Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 10:21, курсовая работа
Цель исследования - выявить гендерные особенности в структуре и проявлениях агрессивности современных студентов.
Объект исследования: особенности структуры и проявлений агрессивности современных студентов.
Предмет исследования:агрессивность у студентов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА I.
Теоретическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
5
1.1.
Различные подходы в психологической науке к изучению агрессии и агрессивности ……………………………………...
5
1.2.
Факторы агрессивного поведения ...........................................
8
1.3
Понятие гендер в психологии …………………………………
12
1.4
Особенности агрессивности в студенческом возрасте ………
14
ГЛАВА II.
Практическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
17
2.3.
Исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов………………………………………………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… |
3 | |||
ГЛАВА I. |
Теоретическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………... |
5 | ||
1.1. |
Различные подходы в психологической науке к изучению агрессии и агрессивности ……………………………………... |
5 | ||
1.2. |
Факторы агрессивного поведения .............................. |
8 | ||
1.3 |
Понятие гендер в психологии ………………………………… |
12 | ||
1.4 |
Особенности агрессивности в студенческом возрасте ……… |
14 | ||
ГЛАВА II. |
Практическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………... |
17 | ||
2.3. |
Исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов……………………………………………………… |
17 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. |
23 | |||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… |
25 | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет собой способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессия представляет собой совокупность показателей - физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
В настоящее время агрессия является предметом активных научно–практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в Российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), то гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.
Студенческий возраст – это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности, как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками.
Исходя из актуальности проблемы исследования, были сформулированы объект, предмет, цель, и методы исследования.
Цель исследования - выявить гендерные особенности в структуре и проявлениях агрессивности современных студентов.
Объект исследования: особенности структуры и проявлений агрессивности современных студентов.
Предмет исследования:агрессивность у студентов.
Методы исследования:
- Методика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
Задачи исследования:
I. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Различные подходы
в психологической науке к
изучению агрессии и
Агрессия – это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению.
Агрессия, по определению, многими специалистами связывается с намеренным причинением вреда живым существам. Введение такого критерия в большинство существующих определений агрессии представляется вполне обоснованным. Р. Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, так как часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивность, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. Таким образом, под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Выделяют прямую (открытую) и скрытую агрессивность. Различия заключаются в намерениях «агрессора»: во втором случае он старается нанести удар таким образом, чтобы это не выглядело как желание обидеть партнера по общению, в первом же случае он не скрывает своих намерений. Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями - ударами, нападением, толчками), вербальной (оскорбительные слова, клички, иронические высказывания) и экспрессивной, или невербальной (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, злословие, раскрытие чужих секретов, слова, вызывающие у другого человека чувство вины, оставление вопросов без ответа) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т.п.). [4, с. 76].
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем рассматривать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.
Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. А именно: не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. И с другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление (или не проявление) агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов. В случае агрессивных действий агрессивной личности, во взаимодействии трансситуативной и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый - мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
1.2. Факторы агрессивного поведения
Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие:
1. Социально-психологические
факторы, т.е. формирующиеся на уровне
социальных групп и
2. Микросоциальные факторы, которые определяются характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.
3. Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Так, У. Дарэм рассматривает хозяйственные системы в качестве ведущего фактора, определяющего развитие агрессивного поведения в традиционных обществах. По его мнению, различное использование средовых ресурсов неизбежно приводит к формированию различного отношения к территории и разным потребностям в кооперации или конкуренции между членами группы. Ландо (1984) предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название «предвзятая атрибуция враждебности» и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти. Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и т.д.
4. Личностно-психологические
факторы, т.е. качества личности, формирующиеся
в процессе социализации на
уровне отдельного индивида и
так или иначе связанные с
его агрессивностью. К таковым
могут быть причислены
К когнитивным факторам причисляют, прежде всего, определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это так называемые агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести, вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.
Информация о работе Гендерные особенности проявления агрессии у студентов