Восприятие как психический познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление о восприятии 4
2. Физиологические основы восприятия 5
3. Основные свойства и виды восприятия 7
4. Законы восприятия 11
4.1 Законы восприятия по М. Вертгеймеру 11
• Эффект сходства 11
• Эффект близости 11
• Фактор «общей судьбы» 12
• Фактор «хорошего продолжения» 12
• Фактор замкнутости 12
• Фактор группировки без остатка 12
4.2 законы восприятия в менеджменте 12
• Закон «фигуры и фона» 12
• Закон «мертвой зоны» 13
• Закон «переключения внимания» 13
• Закон группировки 13
• Закон 7 ± 2 13
5. Восприятие пространства, движения и времени 14
6. Экспериментальные исследования восприятия 20
- перевернутые изображения 20
- искаженные изображения 28
- смещение изображение во времени 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психилогии 1.docx

— 2.58 Мб (Скачать файл)

«По-видимому, врожденные зрительные реакции у цыплят, касающиеся расположения предметов в их зрительном мире, не могут изменяться под влиянием обучения, если от цыпленка требуется, чтобы он усвоил реакцию, антагонистичную инстинктивной».

 

 

Рис. 3. Аппарат, предложенный Хелдом и Хейном

 

Аппарат, предложенный Хелдом и Хейном (рис. 3) для того, чтобы выяснить, возникает ли перцептивное научение у пассивного животного. Активный котенок слева возит по кругу котенка справа. Они получают одинаковые зрительные впечатления. Но только активный котенок может выполнить зрительные задания, имея зрительный опыт, ограниченный лишь этой ситуацией. Все эти различные эксперименты довольно ясно показывают, что животные проявляют значительно меньшую адаптацию к смещению или переворачиванию сетчаточных изображений, чем люди, и только у обезьян имеется некоторая способность к такого рода адаптации.

Существуют новые  данные, полученные главным образом в работах Р. Хелда и его сотрудников, особенно Хейна, показывающие, что для компенсации смещенных сетчаточных изображений очень важно, чтобы субъект осуществлял активные корригирующие движения. Хелд считает, что активные движения жизненно необходимы для подобной компенсации и что они очень существенны для всякого перцептивного обучения. Один из его экспериментов с котятами особенно изобретателен и интересен. Он воспитывал котят в темноте, позволяя им зрительно ориентироваться только в ситуации эксперимента, которая была, мягко выражаясь, необычной. Два котенка помещались в корзинки, прикрепленные к противоположным концам перекладины, которая могла вращаться вокруг центра, при этом корзинки тоже начинали вращаться. Эта «кару-сель» была устроена так, что вращение одной корзинки вызывало аналогичное вращение другой (это устройство показано на рис. 3), и таким образом оба котенка получали одни и те же зрительные впечатления в одно и то же время. Один котенок, находясь в корзинке, перемещался пассивно, в то время как другой был активен, его лапки были свободны, и он сам двигал свою корзинку и корзинку соседа. Хелд обнаружил, что зрительное восприятие сформировалось только у активного котенка, пассивное животное оставалось по существу слепым. Таким образом, на основании опытов Хелда можно допустить, что активное осязание — существенный фактор, необходимый для развития зрительного восприятия.

- искаженные  изображения

Исследование  влияния на зрительное восприятие перевернутых и смещенных сетчаточных изображений показывает, что животные, стоящие на эволюционной лестнице ниже человека и обезьяны, не обнаруживают никакой адаптации. У обезьяны процессы адаптации весьма ограничены; что же касается человека, то не совсем ясно, насколько он может адаптироваться к таким условиям. Словесные отчеты в известной мере противоречивы, в отношении моторной адаптации еще мало данных, однако несомненно, что после нескольких дней ношения очков, переворачивающих сетчаточные изображения, люди довольно успешно справляются с этими нарушениями восприятия. Мы еще не знаем окончательно, происходит при этом перестройка восприятия или новые реакции просто надстраиваются над старыми. Неизвестно даже, насколько фундаментальна реорганизация процессов восприятия, которая требуется в этих условиях, потому что в нашей обычной жизни мы тоже имеем дело со смещениями сетчаточных изображений, например при наклонах головы и рассматривании чего-либо (главным образом самих себя) в зеркале.

