Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление взаимосвязи конфликтности с групповой сплоченностью воспитателей ДОУ «Рябинушка». Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:
1. дать обзор научной литературы о понятиях: «малая социальная группа», «групповая сплоченность», «лидерство», «межличностные отношения», «конфликтность», сформировав тем самым теоретическую базу исследования;
2. рассмотреть существующие методы психологических исследований и определить этапы нашего исследования;
3. провести исследование роли конфликтности в групповой сплоченности воспитателей ДО «Рябинушка».
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ 5
Понятие «малой группы» и характер межличностных
отношений в группах 5
1.2. Понятие «групповой сплоченности», основные подходы
к пониманию «групповой сплоченности 10
1.3. Понятие «лидерства» и «руководства» в социальных группах 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА» И РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 17
2.1. Определение метода и этапов исследования 17
2.2. Проведение исследования, анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 – ответы исследуемых (18 бланков)
Приложение 2 – социометрическая матрица
Приложение 3 – социограмма
Приложение 4 – шкала «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» (ксерокопии)
Важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.
Г.М. Андреева понимает групповую сплоченность, как «особого рода связи в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим законам».
Проблема исследования
групповой сплоченности опирается
на понимание группы, прежде всего,
как некоторой системы
В русле социометрического направления сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимных симпатиях. Данный подход был развит в концепции А.и Б. Лотов, прямо указывающих, что сплоченность обусловлена межличностной аттракцией. Причины симпатии, которую демонстрируют члены группы друг к другу, могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности. Возникшая на основе аттракции сплоченность приводит и к повышению продуктивности деятельности группы.
Другой подход был предложен Л.Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней».
Исходя из данной теории А.Зандер вывел следующее определение: «Сплоченность основывается на притягательности группы для ее членов». При таком подходе вводится такой показатель, как соотношение наград и потерь, которые имеет индивид в группе. «Награды» (выигрыши) – это удовлетворение биопотребностей, безопасность, принятие другими, поддержка самооценки. «Потери»: время и усилия для взаимодействия с неприятными партнерами, критика или отвержение со стороны партнеров и пр. Превышение «выигрышей» над «потерями» означает высокий показатель уровня сплоченности.
Т.Ньюком вводит особое понятие «согласие». Он выдвигает новую идею, а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.
А.Бейвелас в своих исследованиях придавал значение характеру групповых целей. Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций, символические – соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того и другого характера целей.4
Иной подход к определению
групповой сплоченности обнаруживает
А.В. Петровский. Он выдвигает «стратометрическую
концепцию групповой
А.В. Петровский отмечает, что структуру социальной группы (малой) и процессы в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов.
Так, в многоуровневой структуре высокоразвитой группы он выделяет несколько слоев, имеющих различные психологические характеристики.
Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. Следующий слой (Б) фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. В третьем слое (В) представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием совместной деятельности – ее целями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. Содержание групповой деятельности на этих связях почти не сказывается.5
Г.М. Андреева отмечает, что эти слои групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как уровни развития группы, в частности три уровня развития групповой сплоченности.
На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что к проблеме групповой сплоченности исследователи обнаруживают два подхода: эмоциональный (сплоченность понимается как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы) и деятельностный (сплоченность понимается как осознание и разделении членами группы общих целей групповой деятельности).
1.3. «Лидерство» и «руководство» в группах
Проблема «лидерства» и «руководства» является одной из кардинальных проблем социально психологии.
Сам по себе термин «лидерство» в переводе с английского означает «руководство». Однако, как пишет А.Л. Свиницкий, отечественные исследователи обычно выделяют руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным общностям.
Основное различие здесь состоит в следующем.
Взаимодействие руководителей
и руководимых ими людей
Тем не менее, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, именно они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботится о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы; руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Существует несколько теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Наиболее известны три из них.
«Теория черт» («харизматическая теория») исходит из положений немецкой психологии конца 19 – начала 20в.в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. В ситуационной теории значение личностных черт не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и является необходимым в данной ситуации, человек им обладающий, становится лидером. Имеется немало данных, свидетельствующих о том, что поведение, требуемое от лидера в одной ситуации, может не соответствовать требованиям другой ситуации. Лидер, постоянно эффективный в рамках ситуации одного типа, нередко оказывается беспомощным в других условиях. Таким образом, подчеркивается, что для эффективного лидерства в одних условиях лидеру необходимо обладать одними чертами личности, а в других условиях – чертами, порой прямо противоположными. Отсюда следует также объяснение появления и смены неформального лидерства. Поскольку ситуация в любой группе, как правило, подвержена тем или иным изменениям, а черты личности более стабильны, то и лидерство может переходить от одного члена группы к другому. Итак, в зависимости от требований ситуации лидером будет тот член группы, черты личности которого окажутся в данный момент «чертами лидера». Т.о., черты личности лидера рассматриваются как одна из «ситуативных» переменных наряду с другими. К таким переменным относят ожидания и потребности руководимых лиц, структуру группы и специфику ситуации данного момента, более широкую культурную среду, в которой находится группа. Согласно «системной теории лидерства» лидерство рассматривается как процессорганизации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. В рамках системной теории делается акцент на том, что, поскольку лидерство – функция группы (Р.Бейлс, Ф.Слеттер), одновременно могут существовать лидеры как минимум двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение; эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА» И РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
2.1. Определение метода и этапов исследования
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо составить поэтапный план работы.
Для проведения исследования мы взяли за основу две методики:
Исследование решили проводить в три этапа.
На первом этапе мы проведем социометрический тест для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
А) измерение степени
сплоченности-разобщенности в
Б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые),
В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Результаты опроса мы внесем в таблицу (социоматрицу), на основе которой построим социограмму для наглядного представления наличия группировок в коллективе воспитателей ДОУ «Рябинушка» и взаимоотношений между ними (симпатий, контактов).
На втором этапе мы предложим респондентам заполнить опросник Томаса для определения стиля поведения и изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению воспитателей ДОУ «Рябинушка».
С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными.
В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса два стиля поведения – это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
А) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
Б) приспособление, означающее,
в противоположность
В) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок