Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Иные  результаты обнаружили мальчики.

Независимо  от пола предлагавшего им покурить сверстника они в половине случаев  приняли предложение, у всех «закуривших» мальчиков это отлично получалось, а утверждения, что курение не понравилось, были крайне редкими.

Иногда, дети пытались влиять друг на друга, угрожая  рассказать взрослым об экспериментировании  с сигаретами. В целом в рассмотренной  проективной ситуации около половины дошкольников выразило готовность попробовать  покурить в ответ на предложение  сверстников.

Поведение во второй ситуации изучалось при  помощи проективного рассказа, имевшего два варианта: для девочек и  для мальчиков. Его содержание, вкратце, сводилось к тому, что дошкольник оставался без родителей под  присмотром старшего ребенка в семье  и его приятеля. Подростки, обнаружившие на кухне сигареты, стали курить. Испытуемому предлагалось продолжить ситуацию, описав поведение подростков и соответствующего ему по полу дошкольника, а затем, в случае, если сверстник  курил, реакцию и поведение родителей, обнаруживших это.

Оказалось, что в указанной ситуации все  подростки пробовали курить. Различия между испытуемыми по полу состояли в том, что персонажи-подростки  у девочек часто бросали попытки  курить, так как это у них  не получалось или не нравилось. У  мальчиков персонажи-подростки успешно  курили и курение не только получалось, но и нравилось в два раза чаще.

Поведение персонажей-дошкольников было иным. Только половина из них у мальчиков и  треть у девочек курили. При  этом персонажи девочек просили  подростков дать им возможность попробовать, проявляя таким образом инициативу. Персонажи мальчиков с равной вероятностью пробовали курить или  отказывались чаще всего в ответ  на предложение подростков. Пробы, судя по рассказам, не произвели впечатления  на девочек. Ни одна из них не описала  субъективные ощущения при попытках курения. Мальчики указывали на субъективные ощущения (головокружение, различные  по модальности и оценке вкусовые ощущения).

Случаев безразличного отношения персонажей-родителей  к попыткам курения у дошкольников не отмечалось, причем это отношение  оказывалось тесно связанным  с полом родителя и ребенка. Наказания, применяемые к девочкам, мягче: их редко бьют и часто ставят в  угол. Особенно осторожно относятся  к ним отцы. Зачастую наказание  вообще заменялось изгнанием подруги  старшей сестры и выбрасыванием  сигарет. Мальчиков часто наказывают физически, причем наиболее активны  в этом отцы. Подобная картина полностью  соответствует описанным формам поведения взрослых.

Обобщая результаты второго эксперимента, легко  видеть, что в ситуации, удобной  для табакокурения, дошкольники  вовсе не высказывают жестких  социально одобряемых суждений и  пытаются приобрести личный опыт.

Третий, последний, проективный эксперимент  осуществлялся в сюжетно-ролевой  игре «Праздник». Игра проводилась  в присутствии воспитательницы  и психолога, с которым у детей  установились доверительные отношения. В соответствии с известным принципом  построения психотерапевтической игры психолог договорился с детьми о  том, что в игре все можно. Содержанием  игры явилось застолье. Изображая  взрослых, дети чередовали тосты, выпивку, еду, перекуры «на балконе» и «на  кухне», поведение опьяневших и курящих  людей, что составляло канву предметных действий игры.

В процессе необычной, оказавшейся очень  привлекательной игры, когда дети последовательно переходили от одного действия к другому, не встречая каких-либо препятствий и оценочных суждений со стороны присутствовавших взрослых, произошел переход от имитационных манипуляций с сигаретами к их реальному использованию. Первыми  к нему обратились мальчики. Около  половины из них зажигали спички и  пытались зажечь сигарету, которую  держали в другой руке. Затем один из мальчиков уверенно взял в рот  сигарету и закурил. В этот же момент игра «на балконе» была прервана психологом. Такая же игра развернулась и среди  девочек, устроивших перекур «на  кухне». Прервав детей, психолог предложила закончить игру. Мальчики просили  ее продолжения, мотивируя его желанием еще покурить. В конце концов был  достигнут компромисс: игра не возобновлялась, а детям было предложено в индивидуальном порядке рассказать психологу о  личных пробах табакокурения. Опрос  показал, что все десять принимавших  участие в игре мальчиков ранее, чаще всего в возрасте пяти лет, уже  пробовали курить.