До сих пор  мы анализировали опыты с переворачиванием или смещением сетчаточных изображений, однако экспериментально можно получить и другие нарушения зрительного восприятия. Эти нарушения важны, поскольку они вызывают скорее внутреннюю реорганизацию самой перцептивной системы, чем простое изменение соотношения между осязательными и зрительными впечатлениями. Эти зрительные нарушения можно получить, если носить специальные линзы, искажающие, а не просто смещающие изображение на сетчатке.

Дж. Дж. Гибсон, изучая влияние ношения призм, отклоняющих все поле зрения в сторону (на 15° вправо), на зрительное восприятие, обнаружил, что эти призмы кроме отклонений неизбежно вызывают искривления сетчаточных изображений, которые по мере ношения призм постепенно уменьшаются. Он произвел точные измерения адаптации к искривлениям изображений, которые создаются этими призмами, и установил, что эффект адаптации уменьшается, даже если глаза испытуемого двигаются свободно. Практически адаптация проявлялась несколько более отчетливо при свободном прослеживании глазами деталей рисунка, чем в тех случаях, когда испытуемый фиксировал взгляд настолько, насколько это возможно.

Существует другой тип адаптации, на первый взгляд сходный с обнаруженным Гибсоном в его опытах с искажающими изображение призмами, а позже — линзами, но, по существу, совершенно отличный от него как по своему происхождению, так и по тому значению, которое он имеет для теории восприятия. Это явление известно под названием последействие фигуры (figural after-effect). На протяжении последних нескольких лет оно привлекало пристальное внимание исследователей.

Последействие фигуры возникает в тех случаях, когда  испытуемый фиксирует взор на рисунке в течение некоторого времени (скажем, полминуты). Если подобным образом взор фиксирует изогнутую линию, то сразу же после этого в течение нескольких секунд прямая линия кажется изогнутой в противоположном направлении. Этот эффект близок к эффекту Гибсона, однако для последействия фигуры существенно то, что глаза должны быть неподвижны, в то время как в опытах Гибсона с искажающими очками глаза могут двигаться свободно.

Эти явления свидетельствуют  о том, что в перцептивной системе человека может иметь место особый вид адаптации, которая представляет собой не только простую перегруппировку тактильных и зрительных ощущений, а изменение механизмов зрительного восприятия пространства. Неизвестно, имеются ли подобные коррекции у более низко организованных, чем человек, представителей животного мира.

Иво Колер недавно  сделал значительное открытие. Он носил очки, не искажающие сетчаточные изображения, а окрашивающие их наполовину в красный, наполовину в зеленый цвет, так что все выглядело красным, если смотреть налево, и зеленым — если смотреть направо. Колер открыл новый эффект адаптации, о существовании которого раньше и не подозревали. Влияние красного и зеленого цвета на восприятие постепенно уменьшалось, и, когда очки снимались, вещи казались красными при взгляде направо и зелеными при взгляде налево. Это явление совершенно не похоже на обычные последовательные образы, возникающие вследствие адаптации сетчатки к окрашенному свету. Эффект Колера связан не с положением изображения на сетчатке, а с положением глаз по отношению к голове, и таким образом он является результатом процессов компенсации, протекающих не в глазах, а в мозге.

Существует всего  несколько типов инверсии изображений, которые могут быть получены с  помощью простых оптических приспособлений, однако в настоящее время К. У. Смит предложил для этих целей новые технические приемы. Смит использует телевизионную камеру и монитор, смонтированные так, что испытуемый наблюдает за своей собственной рукой на экране монитора, который может быть соединен с камерой таким образом, что можно получить любые желаемые изменения изображений.

Таким путем можно  получить изображения, перевернутые слева направо или сверху вниз, в то время как движения глаз и рук испытуемого остаются свободными. В этом эксперименте рука испытуемого помещается за занавеской так, чтобы он не мог ее видеть (поскольку эта аппаратура далеко не портативна, исследование чаще ограничивается короткими экспериментальными сеансами и не может продолжаться в течение нескольких дней). Камера может быть установлена з любом положении и давать помимо переворачивания изображений смещение изображения в пространстве. С помощью различных линз и расстояний от камеры до испытуемого можно менять величину изображений и вызывать искажения (рис. 4).

