Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа
"Гештальт" (от немецкого Gestalt – образ, структура, целостная форма) является одним из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человекрассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.
Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек научился разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научился осознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.
ВВЕДЕНИЕ:......................................................................................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии.................................................
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.....................................................
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии...........................................................
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................
Министерство образования и
Саратовский
государственный университет
Контрольная работа
по дисциплине <<Общая психология>>
на тему <<Гештальттеория восприятия >>
специальности <<Психология>>
Павлова.Ю.А
Проверил: Пантелеев.А.Ф
Саратов-2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ:.....................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии............
1.2. Возникновение и развитие
гештальтпсихологии............
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии............
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ:
Важным психологическим
направлением, возникшим в период
"открытого кризиса", явилась гештальтпсихология (
В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Гештальтпсихология, возникшая как направление исследования познавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они определяются тем, как используют те или иные положения конкретные направления практической психологии, так как в непосредственном виде гештальтпсихология в настоящее время не существует.
Прозрения гештальтпсихологии
оказались плодотворными в
"Гештальт" (от немецкого
Gestalt – образ, структура, целостная
форма) является одним из
Гештальттерапия направлена
на то, чтобы человек научился разбираться
в порой очень запутанных лабир
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии
Гештальтпсихология - одно
из наиболее влиятельных и интересных
направлений периода открытого
Макс Вертхеймер (1880-1943) – немецкий психолог, основоположник гештальт-психологии, известный экспериментальнымиработами в области восприятия и мышления. Родился в Праге, там же получил начальное образование. Учился в университетах Праги, вБерлине – у К.Штумпфа, в Вюрцбурге – у О.Кюльпе. В Вюрцбурге получил ученую степень доктора философии (в 1904 г.). После этого он вернулся в Берлин, а летом 1910 г. переехал во Франкфурт-на-Майне. Здесь Вертгеймер заинтересовался восприятием движения, но в его объяснении встретился с трудностями, исходившими из структуралистской точки зрения. Как отмечает В. Кёлер, на этом материале Вертгеймер открыл новые принципы психологического объяснения.
Его работа привлекла внимание
В 1933 г. Вертгеймер эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Здесь к октябре 1943г. Вертгеймер умер. В 1945 г. вышла его книга "Продуктивное мышление". В ней с позиций гештальтпсихологии экспериментально исследуется процесс решения задач, который описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. В. Кёлер считает эту книгу лучшей памятью о М. Вертгеймсре.
Среди основателей гештальт-
Статья Коффки, получившая
название "Перцепция: введение в
гештальттеорию" (1922), содержала основы
гештальтпсихологии, а также результаты
многих исследований и их оценки. Главная
причина, по которой основатели гештальтпсихологии
сконцентрировали свои публикации на
проблеме перцепции, была обусловлена
самим духом времени: психология
Вундта, против которой восстали сторонники
нового учения, получила свою основную
поддержку благодаря
В 1921 году Коффка опубликовал книгу "Основы психического развития", посвященную формированию детской психологии и имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу "Принципы гештальтпсихологии", которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.
Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван "трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.
Вольфганг Келер (1887-1967) был глашатаем движения гештальтпсихологии. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и аккуратностью, дали классическое представление о многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике.
Келер родился в Эстонии. Когда ему было пять лет, его семья переехала на север Германии. Свое образование он получал в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Затем он отправился в университет Франкфурта, куда прибыл незадолго до появления там Вертхеймера с его игрушечным стробоскопом.
После эмиграции в США
Келер преподавал в Свартморском
колледже в Пенсильвании, написал
несколько книг и редактировал журнал
"Психологические исследования"
Немецкий психолог, эмигрировавший в 1932 году в США, Курт Левин (1890-1947 гг.) вошел в историю науки как автор теории поля. Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (ага-решение).
В 1921 г. Вертгеймер, Кёлер и Коффка основывают журнал "Психологические исследования". Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х гг. М. Вертгеймера: "К учению о гештальте" (1921), "О гештальттеории" (1925). В 1926 г. К. Левин пишет статью "Намерения, воля и потребности" — экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение: гештальтпсихологии приступает к настоящему экспериментальному исследованию этих областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. В. Кёлер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой "Гештальтпсихологии". Эта книга представляет систематическое и, пожалуй, лучшее изложение этой теории. На американскую психологию оказала большое влияние также книга К. Коффки "Принципы гештальтпсихологии", 1935. Школа распалась в конце 1930-х гг. Однако, она способствовала созданию одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии – гештальт-терапии, основоположником которого является немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлз (1893-1970 гг.). Ф.Перлз считал, что любой аспект поведения – есть проявление целого, то есть бытия человека. Кроме того, идея целостности – и это уже от гештальтпсихологии – означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается "контактная граница" между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлз считает формированием гештальта, уход – завершением.
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии
Впервые,
понятие «гештальт-качество»
Новый
подход в направлении целостной
психологии осуществили психологи
Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948),
Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971),
которые создали школу
История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.
В.
Келлер в книге «Физические структуры
в покое и стационарном состоянии»(1920)
проводит мысль о том, что физический
мир как и психологический, подчинен
принципу гештальта. Гештальтисты начинают
выходить за пределы психологии: все
процессы действительности определяются
закономерностями гештальта. Вводилось
предположение о существовании
электромагнитных полей в мозгу,
которые, возникнув под влиянием
стимула, изоморфны в структуре
образа. Принцип изоморфизма
В
1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка
представители