схематизация, установление
аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование,
достраивание запоминаемого материала,
серийная организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения главного,
существенного отчетливо проявляется
в одном из основных видов учебной деятельности
школьника — в пересказе текста. Психологи
исследовавшие особенности устного пересказа
у младших школьников, заметили, что краткий
пересказ дается детям гораздо труднее,
чем подробный. Рассказать кратко — это
значит выделить основное, отделить его
от деталей, а именно этого дети не умеют.
Отмеченные особенности мыслительной
деятельности детей являются причинами
неуспеваемости определенной части учащихся.
Неумение преодолеть возникающие при
этом трудности в учении приводят иногда
к отказу от активной мыслительной работы.
Учащиеся начинают использовать различные
неадекватные приемы и способы выполнения
учебных заданий, которые психологи называют
«обходными путями», к их числу относится
механическое заучивание материала без
его понимания. Дети воспроизводят текст
почти наизусть, дословно, но при этом
не могут ответить на вопросы по тексту.
Еще один обходной путь — выполнение нового
задания тем же способом, каким выполнялось
какое-нибудь задание раньше. Помимо этого,
учащиеся с недостатками мыслительного
процесса при устном ответе пользуются
подсказкой, стараются списать у товарищей
и т. д.
В этом возрасте происходит
появление и другого важного новообразования
— произвольного поведения. Ребенок становится
самостоятельным, сам выбирает, как ему
поступать в определенных ситуациях. В
основе этого вида поведения лежат нравственные
мотивы, формирующиеся в этом возрасте.
Ребенок впитывает в себя моральные ценности,
старается следовать определенным правилам
и законам. Часто это связано с эгоистическими
мотивами, и желаниями быть одобренным
взрослым или укрепить свою личностную
позицию в группе сверстников. То есть
их по ведение так или иначе, связано с
основным мотивом, доминирующем в этом
возрасте мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников
произвольного поведения тесно связаны
такие новообразования, как планирование
результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой
поступок с точки зрения его результатов
и тем самым изменить свое поведение, спланировать
его соответствующим образом. Появляется
смыслово-ориентировочная основа в поступках,
это тесно связано с дифференцированностью
внутренней и внешней жизни. Ребенок способен
побороть в себе свои желания, если результат
их выполнения не будет соответствовать
определенным нормам или не приведет к
поставленной цели. Важной стороной внутренней
жизни ребенка становится его смысловая
ориентировка в своих действиях. Это связано
с переживаниями ребенка по поводу боязни
изменения отношения с окружающими. Он
боится потерять свою значимость в их
глазах.
Ребенок начинает активно размышлять
по поводу своих действий, утаивать свои
переживания. Внешне ребенок не такой,
как внутренне. Именно эти изменения в
личности ребенка часто приводят к выплескам
эмоций на взрослых, желаниям сделать
то, что хочется, к капризам. «Негативное
содержание этого возраста проявляется
в первую очередь в нарушении психического
равновесия, в неустойчивости воли, настроения
и т. д.».
Развитие личности младшего
школьника зависит от школьной успеваемости,
оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом
возрасте очень сильно подвержен внешнему
влиянию. Именно благодаря этому он впитывает
в себя знания как интеллектуальные, так
и нравственные. «Значительную роль в
установлении нравственных норм и развитии
детских интересов играет учитель, хотя
степень их успешности в этом будет зависеть
от типа его отношения с учениками». Другие
взрослые тоже занимают важное место в
жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте
происходит рост стремления детей к достижениям.
Поэтому основным мотивом деятельности
ребенка в этом возрасте является мотив
достижения успеха. Иногда встречается
другой вид этого мотива — мотив избегания
неудачи.
В сознании ребенка закладываются
определенные нравственные идеалы, образцы
поведения. Ребенок начинает понимать
их ценность и необходимость. Но для того,
что бы становление личности ребенка шло
наиболее продуктивно, важно внимание
и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное
отношение взрослого к поступкам ребенка
определяет развитие его нравственных
чувств, индивидуального ответственного
отношения к правилам, с которыми он знакомится
в жизни. Социальное пространство ребенка
расширилось — ребенок постоянно общается
с учителем и одноклассниками по законам
четко формулируемых правил.
Таким образом, в младшем школьном
возрасте ребенок переживает свою уникальность,
он осознает себя личностью, стремится
к совершенству. Это находит свое отражение
во всех сферах жизни ребенка, в том числе
и во взаимоотношениях со сверстниками.
Дети находят новые групповые формы активности,
занятий. Они стараются по началу вести
себя так, как принято в этой группе, подчиняясь
законам и правилам. Затем начинается
стремление к лидерству, к превосходству
среди сверстников. В этом возрасте дружеские
отношения более интенсивные, но менее
прочные. Дети учатся умению приобретать
друзей и находить общий язык с разными
детьми. Хотя предполагается, что способность
к формированию близких дружеских отношений
в некоторой степени определяется эмоциональными
связями, установившимися у ребенка в
течение первых пяти лет его жизни.
Дети стремятся к совершенствованию
навыков тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в привлекательной для
него компании, чтобы выделиться в ее среде,
добиться успеха.