Подводя итоги проведенным экспериментам, можно утверждать, что дошкольники  шести лет приобщены к традиции табакокурения, распространенной в  обществе. Индивидуальные и полоролевые  различия в установках дошкольников должны быть поставлены во взаимосвязь  с типом установки по отношению  к курению, наличествующим в семье, и существующими половозрастными  стереотипами употребления табака в  культуре.

Установка дошкольников включает дифференцированные знания о табачных изделиях, их назначении и способах употребления, распространенные стереотипы, предписывающие употребление табака в зависимости от возраста и пола людей. Эмоционально-оценочный  компонент установки представляет собой комплекс эмоционального отношения  к табакокурению как таковому и тесно с ним связанных  ограничителей отрицательных эмоций в виде тех же стереотипных представлений  о допустимости табакокурения в  определенных условиях. Поведенческий  компонент установки, отражающий готовность детей к экспериментированию  с табакокурением, также является сложным и дифференцированным. Экспериментирование с табаком прямо связано с ситуацией, т. е. с тем, кто, когда и при каких условиях предлагает попробовать.

Несомненно, установка дошкольников по отношению  к табакокурению является полностью  сформированным социально-психологическим  образованием. Поэтому в старшем  дошкольном возрасте профилактическая работа фактически сталкивается с необходимостью перестройки установки, а не первоначального  ее создания. Тем сложнее ее задача и тоньше должны быть используемые Приемы и методы. Важно подчеркнуть  в этой связи, что противоречивость наиболее распространенных амбивалентной  и либеральной форм отношения  к употреблению табака в семье, а  следовательно, и установок родителей, копируемых детьми, в свою очередь  порождает у детей шестилетнего возраста также противоречивую установку: с одной стороны, на словах дети не курили и не собираются курить в  будущем, а с другой — в массе  своей уже экспериментировали с  табакокурением и были не прочь повторить  пробы при любом удобном случае.

 

 

2.4. ПРОЯВЛЕНИЯ  АГРЕССИВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА(ВОПРОСЫ  ПСИХОЛОГИИ №4, 93)

 

И. Б. БОЙКО

Проблема  агрессивности человека является актуальнейшей  для нашего общества. Особое значение она имеет для мест лишения  свободы, где наиболее полно и  весьма вариабельно представлены все  известные формы и варианты проявлений агрессии у отбывающих наказание  лиц.

Одним из перспективных направлений в  изучении агрессии человека является разработка и внедрение психологических  методик для диагностики враждебности, конфликтности и потенциальной  агрессивности. Данное положение особенно значимо для пенитенциарных учреждений МВД России, где в настоящее  время создается профессиональная психологическая служба.

Психодиагностические  исследования, связанные с применением  опросника Басса — Дарки и  проективной методики Вагнера Hand Test (тест руки), осуществлялись, соответственно, в отношении 240 и 189 осужденных девушек  и 199 и 169 их ровесниц-школьниц (16 — 18 лет), взятых в качестве контрольной группы.

Проведенное исследование показало, что по данным всех субшкал опросника, как и  по основным показателям теста руки, несовершеннолетние осужденные женского пола достоверно отличаются от    группы    подростков-школьниц       (p<0,1 %). Подобное отличие обнаружено и при сравнении основных интегративных   показателей   данного опросника  — индекса агрессивности и  индекса враждебности.

Совпадение  смысла результатов, полученных по разным методикам, основанным на различных  методических приемах, служит основанием для вполне обоснованного вывода о повышенной агрессивности несовершеннолетних осужденных.

Объяснением данного явления могут служить  следующие факторы, которые были установлены в процессе исследования на основе изучения личных дел, автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа  получаемых (отправляемых) писем, ознакомления с характеристиками на осужденных со стороны сотрудников ВТК:

-общее  социальное неблагополучие, включающее  в себя плохие семейные взаимоотношения,  неурядицы, отсутствие одного  или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко  выраженные авторитарные методы  воспитания с элементами насилия,  откровенных сексуальных притязаний, постоянного унижения достоинства  ребенка, достигаемого в том  числе и другими способами;

-определяющее  влияние малых отрицательных  групп улицы, приводящее к увлечению  наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, раннему вступлению в половую  связь, нередко характеризующуюся  насильственным принуждением.

Не  получив признания в семье, подростки-девушки  переносят отрицательный опыт семейных взаимоотношений на систему общения  в малые группы улицы, что конкретно  реализуется в элементах скрытой  и явной агрессии.

Кроме того, не следует исключать и влияний  на повышенный фон агрессивности  таких специфических факторов, как  факт осуждения, опыт пребывания в СИЗО, процесс этапирования, пребывание в  карантине ВТК и т. п.

Повышенное  состояние агрессивности у несовершеннолетних осужденных женского пола проявляется  в следующих формах:

-открытой, при которой поведение осужденных  характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками  и другими откровенными и грубыми  внешними физическими проявлениями  агрессии (осужденные с подобными  проявлениями наиболее часто  и в большем объеме создают  проблемы сотрудникам ВТК);

-скрытой,  проявляющейся в “тихом”, завуалированном  варианте (распространение грубых  и злых сплетен, слухов, унижающих  достоинство конкретной личности  и т. п.);

-ситуативной,  или адаптивной, выражающейся в  индивидуально выбранной для  данного учреждения манере поведения;

-патологической, обусловленной каким-либо имеющимся  психическим или физическим недугом.

Изучение  агрессивности у несовершеннолетних женского пола, осужденных за различные  виды преступлений, показало, что по всем показателям опросника, как  впрочем и по основным результатам  теста руки, отсутствуют достоверные  отличия между осужденными, совершившими кражи, грабежи, разбои, хулиганские  действия, тяжкие преступления против личности. В процессе исследования не выявлено также достоверного отличия  между показателями опросника у  осужденных, совершивших преступления без явных элементов агрессии (ст. 144, 89 УК РФ) и по другим статьям  с откровенными признаками агрессии (ст. 102, 103, 108, 117, 145, 146, 206 УК РФ). Совпадение результатов, полученных по указанным  методикам, дает уверенность в правильности сделанного заключения.

Отсюда  следует вывод, который, помимо теоретического значения, вполне применим в практике судебно-психологической экспертизы: агрессивность данной категории  несовершеннолетних преступников не зависит  от вида совершенного ими деяния, т. е. инкриминируемая статья не предопределяет агрессивность лица, совершившего данное преступление.

Проведенное исследование позволяет считать  ошибочными взгляды, встречающиеся  среди сотрудников исправительно-трудовых учреждений: о зависимости состава  преступления и агрессивности несовершеннолетнего  преступника как психологической  особенности его личности.

ВЫВОДЫ

1. Стандартизованный опросник Басса  — Дарки и Hand Test Вагнера, согласно  проведенному психометрическому  обоснованию, могут быть использованы  для оценки агрессивности у   несовершеннолетних  осужденных  женского пола.

2. Агрессивность у несовершеннолетних  осужденных-девушек, в отличие  от школьниц одного с ними  возраста, характеризуется более  высокими значениями оценок по  всем основным изучаемым данными  методиками показателям.

3. Агрессивность как психологическая  личностная характеристика не  определяет и не находится  в зависимости от состава совершенного  преступления.

4. Проблема агрессивности несовершеннолетних  осужденных женского пола заслуживает  большего внимания и нуждается  в дальнейшем углубленном психологическом  изучении.

 

 

2.5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО  ПОДРОСТКА

 

С.С. ДАНИЛОВ

 

Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или  подразумеваемой нормы, будь то нормы  психического здоровья, права, культуры или морали.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — поведение, проявляющееся в  нарушении закона, совершении преступлений.

Проведенным работам по представлениям дознавателей УВД с «трудными» подростками  основным условием правонарушений несовершеннолетних детей является бесконтрольное и  бесцельное проведение свободного времени, отсутствие должного контроля со стороны  родителей, неправильная оценка моральных  и правовых норм, корысть, чувство  безнаказанности. Многие причины, порождающие  нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди  факторов делинквентного поведения  обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены  действенные средства.

Информация о работе Девиантное поведение подростков