Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
Апробировать результаты исследования;
Разработать рекомендации родителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

    При ознакомлении  детей с природой используют  рассказ воспитателя, чтение художественной  природоведческой книги, беседу. Все это относится к словесным  методам. Словесными методами  решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания  об известных детям явлениях  природы и фактах из жизни  животных и растений, полученных  в процессе наблюдения и труда  в природе. Дети получают новые  знания о явлениях и предметах  природы. Словесные методы необходимо  сочетать с наглядными, использовать  картины, диа- и кинофильмы. Слово  помогает углубить, осознать связи  и зависимости, существующие в  природе. Словесные методы дают  возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта  детей.

    Рассказ воспитателя  должен строится с учетом некоторых  требований: строить рассказ нужно  с учетом опыта и интереса  дошкольников, ребенок должен уметь  слушать и слышать речь взрослого,  по ходу рассказа осмысливать  его, на основе словесного описания  активно воссоздавать достаточно  яркие образы. Для воспитания  эмоционально-положительного отношения  к природе рассказ должен быть  эмоциональным, занимательным и  иметь яркий динамичный сюжет.

    Яркость, образность  и конкретность языка- обязательное  требование к рассказу воспитателя.  Такой рассказ действует не  только на ум, но и на чувства  ребенка, надолго запоминается. Однако  яркость и образность должны  подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо  воспринимаются детьми рассказы  от лица героя.

    Для того чтобы  подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы  к детям, побуждая их к обмену  мыслями, лучшему осмыслению материала.

    Для рассказа  воспитатель использует  разнообразный  материал: собственные наблюдения  из жизни природы, деловые очерки  о природных явлениях, записки  и рассказы натуралистов, научные  материалы.

    Исходя из дидактических  задач выделяют два типа бесед:  предварительную и итоговую. Предварительная  беседа используется воспитателем  перед наблюдением, экскурсией. Цель  такой беседы- уточнение опыта  детей для того чтобы установить  связь предстоящего наблюдения  с имеющимися знаниями. Итоговая  беседа направлена на систематизацию  и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление  и уточнение.

    Эффективность  беседы зависит от предварительной  подготовки детей. Беседа- это  итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит  задача накопления у детей  представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение  природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о  том, о чем у детей есть  конкретные представления.

    Воспитатель должен  отчетливо представлять дидактическую  цель беседы: какое содержание  надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для  обобщения и систематизации следует  выделить, к каким обобщениям  и выводам необходимо подвести  детей в итоге беседы.

    Необходимо использовать  разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить  знания , выделить существенные признаки  явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того  полезны загадки, стихотворения,  записи голосов птиц. Это вызовет  у детей эмоциональное отношение  к материалу, что будет влиять  на эмоционально-положительное отношение  к природе в целом.

    В детской литературе  природа отображается различными  художественными средствами. Будучи  научной по своему содержанию , природоведческая книга для  детей должна быть одновременно  и художественной. В этом ее  особенность.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы), но оно всегда должно быть эмоционально окрашенным, интересным и ярким, для воспитания эмоционально-положительного отношения к природе.

В следствии изложенного  можно выделить, что чем разнообразнее  и интереснее методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения  к природе у детей дошкольного  возраста, тем более лучше дети усваивают программу и более быстро достигают результата поставленного воспитателем. Эмоции играют  огромную роль в жизни старшего дошкольника, поэтому все методы и приемы должны быть тесно связанны с появлением у ребенка положительных эмоций к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Обзор диагностических  методик по проблеме

Для того чтобы ребенок  мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

- выявить уровень знаний  детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

- определить морально-ценностное  отношение к природе у детей;

  - выявить у детей  практические навыки бережного  отношения к объектам природы.

    Приступая к  констатирующему эксперименту, следует  отметить, что экологическая культура  имеет отчётливые внешние проявления, а именно:

эмоционально-положительное  отношение к природе, к себе и к другим людям как часто природы, к вещам и материалам природного происхождения. Эмоционально-положительное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ №15, города Благовещенска Амурской области. В экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети подготовительной к школе группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 10 человек.

 Целью констатирующего  эксперимента было выявление  показателей эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве основных методик  были применены методики наблюдений за детьми в естественных условиях на участке детского сада и в групповой  комнате, анкетирование. Дополнительными  методами были беседы с детьми, воспитателями  и родителями с использованием опросных листов и анкет.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Задание 1. Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень  значимости экологических понятий  для ребенка.

Оборудование. Карточки с  картинками, объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука  и искусство, я сам.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного  к менее значимому.

Проведение. «Посмотри какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное. Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен?»

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

* Ребенок осознанно на  первое место кладет картинки  с изображением природных явлений.  Полными предложениями отвечает  на поставленные вопросы. Проявляет  интерес к изображению растений  и животных. Ставит значимость  природы на первое место.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

* Ребенок отвечает на  поставленные вопросы. Картинки  с изображением природы ставит  в середину выложенной линии.  Проявляет интерес к природе,  но больше интересуется игрушками,  самим собой.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

* Ребенок затрудняется  отвечать на поставленные вопросы.  Карточки выкладывает не объясняя  причину такой последовательности. Не интересуется изображением  природы и животных.

 

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень

Богдан Р.

9

Средний

Настя С.

6

Средний

Катя М.

13

Высокий

Полина М.

8

Средний

Андрей В.

10

Средний

Катя Л.

7

Средний

Родион Б.

12

Средний

Саша С.

7

Средний

Богдан С.

9

Средний

Полина Н.

5

Низкий


 

Результаты показали что  у выбранной подгруппы детей  в основном средний уровень знаний значимости экологических понятий.

Задание 2. Методика «Альтернатива» (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить тип мотивации  взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического  и прагматического.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выбрать  наиболее подходящий для него вариант  ответа.

- Для нашего аквариума  ты бы хотел завести новых  рыбок:

А) с красивой окраской?

Б) С интересным поведением?

- Гуляя в лесу с родителями  ты пойдешь:

А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?

Б) По хорошей тропинке, не вредя растениям?

- После отдыха с родными  в лесу ты:

А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?

Б) Попытаешься собрать  мусор и вместе с родителями выбросишь  его потом в урну?

- Какие цветы ты выбрал  бы для посадки на клумбу:

А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?

Б) Растения, за которыми необходимо постоянно следить и ухаживать?

- Как ты думаешь, что  ты можешь сделать для охраны  природы:

А) Ничего, я еще маленький.

Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в  лесу.

Оценка результатов деятельности

За каждый ответ А – 1 балл, за ответ Б – 2 балла.

Высокий уровень (9 - 10 баллов)

* Ребенок осознанно на  первое место ставит интересы  природы. Полными предложениями  отвечает на поставленные вопросы.  Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы  и бережным отношением к ней.

Средний уровень (7 - 8 баллов)

* Ребенок отвечает на  поставленные вопросы. Не проявляет  особого интереса к бережному  отношению, природой больше интересуется  с эстетической точки зрения.

Низкий уровень (5 - 6 баллов)

* Ребенок затрудняется  отвечать на поставленные вопросы.  Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы.  Интересуется красотой природы,  а не чистотой.

 

Имя ребенка

Оценка в баллах

Уровень

Богдан Р.

9

Высокий

Настя С.

7

Средний

Катя М.

7

Средний

Полина М.

6

Низкий

Андрей В.

7

Средний

Катя Л.

8

Средний

Родион Б.

6

Низкий

Саша С.

8

Средний

Богдан С.

7

Средний

Полина Н.

7

Средний


 

Результаты проведения данной методики показали средний уровень  мотивации детей взаимодействия с природными объектами.

Задание 3. Опросник (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень  развития личностного отношения  к природе.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку вопрос, требующий однозначного ответа:

- Тебе на день рождения  подарили котенка, хомячка или  другое домашнее животное. Ты  обрадуешься?

- Твой друг сломал ветку  дерева. Ты укажешь на его неправильное  действие?

- Воспитатель выбирает  помощника для уборки на участке.  Ты попросишь взять тебя в  помощники?

- Ты любишь смотреть  по телевизору передачи о животных  или о природе?

- Тебе нравится слушать  рассказы о природе и животных?

- Воспитатель предлагает  тебе убираться в уголке природы  или быть дежурным. Ты выберешь  уборку в уголке природы?

- Ты считаешь неправильным  бросать мусор там, где хочется?

- Тебе жалко бездомных  собак и кошек?

- Ты хотел бы взять  одного из таких животных себе  домой?

Оценка результатов деятельности

За каждый ответ ДА – 2 балла, за ответ НЕТ – 1 балл.

Высокий уровень (16 -18 баллов)

* Ребенок осознанно отвечает  на поставленные вопросы, на  большинство из них отвечает  положительно. Отношение к природе  у ребенка исключительно положительное,  объекты природы вызывают познавательную  потребность. У ребенка есть  стремление к взаимодействию  с природой, не ставящее цели  получить от природы что то  «полезное».

Информация о работе Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста