Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение незарегистрированных браков (сожительство), как социальное явление в современной жизни общества и выявление гражданской позиции современной молодежи на гражданский брак.
Задачи:
раскрыть сущность гражданского брака как социального явления;
рассмотреть причины распространенности гражданского брака;
проанализировать гендерный аспект гражданского права;
Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.
Современное российское общество характеризуется изменением отношения к традиционным идеалам, моральным и нравственным ценностям. Непосредственно это касается брачно-семейных отношений, поскольку брак и семья выступают как системообразующие элементы в социальной сфере. Стабилизирующим фактором социального института семьи традиционно является официальная регистрация брака, подразумевающая совокупность норм и санкций, регулирующие отношения супругов. Брак является устойчивым союзом мужчины и женщины, издавна получивший общественное признание. Государство и общество посредством правовых норм утвердили «стандарты», которым должны соответствовать рассматриваемые отношения по своей форме.
Однако в последнее время в нашем обществе традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для значительной части населения. В настоящее время в России наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака».
Как показывает статистика, сегодня немало молодых людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному. Одни считают это распутством, другие, напротив, видят в гражданском браке панацею от многих семейных проблем. В любом случае гражданский брак занял прочное место в системе семейных отношений, и с этим приходиться считаться и психологам, и юристам, а иногда - даже политикам.
Тем не менее, психологи отмечают, что привлекательность гражданского брака для многих состоит в его необязательности и низкой, а часто вообще полной, безответственности. В гражданском браке, а вернее сожительстве, как правильно это называть, ты никому ничего не должен: ведь мы просто проверяем чувства, совместимость и др., а может, что чаще все и бывает, - просто временно так поживем ...
В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 00 родителей. Ежегодно рассматривается 35 00 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.
Тема курсовой работы является актуальной т.к. существование такой формы отношений как гражданский брак вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. Вследствие чего хотелось бы более подробнее изучить данную проблему.
Целью курсовой работы является изучение незарегистрированных браков (сожительство), как социальное явление в современной жизни общества и выявление гражданской позиции современной молодежи на гражданский брак.
Задачи:
Объектом курсовой работы являются юноши и девушки в возрасте от 18 до 30 лет.
Предмет курсовой работы: динамика общественного мнения по отношению к «гражданскому браку» и выявление обусловленности семейно-брачных отношений современного российского общества.
Цель исследования: проанализировать мнение молодых жителей об объективных факторах и субъективных причинах незарегистрированных браков.
Теоретическая основа работы: для нашего исследования, в первую очередь, важны работы, рассматривающие различные аспекты «гражданского брака» как формы семейных отношений. Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и др.) а другими - с позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод, А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко).
Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В.А. Сысенко, З.А. Янкова, Н.П. Поливаевой. Что касается исследований брачно-семейных отношений непосредственно в незарегистрированных браках, то для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении различных аспектов незарегистрированных отношений, хотя уже сделаны попытки его преодолеть. В этом смысле стоит отметить работы Л.В. Карцевой, Т.А. Долбик-Воробей, Т.А. Богдановой, А.С. Щукиной, Е.Ю. Егоровой, Ю.М. Черепухина.
В нашем исследовании применялся традиционный метод сбора информации, а именно выборочный опрос. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование.
Психологические, финансовые, бытовые и другие трудности испытывает не только молодая семья, но и партнеры в более зрелых браках, вместе прожившие не один десяток лет. Не всем удается сохранить свои отношения. Нередко, казалось бы, довольно прочные брачные союзы распадаются, отчего страдают как супруги, так и дети. И нельзя винить в этом только супругов, которые не сумели сохранить очаг своего семейного благополучия. Причины здесь самые разные. Иногда совместное сосуществование становится для когда-то из счастливых супругов невыносимой мукой. И тогда единственный выход из создавшейся ситуации – развод. Об этом написано много, что свидетельствует о «типичности» ситуации в функционировании современной семьи. Но в каждом отдельно взятом случае это становится трагедией для конкретного человека, и поэтому даже спустя много лет после развода не все решаются создать новую семью, опасаясь того, что в новом браке все может повториться.
О разведенных и овдовевших говорят, что они не спешат узаконивать повторный брак потому, что распад прежней семьи или смерть одного из супругов уже посеяли у них семена недоверия к прочности человеческих отношений. Именно по этой причине они пытаются оградить себя от новых потрясений, то есть поведение взрослых регулируется мотивами избегания неудач. Но и ребенок при новых условиях своей жизни, когда кто-то «просто живет» с его мамой или папой, не чувствует стабильности и безопасности. Подобные опасения могут испытывать дети и в первичных «гражданских» браках.
Но пожалуй, больше всего опасений относительно устойчивости семьи возникает у молодых людей, находящихся в брачном возрасте. Они являются свидетелями осторожного отношения к семейной жизни тех, кто уже потерпел «крушение семейного корабля», поэтому серьезно задумываются о том, какой выбор лучше сделать: в пользу брачных уз или как можно дольше сохранять свою свободу и независимость. Поэтому столь популярными в последнее время становятся неофициальные (незарегистрированные) отношения юношей и девушек, которые, прежде чем официально зарегистрировать брак, предпочитают «проверить свои чувства», приобрести опыт совместной жизни и распределения супружеских ролей, выяснить степень совместимости с партнером, научиться ладить друг с другом, оставаясь «в принципе самостоятельными и независимыми». Пара «опробует» свою способность жить вместе, пока оба полностью не начинают доверять друг другу или не приходят к выводу о необходимости расстаться. Подобная проверка иногда затягивается на годы. На свет могут появиться дети, но и это не всегда побуждает партнеров подумать о том, чтобы узаконить свои отношения. Нередко один из них (чаще всего мужчина) не желает связывать себя обязательствами и оставляет себе возможность вернуться к прежнему, холостяцкому образу жизни, если в семье вдруг что-то не заладится. Именно по этой причине официальный брак перестал быть доминирующим идеалом в сознании молодежи. На смену ему пришла такая форма организации семейной жизни, как гражданский брак, который стал довольно распространенным явлением во всем мире, включая нашу страну.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что гражданский брак может рассматриваться и как попытка избежать ответственности - юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский, или «пробный», брак. Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: «Не обязательно покупать корову для того, чтобы пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию [18, c. 326]. Не случайно Джей Хэйли отмечает, что наличие свекров и тестей - единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями.
В повседневных житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно молодые и более образованные люди. Однако это не совсем верно. Исследования по данному вопросу показывают, что в развитых странах до 25 % пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.
Неженатые пары – явление достаточно распространенное в современном мире. Обычно статистические данные о парах, ведущих «несупружескую семейную жизнь», касаются в основном зарубежных стран. Так, например, в Дании и Швеции уже в середине 70-х годов ХХ века примерно 30 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами в незарегистрированных отношениях. В Германии в 1985 году около миллиона пар вели «несупружескую семейную жизнь». Их можно соотнести примерно с 15 миллионами супружеских пар с детьми или без них. Растет популярность фактических, но юридически не узаконенных браков в США, Канаде, России. Однако достоверной информации о том, как обстоят дела в этой области в нашей стране, к сожалению, нет. Практика общения с клиентами в семейной консультации свидетельствует о том, что подобная форма семейных отношений не просто присутствует в современном российском обществе, а наблюдается тенденция к их увеличению. В отличие от западных стран, где семейная жизнь без свидетельства о браке чаще всего обусловлена психологическими причинами, в России это во многом связано со своеобразием социально-экономических факторов, порождающих вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие [1, c. 101].
Известный социолог А.Г. Харчев писал, что в брачных отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи. Он ссылается на мнение Гегеля, который отмечал, что «брак отличается от сожительства тем, что в последнем имеет значение главным образом удовлетворение естественной потребности, между тем как в браке эта потребность оттесняется на задний план» [17, с. 85].
Отношения в незарегистрированном сожительстве дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых совместная жизнь в «пробном браке» длится сравнительно недолго, брак или заключается, или отношения прерываются, иногда трансформируются в дружеские, приятельские контакты. По всей видимости, мужчине и женщине требуется некоторое время для определения той меры взаимной ответственности, которую они согласны принять. В «пробных браках» пары обычно стремятся избежать беременности, пока у них не появится обоюдное желание иметь детей, что может стать весомой причиной для юридического оформления отношений. В то же время увеличивается число случаев совместного сожительства, которое отличается от брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в длительных отношениях часто приветствуется. Длительное сожительство чаще встречается в странах, где активно практикуются «пробные браки». Например, в Швеции добрачное сожительство является признанным социальным институтом.
В случае длительного незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. Девяносто процентов женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но не обязательно с этим партнером. Вероятно, за этим кроется неуверенность, обусловленная перенесенной психологической травмой (факт измены, потери любимого человека, смерть, вероломство, интимная неудача, обман и др.) или страхом, связанным с возможностью ее неотвратимого наступления и, соответственно, ее ожиданием. Поэтому партнер (или оба партнера) предпочитает занимать «выжидательную позицию» и не связывает себя никакими обязательствами друг перед другом, чтобы в случае необходимости расставание было как можно менее болезненным.
Согласно данным опроса В. Жбанкова, проведенного в России в 1908 г., у разночинной и дворянской молодежи было распространено неоформляемое сожительство. Из тех студенток которые сообщили, что состоят в браке, 60% имели в виду сожительство, а не церковный брак. После революции нерегистрируемый брак (уже в его светском значении) распространился в более широких слоях населения. По оценкам Ласса, 31,7% девушек и 16,5% юношей из Одессы, указавших, что находятся в супружеских отношениях, в действительности не регистрировали их. Многие молодые люди просто отрицали институт брака. Так, среди командиров Красной армии доля сожительств составляла примерно 17,5%, среди солдат - 8% [15].
В нашей стране уже в 1923 г. существовало около 100 тыс. фактических браков, то есть «таких постоянных установившихся брачных отношений, которые трактуются самими супругами как брак и которые не были зарегистрированы». А.Г. Харчев указывает, что в этих фактических браках стороной, не желавшей регистрации, были, как правило, мужчины. Опираясь на свои экономические преимущества, они, таким образом, заставляли женщин отказываться от той поддержки, которую им обеспечивало советское законодательство. При этом они использовали как религиозность, сохранившуюся у значительной части женского населения, так и те изменения, которые произошли в сознании и социальном положении женщин после революции. В первом случае регистрация брака заменялась венчанием в церкви, во втором - отказ от регистрации мотивировался «новым» отношением к половому вопросу [17, c. 91].
Информация о работе Гражданский брак как социальная проблема