Гиперактивность в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:21, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на личность ребёнка.
Цель данного исследования: изучить особенности когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотеза исследования. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Синдром гиперактивности и дефицита внимания.
1 Теоретическое обоснование понятия СДВГ. 7
1.1.2 Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания. 9
1.2 Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция.
1.2.1 Этиология СДВГ. 12
1.2.2 Механизмы развития СДВГ. 19 1.2.3 Клинические признаки СДВ. 21 1.2.4 Психологические особенности детей с СДВГ. 27 1.2.5 Лечение и коррекция СДВГ. 34
Выводы к 1 разделу. 42 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С СДВГ И С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ 43 2.1 Исследование внимания. 44
2.2 Исследование мышления. 49 2.3 Исследование памяти. 50 2.4 Исследование восприятия. 53
2.5 Исследование эмоциональных проявлений. 57 2.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного ребёнка. 58
Выводы ко 2 разделу. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)


Міністерство освіти і науки України

Одеський національний університет  ім. І.І. Мечникова

Інститут інноваційної та післядипломної освіти

Кафедра клінічної психології

 

 

ДИПЛОМНА РОБОТА

ГИПЕРАКТИВНІСТЬ В ДИТЯЧОМУ ВІЦІ: ПРИРОДА, ДІАГНОСТИКА І ПСИХОЛОГІЧНА КОРЕКЦІЯ

 

Виконана студенткою 3 курсу    Подолян Мариною Сергіївною         Спеціальність:  Психологія               Форма навчання: заочна          Науковий керівник: кандидат   мед.наук, доц. каф.  клінічної психології  Моховіков Олександр Миколайович

    

Роботу допущено                                                                                                      до захисту _____________________                      Завідувач кафедрою:                                                                         кандидат    мед.наук, профессор                                                     Херсонський Б.Г.                                    ________________________________

 

 ОДЕСА - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

РАЗДЕЛ 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Синдром гиперактивности и дефицита внимания.

1 Теоретическое обоснование понятия СДВГ.                                                     7

1.1.2 Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания.                  9

1.2 Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ.  Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция.            

1.2.1 Этиология СДВГ.                                                                                          12

1.2.2 Механизмы развития СДВГ.                                                                       19 1.2.3 Клинические признаки СДВ.                                                                       21 1.2.4 Психологические особенности детей с СДВГ.                                          27 1.2.5 Лечение и коррекция СДВГ.                                                                        34

Выводы к 1 разделу.                                                                                              42 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С СДВГ И С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ                            43 2.1 Исследование внимания.                                                                                 44

2.2 Исследование мышления.                                                                               49 2.3 Исследование памяти.                                                                                     50 2.4 Исследование восприятия.                                                                              53

2.5 Исследование эмоциональных  проявлений.                                                 57 2.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного  ребёнка.                                                                                                                   58

Выводы  ко  2 разделу.                                                                                          64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            67 ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     71

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость изучения детей с  синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и  гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Кондрашенко В.Т., 1988; Егорова М.С., 1995; Ковалев В.В., 1995; Горьковая И.А., 1994; Григоренко Е.Л., 1996; Захаров А.И., 1986, 1998; Fischer M., 1993) [14, 21]. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (Заваденко Н.Н., 2000). В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2001). Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич В.Д., 1998) [7, 8, 21].

Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется  основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997; Разумникова О.М., Голошейкин С.А., 1997; Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П., 2001) [7, 8, 21].

Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В. 1999) [43].

Современные направления  развивающей и коррекционной  работы (Семенович А.В., 2002; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., 1997; Обухов Я.Л., 1998; Семаго Н.Я., 2000; Сиротюк А.Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. Отсутствуют программы, рассматривающие мультиморбидность проблем развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанные на мультимодальном подходе [31].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве  исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого-педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.

В данной работе было проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Объектом исследования является когнитивное развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.

Предметом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на личность ребёнка.

Цель данного  исследования: изучить особенности когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Гипотеза исследования. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме. Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям.

С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а так  же сформулированной гипотезы решались следующие задачи:

1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.

2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.

3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.

Для решения поставленных задач были использованы ниже перечисленные  методы: анализ литературы (труды отечественных  и зарубежных авторов в области  психологии, педагогики, дефектологии и физиологии по проблеме исследования); теоретический анализ проблемы гиперактивности; анкетирование педагогов и воспитателей; методы диагностики восприятия: методика «Чего не хватает на этих рисунках?», методика «Узнай, кто это», методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»; методы диагностики внимания: методика «Найди и вычеркни», методика «Проставь значки», методика «Запомни и расставь точки»; методы диагностики памяти: методика «Выучи слова», методика «Запоминание 10 картинок», методика «Чем залатать коврик?»; методы диагностики мышления: методика на выявление умения классифицировать, методика «Что здесь лишнее?»; оценочная шкала эмоциональных проявлений.

Теоретические основы нашей работы во многом определились под влиянием фундаментальных исследований отечественных психологов и дефектологов: культурно-исторической теории Л.С. Выготского, его исследований о характере первичных и вторичных отклонений в психическом развитии детей, системном строении функций, компенсаторном их развитии в процессе специально организованной деятельности, теории о соотношении психологического развития в норме и с нарушениями (Т.А. Власова, Ю.А. Кулагина, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.И. Солнцева и др.).

Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, на основе чего разрабатываются рекомендации для родителей и воспитателей. Данные исследования могут быть использованы при работе с гиперактивными детьми.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Синдром гиперактивности и дефицита внимания

 

1.1.1 Теоретическое обоснование понятия СДВГ

 

Впервые упоминание о  гиперактивных детях появилось  в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман  описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров.

В 1902 году ей посвящена  довольно большая статья в журнале  «Lancet». Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это, вероятно, и заставило более пристально изучить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга. С тех пор было сделано множество попыток объяснить причину, а также предлагались различные способы лечения детей, у которых наблюдались импульсивность и двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость поведения [21].

Так, в 1938 году доктор Левин  после длительных наблюдений пришёл к неожиданному выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гипердинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга [21].

В англо-американской литературе в 1970-е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций. Для уточнения границ данной патологии в США была создана специальная комиссия, предложившая следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин относится к детям со средним уровнем интеллекта, с нарушениями в обучении или в поведении, которые сочетаются с патологией центральной нервной системы.

Несмотря на усилия комиссии, единого мнения в понятиях по-прежнему не было.

Через какое-то время  детей с подобными нарушениями  стали делить на две диагностические  категории:

1) дети с нарушением активности и внимания;

2) дети со специфическими расстройствами обучаемости.

К последним относятся дисграфия (изолированное расстройство правописания), дислексия (изолированное расстройство чтения), дискалькулия (расстройство счёта), а также смешанное расстройство школьных навыков.

Информация о работе Гиперактивность в детском возрасте