Групповая дискуссия как метод групповой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:55, реферат

Краткое описание

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ 

 

КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

 

1) способ организации совместной  деятельности с целью интенсификации  процесса принятия решения в  группе;

 

2) метод обучения, повышающий  интенсивность и эффективность  процесса восприятия за счет  активного включения обучаемых  в коллективный поиск истины.

 

Групповая дискуссия относится  к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

 

Дискуссия — это один из эффективных способов активизации  группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия протекает часа за полтора.

 

Применяется этот метод в  целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также  в психотерапевтических целях.

 

По процедуре групповая  дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая  ценность дискуссии состоит в  том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность  увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

 

Используется групповая  дискуссия в целях коррекции  межличностных отношений или  личностных проблем. В зависимости  от этого различают: биографическую, тематическую или интеракционную дискуссию.

 

Обычно в качестве ведущей  выделяют интеракционную ориентацию дискуссии, поскольку она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов этого метода — обратной связи. Интеракционная ориентация дискуссии направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

 

Биографическая дискуссия  предполагает обсуждение истории жизни  клиента, отдельных эпизодов и событий  его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения  и т.д.

 

Тематическая ориентация дискуссии концентрирует внимание группы на актуальных для большинства  участников общих темах. Например, «Как управлять собой в сложных  ситуациях?»; «Конфликт — зло  или благо?» и т.д.

 

В дискуссии вырабатывается общее коммуникативное умение отстаивать в дискуссиях свои позиции. Например, П.Б. Гурвич и Е.В. Шантарин выделили следующие основные специфические дискуссионные умения:

 

— дать определение явлению (дефинировать), а в плане контраргументации потребовать дефиницию от противника и оспаривать ее правильность;

 

— привести яркие примеры  в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;

 

— приводить в качестве доказательств сравнение по аналогии или по контрасту и оспаривать правомерность аналогий и контраста  противника;

 

— построить правдоподобные «гипотетические случаи» для  обоснования своего мнения и доказать неправдоподобность таких случаев, приведенных противником;

 

— препарировать факты  и явления, абстрагируясь от отдельных  их сторон, условий и т.д.;

 

— оперировать аксиомами  и общепринятыми истинами, доказывая  неуместность их употребления противником;

 

— классифицировать — расчленять, объединять, группировать явления и  факты;

 

— учитывать специфику  условий (фактор времени, места, направленности, характера и др.) и опровергать  противника со ссылкой на игнорирование  этой специфики;

 

— рассматривать дебатируемый вопрос как единство противоречий, т.е. всесторонне, и доказать узость, односторонность рассмотрения его  противником;

 

— видеть перспективу развития явлений и уличить противника в игнорировании перспективы;

 

— подтверждать свои высказывания ссылкой на источники, доказывать их достоверность, требовать указания источников противником и оспаривать их достоверность;

 

— отталкиваться в своих  выступлениях от противоречий в выступлении  противника;

 

— предвосхищать невысказанные  аргументы противника (умение антиципировать).

 

Дискуссия организуется как  процесс диалогического общения  участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта  совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и  теоретико-практических проблем. Особенностью дискуссии как коллективной формы  работы является возможность равноправного  и активного участия каждого  клиента в обсуждении теоретических  позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Специфически психологическим фактором выступает общение с равно  информированными партнерами — членами  группы, в отличие от общения с  разно информированным партнером  — ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это раскрепощает интеллектуальные возможности участников группы, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.

 

В дискуссии, являющейся моделью  предметных и социальных отношений  членов группы, клиент может научиться  точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование возражать, опровергать  ошибочную позицию противника. В  такой работе человек получает возможность  для целеобразования и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельности, что обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности.

 

В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности противника. Необходимым условием развертывания  продуктивной дискуссии являются личные знания участников дискуссии, которые  приобретаются ими в процессе самостоятельной работы с проблемным материалом, а также со специальной  литературой. Успешность дискуссий  во многом зависит от умения ее организовать и от умения дискутировать.

 

Необходимо различать  диалогоподобнов общение, когда каждый из дискутирующих ведет «свою партию» лишь по внешним связям, словам, перекликающимся с монологически развиваемой позицией партнера, и собственно диалог, при котором идет совместное развитие точки зрения, а результат дискуссии выступает продуктом совместных усилий и может быть получен только таким путем.

 

В дискуссии выделяют следующие  основные фазы'. 1) ориентировка, 2) оценка, 3) завершающая фаза.

 

Этим фазам соответствуют  следующие шаги:

 

1-1 Определение цели и  темы дискуссии (ориентировка).

 

1-1 Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений  всех участников дискуссии) по  обсуждаемой проблеме — сбор  альтернатив (вариантов решения  проблем).

 

Q Упорядочение, обоснование  и совместная оценка полученной  в ходе обсуждения информации  — уяснение, анализ и выбор  решения из набора имеющихся,  появившихся в ходе обсуждения  альтернатив.

 

О Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дискуссии  с полученными результатами (завершающая  фаза, фаза собственно решения проблемы).

 

Г.Е. Филатова описывает следующие  формы организации дискуссии:

 

Первый вариант. Для неподготовленных участников, для начинающих групп  или для групп с низким уровнем  дискуссионных навыков самым  простым способом ведения неподготовленной дискуссии является следующей.

 

Участники группы располагаются  за круглым столом. Дискуссию начинает ведущий. Он излагает суть проблемы (вместо устного выступления ведущего может  быть использована полемическая журнальная или газетная статья, проблемное сообщение  и т.д.). Затем участникам дискуссии  предлагается по очереди высказать  свое мнение по сути проблемы. Перед  началом дискуссии регламентируется время выступления, хотя некоторые  дискуссии могут проводиться  и без ограничения времени  высказываний. Право высказаться  может получить участник группы, которому передается игровой предмет (песочные часы, игрушка и т.д.). Песочные часы, поставленные перед выступающим, несут  дополнительную психологическую нагрузку. Обладатель игрового предмета не только имеет право высказать свое мнение, но и обязан отвечать на все вопросы, обращенные к нему. Игровой предмет  может передаваться как в заранее  определенной последовательности по кругу, так и тому, чье мнение в данный момент дискуссии хочет услышать группа, им может оказаться и ведущий. В заключение дискуссии ведущий  подводит итоги, оценивает изложенные точки зрения.

 

Согласно второму способу  ведения дискуссии, тема сообщается участникам заранее. Выбирается она  таким образом, чтобы проблема дискуссии  имела несколько вариантов решений. Например, «Наказания в воспитании: если наказывать, то как, если нет, то почему». Ведущий предлагает участникам дискуссии  разделиться на группы по 2 человека, в течение 10—15 мин подготовить  свой вариант решения проблемы. После  того как работа завершена, ведущий  предлагает объединить две группы по 2 человека в группу из 4 человек и  вновь выработать свой вариант решения. Затем четверки объединяются в группы по 8 человек и вновь пытаются прийти к единому мнению. Следующим  этапом дискуссии является выступление  представителей от каждой группы из 8 человек  и защиты своего варианта решения. В  конце общего обсуждения ведущий  подводит итоги дискуссии, дает оценку совместно найденного варианта решения.

 

Третий вариант ведения  дискуссии удобен при обсуждении проблем, решение которых для  членов группы достаточно знакомо или  может быть осуществлено на уровне здравого смысла.

 

Чтобы придать обсуждению материала полемическую заостренность, участникам дискуссии раздаются  зафиксированные на карточках позиции, установки (сомнение, удивление, согласие, несогласие, согласие-подтверждение и т.д.). Ведущий дискуссии освещает существо проблемы, а участники, согласно заданным позициям, опровергают, выражают сомнение, одобрение и т.д., используя различные примеры, аргументы и т.д. В заключение ведущий подводит итоги, оценивает достигнутое группой решение проблемы.

 

Четвертая форма дискуссии  является своеобразным способом осмысления процесса и результата решения какой-либо задачи.

 

В самом начале занятия  ведущий делит группу на две подгруппы, формулирует две задачи по одной  и той же теме (например, подготовить  и провести два фрагмента урока) и подчеркивает, что каждая группа не только коллективно решает свою задачу и силами своего представителя  обосновывает свое решение задачи, но и выступает в роли эксперта, т.е. члены подгруппы задают уточняющие вопросы, выясняют процедурные подробности, указывают на ошибки и неточности, оценивают результаты решения задачи противоположной группой. Ведущий, подводя итоги дискуссии, оценивает  работу обеих подгрупп, а также  активность и конструктивность последующего обсуждения.

 

Пятая форма групповой  дискуссии обязательно требует  предварительной подготовки. В структуре  такой формы групповой дискуссии  выделяют следующие компоненты:

 

экспозиция,

 

преддискуссия,

 

этап уточнения понятий,

 

сообщение и поиск дополнительной информации,

 

аргументирование и контраргументирование выдвинутых

 

тезисов или собственно дискуссия,

 

заключение.

 

Первые пять этапов представляют собой период коллективной и индивидуальной подготовки групповой дискуссии.

 

Экспозиция предусматривает  ознакомление участников группы с темой  и проблемой дискуссии, включает в себя сообщения, тезисы, предложенные ведущим или сформулированные самими участниками группы. Дискуссионные  тезисы располагаются в определенной последовательности, которая составляет костяк плана дискуссии. На этом этапе  должна быть введена основная информация по обсуждаемой проблеме.

 

На этапе преддискуссии выясняются точки зрения участников и уточняется их осведомленность по данной проблеме, что позволяет с помощью укрепления тех или иных точек зрения установить баланс противоречивости. Тут же участникам группы дается задание укрепить свою точку зрения, уточнить свою позицию и усвоить необходимый материал для обоснования своей точки зрения.

 

Следующим этапом является уточнение  содержания и объема понятий, что  обеспечивает переход от спора о  словах к спору по существу самой  проблемы. В плане самостоятельной  работы членам группы предлагается, отталкиваясь от уточненных понятий, продолжить сбор необходимой информации для обоснования  своей позиции, усилить аргументацию, пользуясь своей точкой зрения.

На следующем этапе  подготовки дискуссии осуществляется введение дополнительной информации по проблеме. Ведущий ставит участников в известность о наличии такой  информации, представленной, например, в папке со статьями и заметками  из газет, журналов, научных источников. При выполнении домашнего задания  участник самостоятельно знакомится с  дополнительной информацией и извлекает  из нее дополнительные аргументы  и факты в пользу своей точки  зрения.

 

Для успешного проведения групповой дискуссии необходимо не только свободно оперировать фактическим  материалом, но и осуществлять чуткое сотрудничество участников и тренера  на подготовительных этапах. Например, ведущий обычно старается сформировать у каждого члена группы общую  установку на аргументирование и  контраргументирование. Для этого он дает общие рекомендации, конкретные советы, предъявляя отдельным участникам или подгруппам специальные задания.

 

Можно выделить блоки методических умений, необходимых ведущему дискуссии.

 

В первый блок входит умение решить стоящую проблему, задачу. Не допустить отклонения обсуждения от темы, подведения частичных итогов по ходу работы и т.д.

 

Во второй блок входят умения построить и развить отношения  с группой участников дискуссии, познакомить их друг с другом, если есть в этом необходимость, поддерживать доброжелательную деловую атмосферу, не допускать личных конфронтации.

Информация о работе Групповая дискуссия как метод групповой работы