Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 06:01, дипломная работа
Краткое описание
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности» 1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников Выводы по 1 главе Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей 2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.4 Педагогический эксперимент Выводы по 2 главе Заключение Список литературы
В младшем школьном возрасте
у ребенка развивается направленность
на других людей, получившая свое выражение
в просоциальном поведении учет их интересов.
Просоциальное поведение очень значимо
для развитой личности.
Способность к сопереживанию
получает свое развитие в условиях школьного
обучения потому, что ребенок участвует
в новых деловых отношениях, невольно
он вынужден сравнивать себя с другими
детьми — с их успехами, достижениями,
поведением, и ребенок просто вынужден
учиться развивать свои способности и
качества.[Волков, 2000: 313]
1.2 Сущность понятий
«нравственное воспитание» и
«нравственные ценности»
Термин «нравственность» берет
свое начало от слова нрав. По латыни нравы
звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это
те эталоны и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих повседневных
поступках. Нравы не вечные и не неизменные
категории, они воспроизводятся силой
привычки масс, поддерживаются авторитетом
общественного мнения, а не правовых положений.[Харламов,
2003: 53]
Абстрактный слой морали отражается
в понятии "нравственной ценности".
Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом
называются ценностями, на них ориентированы
нормы и принципы, подчиняющие поведение
человека.
В педагогической классификации
общечеловеческие ценности выступают
как детерминанты учебно-воспитательного
процесса, как системообразующие линии
воспитательной работы в образовательных
учреждениях. Для обозначения предметов
и их свойств, как объектов потребностей
ребенка, традиционно употребляется понятие
"благо". В этом понятии отражается
нечто полезное, а в понятии "ценность"
- смысл того, что эти качества в благах
люди ценят и реализуют в практической
деятельности. В связи с этим ценности
можно подразделить на предметные (природные)
и социально-культурные явления, актуальные
и потенциальные предметы человеческой
деятельности, субъективные критерии,
образцы, социальные стандарты, которые
выступают основаниями оценок и закрепляются
в общественном сознании как идеи, идеалы,
принципы, цели деятельности и служат
её ориентациями.
Ценности приобретают личностный
смысл для индивида, коллектива, социальной
группы, как идеал человеческой деятельности,
как свойство объекта, удовлетворяющего
потребность и т.д. Именно ценностные смыслы
определяют позиции личности, е цели и
содержание жизнедеятельности. Приобретение
ребенком осознаваемых смыслов, позволяет
ему изменять свой облик, продвигаться
в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.
Ценности формируются в процессе
переживания и осознания младшим школьником
значимости некоторых внешних факторов,
предметов или явлений, с которыми он вступает
во взаимодействие.
Становление системы ценностей
— это последовательный и длительный
процесс, при котором ценности подвергаются
метаморфозам, проходят определённые
состояния: из непосредственных в опосредованные,
из непроизвольных в произвольные, из
неосознаваемых в сознательные, что в
свою очередь предъявляет особые требования
не только к содержанию, технологиям, методикам,
но и к логике образовательного процесса.
Нравственность состоит в осознании
выполняемых личностью тех или иных моральных
норм и требований на основе внутренней
потребности и способности следовать
им в каждый данный момент своей жизни
и деятельности. Нравственность есть усвоенная
и принятая личностью мораль.
Нравственность определяется
сферой поступков по отношению к другим
людям, отражая практически - деятельностную
позицию человека. При этом нравственность
не является врожденным свойством, к нравственности
ребенок приобщается в процессе своего
развития, в ходе своего общения с людьми.
Чем раньше начнется приобщение ребенка
к нравственным ценностям, тем прочнее
они укрепятся как черты личности, составляя
моральный облик человека.
Нравственность младшего школьника
- это совокупность его сознания, навыков
и привычек, связанных с соблюдением моральных
норм и требований. Правила и требования
морали только тогда станут нравственными
характеристиками, когда они начнут проявляться
в поведении и неуклонно соблюдаться.
Нравственный человек, тот,
для которого нормы, правила и требования
морали выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные
и привычные формы поведения, не имеющие
ничего общего с механическим подчинением,
вынуждаемым только внешними обстоятельствами
и требованиями. Это то, как ведет себя
ученик в отсутствии других людей, когда
не испытывает контроля извне. Выработка
таких взглядов, убеждений и соответствующих
им привычек составляет цель нравственного
воспитания.
Выделение нравственности как
образующего личность начала правомерно,
поскольку человек всегда оценивается
с точки зрения морали, ценностей, норм
и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С.
Якиманская видит важнейшей целью воспитания
ориентацию школьника, прежде всего, «на
ценности, чем на конечные цели (главным
становится вопрос «каким быть», а не «кем
быть»)».
Успешность воспитательного
процесса зависит от многих психолого-педагогических
факторов, но в первую очередь от мотивации
воспитанников.
Нравственные ценности – высшие
ценности человека, главными категориями
их определяющими являются категория
добра и совести, должного во благо; они
охватывают совокупность действий (служение),
принципов, норм нравственного поведения
и слагаются на основе тех реальностей
и поступков, на основе которых человек
оценивает, одобряет, то есть воспринимает
их как добрые, благие, справедливые.
Общей категорией для обозначения
нравственных ценностей является категория
добра (блага), которая охватывает всю
неопределенную совокупность действий,
принципов и норм нравственного.
Нравственные ценности являются
генетически производными от ценностей
общества и выступают как внутренние носители
социальной регуляции, устойчивые мотивационные
образования, которые проявляются, с одной
стороны, в стремлении человека к отношениям
и поступкам, соответствующим моральным
нормам, с другой стороны, в осознании
себя свободной, совестливой и ответственной
личностью.
Следует подчеркнуть, что обогащение
мира нравственных ценностей является
нравственное совершенствование личности.[Божович,
2000: 173]
Вместе с тем моральные требования,
нормы, нравы получают определенное обоснование
в виде представлений о том, как надо человеку
жить, вести себя в обществе и т.д.
Воспитание – процесс целенаправленного
формирования личности. Это специально
организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание»
всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны
жизнедеятельности человека.
Нравственное воспитание –
это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у
них нравственных качеств, соответствующих
требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание эффективно
осуществляется только как целостный
педагогический процесс.
Результатом целостного процесса
является формирование нравственно цельной
личности, в единстве ее сознания, нравственных
чувств, совести, нравственной воли, навыков,
привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
формирование сознания связи с обществом,
зависимости от него, необходимости согласовывать
свое поведение с интересами общества;
ознакомление с нравственными идеалами,
требованиями общества, доказательство
их правомерности и разумности; превращение
нравственных знаний в нравственные убеждения,
создание системы этих убеждений; формирование
устойчивых нравственных чувств, высокой
культуры поведения как одной из главных
проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности
– сложный и многогранный процесс, включающий
педагогические и социальные явления.[Каиров,
1999: 103]
Основные задачи нравственного
воспитания:
1. формирование нравственного
сознания;
2. воспитание и развитие
нравственных чувств;
3. выработка умений и
привычек нравственного поведения.
Итак, нравственное воспитание
– это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у
них нравственных ценностей, соответствующих
требованиям общественной морали.
Важнейшим средством нравственного
воспитания является использование созданных
в культуре на разных этапах исторического
развития нравственных идеалов, т.е. образцов
нравственного поведения, к которому стремится
человек. Как правило, нравственные идеалы
формируются в рамках гуманистического
мировоззрения как обобщенной системы
взглядов и убеждений, в которой человек
выражает свое отношение к окружающей
его природной и социальной среде и центрируется
вокруг человека. При этом отношение человека
содержит не только оценку мира как объективной
реальности, но и оценку своего места в
окружающей действительности, связей
с другими людьми.
1.3 Критерии и
уровни диагностики нравственной
воспитанности детей младшего
школьного возраста
Нравственная воспитанность
характеризуется уровнем знаний сущности
и пониманием нравственных качеств, норм,
правил, осознанным принятием общечеловеческих
ценностей и ориентированностью на них
в любой, в том числе эстетической, творчески
направленной деятельности, а также характером
и уровнем эмоциональных проявлений.
Выделим критерии нравственной
воспитанности детей младшего школьного
возраста:
1) когнитивный критерий,
его показатель: полнота и объем
нравственных представлений и
понятий;
2) эмоционально-ценностный
критерий, его показатели:
а) убеждение в необходимости
ценностного отношения к людям;
б) способность к эмоциональному
переживанию нравственных аспектов окружающей
действительности и человеческих отношений;
3) поведенческий критерий,
его показатели:
а) способность дать нравственную
оценку поведению своему и окружающих;
б) наличие практического опыта
готовности следовать принятым нравственным
нормам и правилам в поведении;
в) степень
самостоятельности в нравственном выборе
в ходе преодоления проблем (трудностей,
препятствий), руководствуясь принятыми
нравственными требованиями, нормой и
правилами поведения.[Колдунов, 2007: 91]
Система деятельности по диагностике
и целенаправленному повышению психологической
культуры учащихся относительно недавно
возникшее направление психолого-педагогической
деятельности.
Развитие психологической культуры
личности – это приобретение ребятами
таких знаний, умений, которые помогали
бы им познавать свой внутренний мир, строить
свою жизнь, выбирать жизненный путь. Большое
значение при этом оказывает то, какие
воспитательные методы и приемы применяет
педагог в работе с ребенком.
Воспитание нравственности,
целеустремленности, культуры общения,
ценностных ориентаций личности – таким
задачам, как правило, отдают приоритет
педагоги на сегодняшний день. Ведь ценностные
ориентации, в отличие от норматива, предполагают
выбор личности (от отдельного поступка
до жизненного пути), и поэтому именно
в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются
смыслообразующие мотивы. При этом ценность
может выполнять функцию мотива, т.е. побуждать
и направлять реальное поведение человека.
Между ценностью и нормой может возникнуть
внутренний конфликт, определяемый как
расхождение между долгом и желанием,
понимаемым и реально действующим, желаемым
и доступным. Способность к выбору, сложившемуся
на основе сложившихся ценностей – одна
из сущностных характеристик человека.
Ценностно-смысловой компонент составляет
«ядро» структуры личности и характеризует
е направленность.
Нацеленность современного
образования на становление базиса личностной
культуры учащихся, частью которой является
психологическая культура, приводит к
необходимости разработки е диагностики.
Существует ряд методик выявляющих
уровень нравственной воспитанности обучающихся.
Основной методикой,
позволяющей изучить и проанализировать
уровень воспитанности современных школьников,
является методика М.И. Шиловой. Это доступная диагностическая
программа, содержащая критерии или по
Далю – «приметы» для распознавания. Такой
приметой для распознавания продвижения
детей в нравственном развитии, проявления
личностных качеств, принято считать соотношение
внешней регуляции и внутренней саморегуляции
деятельности и поведения, активной личностной
позиции, свидетельствующей о проявлении
некоторых первых признаков гражданственности.
Нравственный мир личности
младшего школьника характеризуется тремя
уровнями: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень:
- глубокие и полные
знания о нравственных ценностях,
то есть умение выделить их
основные и наиболее существенные
характеристики, творчески применять
полученные знания для организации
и анализа своего поведения
и поведения окружающих людей,
умение устанавливать тесную
связь нравственных знаний с
поведением;