Рис. 4. Эксперимент Смита

Эксперимент Смита, в котором  использовались телевизионная камера и монитор, для того чтобы менять видимое положение или величину собственных рук испытуемого. Испытуемый мог рисовать или писать при больших изменениях зрительного образа своей руки.

Опыты Смита показали, что в целом переворачивание изображения сверху вниз, как правило, дает большие нарушения, чем слева направо, причем комбинированная инверсия изображений (одновременно и сверху вниз, и справа налево) иногда вызывает меньше затруднений, чем каждая инверсия в отдельности. Изменения величины изображения практически не влияют ни на способность испытуемого рисовать объекты, ни на его почерк.

- смещение  изображений во времени

Развитие телевизионной  техники сделало возможным смещение изображения не только в пространстве, но и во времени. Временная задержка изображений - это новый вид смещения, изучение которого обещает дать весьма интересные результаты. Этот вид смещения изображения достигается с помощью описанных выше телевизионной ка меры и монитора, а также видеомагнитофона, снабженного бесконечной лентой, благодаря чему возникает временная задержка между регистрацией изображения камерой и подачей его на монитор. Испытуемый, таким образом видит свою руку (или другой предмет) в прошлом, с временным отставанием, которое регулируется расстоянием между записывающей и воспроизводящей головками видеомагнитофона (рис. 5).

 



Рис. 5. Эксперимент Смита с введением временной отсрочки между действием и его зрительным восприятием. Отсрочка задавалась с помощью бесконечной ленты видеомагнитофона.

Эта ситуация представляет не только теоретический интерес, она важна также и в практическом отношении, потому что и в авиации, и при управлении многими другими механизмами, работающими с отсрочкой, необходим контроль со стороны человека, но если подобная отсрочка нарушает навыки оператора, это может стать серьезной проблемой. Установлено, что короткие отсрочки (порядка 0,5 сек.) делают движения резкими, плохо скоординированными, так что рисование становится практически невозможным, а письмо явно затрудняется (рис. 6). Тренировка не дает улучшения, или оно невелико.Слева направо: обычные рисунки и письмо; рисунки и письмо при зрительном контроле через телевизионную камеру, но без отсрочки; рисунки и письмо при зрительном контроле через телевизионную камеру с отсрочкой. Отсрочка создает непреодолимые помехи, в то время как смещение зрительного изображения в пространстве может быть скомпенсировано. (Эти результаты имеют практическое значение, так как при многих задачах, связанных с контролем, например при управлении самолетом, возникает какое-то отставание во времени результатов от действий).

Рис. 6. Рисунки и письмо при временной отсрочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в обычной жизни.

Огромную роль в восприятии движения, пространства, времени играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, что бы добиться лучшего восприятия настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.

Изучение восприятия движения немаловажно. Биологическая роль этого  восприятия чрезвычайно велика. Чтобы движения животных были эффективными, они должны быть в состоянии определить, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов, в том числе и человека, в наш век космических скоростей.

Изучение восприятия пространства и времени, также играет большую  роль в жизни человека, так как позволяет построить правильную картину окружающего нас мира.

Мы сделали  обзор экспериментов с различного рода смещениями сетчаточных изображений. Во всех случаях смещение было планомерным, то есть производилось согласно определенному принципу; был исследован широкий диапазон смещений: по вертикали и по горизонтали (отдельно по каждому направлению или по обоим одновременно); искажения, наблюдаемые при фиксированном взгляде или при свободном движении глаз; смещения изображения во времени.

Результаты этих опытов не так просто оценить, однако в целом, по-видимому, можно сказать, что при всех возможных смещениях изображений человек проявляет известную адаптацию — исключение составляет только смещение изображения во времени,— в то время как у всех других животных, кроме обезьян, ее нет.

Необходимо сделать заключение, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список   

    1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
    2. Психология [Текст] : учеб. / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.
    3. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2002.
    4. Общая психилогия: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2003. – 592 с.
    5. Степанов, В. Е. Психология [Текст]: Учеб. / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2006. – 572 с.
    6. Хрестоматия по ощущению и восприятию [Текст] : учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : МГУ, 1975. – 400 с.

 


Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс