Гнев как эмоциональное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:20, реферат

Краткое описание

Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла, безусловно, важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая природа гнева

1.1. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в зарубежной психологии. Теории агрессивности.
1.2. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в отечественной психологии. Теории агрессивности.
1.3. Виды гнева
1.4. Методы изучения гнева
1.5. Работа психолога по борьбе с гневом
1.6. Особенности гнева на разных этапах онтогенеза

Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.

Глава 3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферет гнев по общей психологии2.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

  «Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям  приходят два волшебника: добрый и  злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим  ситуациям.

Взрослый читает детям  сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями  различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает  на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное  состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой  подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы [7].

«Угадай чувство».

Цель: ознакомление с  эмоциями и чувствами и выработка  умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображениями или названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и тому подобное).

Участникам раздаются  эти карточки. Они знакомятся с  ними, не показывая окружающим. Каждому  нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение  о своих чувствах вызвало желание  рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Формирование способности  к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

«Глаза  в глаза».

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Дети в парах держаться  за руки и, смотря друг на друга, молча, пытаются передать разные состояния: «я грущу», «я рассержен», «не хочу не с  кем разговаривать», «мне весело»  и так далее.После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно.

«Жужа».

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами  окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле  с полотенцем в руках. Все остальные  бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Слепой танец»

Цель: развитие навыков  самоконтроля, укрепление доверия к  другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку(2-3 минуты), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

- Чувствовали ли вы  себя уверенно со своим партнером,  когда у вас были завязаны  глаза?

- Как больше понравилось  танцевать – с открытыми глазами  или закрытыми? Почему?

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению  детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы —  одно большое, доброе животное. Давайте  послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

Родители могут также  воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена  для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок  может бить эту куклу, вымещая  на ней накопившуюся агрессию.

Очень полезны для  снятия агрессии игры с водой, песком, глиной.

Из глины можно слепить  фигурку своего обидчика (а можно  даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между  ладошками, а затем при желании  восстановить. Причем именно то, что  ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как  и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко  в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших  книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет  использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым  шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки  кораблик.

3.Сначала топить, а  затем наблюдать, как “выпрыгивает”  из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать  легкие игрушки, находящиеся в  воде (для этого можно использовать  бутылочки из-под шампуня, наполненные  водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином  дает возможность сместить «энергию кулака».

Учите детей снимать  напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку… дети с  удовольствием играют в такие  игры со взрослыми. Эти занятия снимают  агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

Также детям очень  нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

«Снеговик».

Родитель и ребенок  превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино».

Родитель говорит текст  и выполняет движения вместе с  ребенком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем».

Таким образом, профилактика детской агрессивности включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в трех направлениях: работа с гневом; распознавания и контроль гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Все приведенные выше игры и занятия легки в проведении и очень нравятся детям. Но профилактика детской агрессивности будет эффективна только в том случае, если взрослый будет принимать ребенка таким, каков он есть, с уважением относиться к его внутренним проблемам. И конечно профилактическая работа с детьми должна проводиться при родительской поддержке: польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Также были проведены  исследования на проявление агрессии среди испытуемых  и выявлены следующие результаты:

1. Тест руки  Вагнера

Испытуемый: Шавырин Максим

Пол: мужской.

Возраст: 20 лет.

Образование: студент  3 курса, инженер.

Дата обследования: 16 октября 2012 года.

Коммуникация – 11

Указание – 9

Агрессия – 6

Страх – 3

Активная безличность  – 2

Описание – 2

Эмоциональность – 2

Зависимость – 2

Пассивная безличность  – 2

Итого: 39 баллов.

Вывод: суммарный балл испытуемого – 39 баллов -  является результатом уровня его агрессивности. По данному результату можно сказать, что испытуемый мало подвержен вспышке агрессии.

 

2.Опросник  Басса-Дарки

 

Испытуемый: Липатов Михаил

Пол: мужской

Возраст: 19 лет

Образование: студент 2 курса, экономист

Дата обследования: 17 октября 2012

 

Физическая агрессивность  – 13

Вербальная агрессивность  – 7

Косвенная агрессивность  – 5

Негативизм – 2

Раздражение – 7

Подозрительность – 8

Обида – 7

Чувство Вины – 7

 

Индекс враждебности подсчитывается по результатам шкалы  «Подозрительность» и «Обида» (8+7=15). Нормой враждебности является 6-7 плюс-минус 3. Произведя подсчеты, стало известно, что испытуемый проявляет враждебное отношение к другим людям.

 

Индекс агрессивности  от 21 до 25. Результат испытуемого  по шкалам «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия» и «Раздражимость» показал, что индекс испытуемого - 27 превысил норму агрессивности – 25. Таким образом, можно сказать, что испытуемый способен к проявлению агрессии по отношению к окружающим.

 

3. Диагностика  враждебности по шкале Кука-Медлей

 

Испытуемая: Медведева  Анастасия

Пол: женский

Возраст: 30 лет

Образование: окончила университет, бухгалтер

Дата обследования: 19 октября 2012

По шкале цинизма  испытуемая набрала 54 балла. Это средний  показатель с тенденцией к высокому. Следовательно, испытуемая подвержена к циничному отношению. Аналогичные результаты в других шкалах. В шкале агрессивности – 31 балл. В шкале враждебности – 19 баллов. Эти результаты являются средними показателями с тенденциями к высокому показателю. Значит, испытуемая может быть агрессивной и враждебной к окружающим в определенных ситуациях.

 

 

4. Тест “Уровень  агрессивности ребенка”

 

Испытуемый: Верещагин  Максим

Пол: мужской

Возраст: 9 лет

Образование: ученик 3 класса

Дата обследования: 20 октября 2012

 

Исследование уровня агрессивности ребенка.

 

Каждый положительный  ответ на каждое из предложенных утверждений  оценивается в 1 балл.

 

1. Временами кажется,  что в него вселился злой  дух. 

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без  всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с  удовольствием ломает игрушки,  что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так  настаивает на чем-то, что окружающие  теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить  животных.

8. Переспорить его  трудно.

9. Очень сердится, когда  ему кажется, что кто-то над  ним подшучивает. 

10. Иногда у него  вспыхивает желание сделать что-то  плохое, шокирующее окружающих.

Информация о работе Гнев как эмоциональное состояние