Гнев как эмоциональное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:20, реферат

Краткое описание

Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла, безусловно, важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая природа гнева

1.1. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в зарубежной психологии. Теории агрессивности.
1.2. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в отечественной психологии. Теории агрессивности.
1.3. Виды гнева
1.4. Методы изучения гнева
1.5. Работа психолога по борьбе с гневом
1.6. Особенности гнева на разных этапах онтогенеза

Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.

Глава 3. Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферет гнев по общей психологии2.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

 

Актуальными в наши дни  остаются поиски причин и наиболее эффективных средств контроля агрессивного поведения. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков:

  • Внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии.
  • Выявление внутренних факторов, способствующих агрессии.

Сторонники первого  подхода стремятся раскрыть природу  действия внешних факторов, оказывающих  существенное влияние на проявления агрессивности. Речь в данном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды, таких как влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли алкоголя и наркотиков.

В исследованиях ученых определенное место занимает изучение специфики влияния на агрессию окружающей человека среды. В работах Р. Барона, Д. Зильманна, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера  и других проводится идея о том, что  агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей естественной среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление ее проявлений.

Среди таких стрессоров они выделяют физические, к которым относят шум, жару, загрязнение воздуха и т.д., и межличностные, включающие в себя территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства, высокую плотность проживания людей.

Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. В результате западные ученые приходят к следующим выводам:

  • стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессивности;
  • они могут влиять на нее лишь в том случае, когда:

а) возбужденный таким  образом индивид как бы заранее  был предрасположен к нападению,

б) нарушается способность  личности к адекватной переработке  получаемой ею информации,

в) прерывается осуществляемое в данный момент поведение;

  • физические стрессоры увеличивают степень враждебности лишь до определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как замещающие ее инструментальные акты устраняют негативные последствия действий стрессора.

Еще менее изученным  является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относят территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства и высокую плотность населения.

В рамках второго направления, изучающего влияние внутренних факторов на проявления агрессивности, ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О'Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание расовой принадлежности индивида.

Резкое обострение расовых  конфликтов побудило ученых США к  активному изучению влияния расовых  признаков на проявление агрессивности. Западные исследователи концентрируют свое внимание на выяснении истоков различного рода этнических предубеждений и их влияние на агрессию.

Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых  проявляют гораздо меньше прямой враждебности по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Что же касается последних, то они оказываются более агрессивны в отношении белых.

Опираясь в целом  на основные принципы социального научения, Э. Доннерштейн, С. Прентис-Дунн, Л. Уилсон и другие ученые считают, что враждебные акты могут быть нейтрализованы либо ожиданием общественного осуждения, либо опасением расплаты. Все, что уменьшает этот риск, растормаживает агрессию. Одним из таких условий Э. Доннерштейн считает, в частности, анонимность в отношениях с предполагаемой жертвой.

Но, не смотря на великое  множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных  психологов считают правомерным  выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М. Мид, изучая примитивные  сообщества, сделала вывод, что в  тех сообществах, где ребенок  получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют в свою очередь склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

 

Теории  агрессии

 

Агрессия рассматривается  как реакция на блокирование или  разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни – это отрицательные эмоции – злоба, ненависть, деструктивность.  З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни  (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение)  служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.

     З. Фрейд  объяснял агрессию, насилие как  проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как  агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и  по отношению к  другим,  к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх – Я,  насилие, агрессия является результатом конфликта Я и Сверх -  Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего.

Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если  энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск  надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории  З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского  развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу  и мстительности.

 

Этологический подход

 

Агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К.Лоренц писал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях также, как и они, служат сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично хотя не столь драматично обстоит дело  с другими инстинктами». Человек должен признать, что его поведение подчинено природе.

Исследуя агрессию, он рассматривал ее как часть общего животного мира, законы природы объясняют поведение и действия. Итак, согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, как и у других  живых существ.

Этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции:

а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов;

б) агрессия помогает улучшать генетический фонд вида  за счет того, что оставить и сохранить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы;

в) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают  выживание своего потомства.

Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. 

 

Таким образом, агрессивнее  действия являются совместной функцией:

1) количество накопленной  агрессивной энергии и 2) наличие  силы особых, облегчающих разрядку агрессии, стимулов в непосредственном окружении.

Чем большое количество агрессивной энергии имеется в данной момент, тем меньший силы стимул требуется для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне. У людей, в отличие от большинства других живых существ, распространено насилие по отношению к представителям своего собственного вида. К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности  наносить серьезные повреждения своим жертвам. Итак, К. Лоренц рассматривал агрессию, как неизбежное  следствие  врожденных сил. Он говорил о возможности   ослабления агрессии  и контроля подобного поведения.   Он полагал, что участие в различных действиях, несвязанных с причинением ущерба, может предотвращать накопление агрессивной энергии до опасного уровня и, таким образом, снизить вероятность вспышек насилия. Угроза вспышек, выплеска насилия  у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться не совместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

 

Подход  к агрессии Э. Фромма.        

         

Агрессия – это  мазохистское влечение к смерти, к  страданию. Э.Фромм  выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли,  иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается  в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.

Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником,  разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам  так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным  обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано  не на реальной данности, а на манипуляциях.

Итак, Э. Фромм  отмечал, что фрустрация потребностей и желаний является обычном явлением в обществе. Агрессия, по мнению Э. Фромма, и насилие постоянно возникают, так или иначе, проявляя себя. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

 

Взгляды К. Ю. Юнга на агрессию.

 

Объяснял причины проявления агрессивности  и насилия в  соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.

 

 

Понимание агрессии К. Хорни 

 

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности.  Человек, подверженный состоянию «движению против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности, насилия.  Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида, стремление к безопасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия.

Информация о работе Гнев как эмоциональное состояние