Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

  В полной мере к этой категории  могут быть отнесены факторы  психолого-педагогического характера.  Так, всё чаще при выяснении  причин и условий нарушения  подростками норм и правил  поведения мы обращаемся к  анализу психологического климата  семьи, эмоционально- психологических  отношений подростка со сверстниками  и взрослыми. Отклоняющее поведение  нередко объясняют тем, что  ребёнок, подросток или юноша  не может правомерными средствами  удовлетворить свои социально-психологические  потребности в признании, доверии,  самоутверждении. Значительная часть  нарушений дисциплины совершается  подростками в состоянии сниженного  уровня психологической деятельности  или в пограничном между нормой  и патологией состоянии.

Тест  «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка использовался для определения  характерного для подростков психоэмоционального  состояния. Оказалось, что по результатам  теста у 57% подростков тревожность  средняя, допустимого уровня, а у 43% низкий уровень тревожности. Высокого уровня тревожности не выявлено, это  говорит о том, что для них  не характерно чувствовать эмоциональный  дискомфорт, вызываемое постоянным ожиданием  грозящей опасности. Низкий уровень  тревожности ведет к нарушению приспособляемости индивида к условиям его существования и прежде всего к условиям социальной среды.

По  уровню фрустрации у 29% испытуемых выявлен  высокий уровень данного психоэмоционального  состояния, около половины подростков (57%) имеют средний уровень фрустрации, низкий показатель выявлен у 14% респондентов. Т.е. по этим показателям можно сказать, что для большинства опрошенных подростков  характерно конфликтное  психоэмоциональное состояние, вызванное  непреодолимыми для данных индивидов  трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи.

Среди опрошенных подростков чаще встречается  средний уровень агрессии (57%), а  высокий уровень – 14%, низкий 29%. Эти  показатели свидетельствуют о том, что при возникновении сильной  травмирующей ситуации для данных подростков агрессия выступает как один из способов сохранения личного достоинства, защиты индивидуальной ценности, выступает  в качестве средства достижения наиболее важной цели, способа самореализации и самоутверждения, как средства эмоциональной разрядки.

В группе делинквентных подростков более  половины (71%) имеют средний уровень  ригидности, 29% с низкими показателями ригидности. Высокий уровень ригидности у опрошенных не выявлено, данный факт свидетельствует о том, что для  них не характерно негибкость, неизменяемость ранее занятой позиции.

На  основе результатов теста «Шкала степени отверженности ребенка  в семье», можно сказать что  дети часто раздражают родителей (ситуация в семье среднеблагоприятная  – 50%) или дети практически отвержены  и ситуация для них в семье  крайне неблагоприятная (50%). В семье, где бы подростки чувствовали  себя любимыми, нужными и необходимыми у респондентов не выявлена. Это  говорит о том, что дети чувствуют  себя в семье эмоционально изолированными от родителей. Качественный анализ свидетельствует  о том, что у подростка, в глазах родителей, преобладают нежелательные  и отрицательные черты характера, которые постоянно раздражают и  волнуют их. Значительное недовольство ребенком приводит к тому, что он все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым. Это приводит к тому, что для них дом ассоциируется  с отрицательными эмоциями, а улица, сверстники местом выхода этого напряжения.

Тест  «Семейная социограмма» использовалась для выявления положения субъекта в системе межличностных отношений  и характер коммуникаций в семье. По результатам исследования 83% испытуемых переживают эмоциональную отверженность  в семье.

По  анамнестическим сведениям делинквентное  поведение подростков начинался  со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим поведением следовали мелкие хулиганства, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных  денег у малышей, угон (с целью  покататься) велосипедов и мотоциклов,  «домашние кражи» небольших сумм денег. Большинство случаев делинквентного поведения были совершены, будучи в  состоянии алкогольного или токсического опьянения (вдыхание паров клея).

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что  отчётливо проявляется в случаях  антиобщественных поступков. На оказание психологической помощи дознавателями  были направлены мальчики – 75%, девочки  – 25%.

Подростковая  делинквентность в подавляющем  большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания: прежде всего 67% опрошенных делинквентнтных  подростков воспитывались в неполной семье, т.е. без отца, или в семье  деформированной – с недавно  появившимся отчимом; 17% многодетная, полная семья; 8% полная семья; 8% полная семья – родители инвалиды.

Склонность  к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления  личности подростка и в решении  его возрастных задач. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения  оказывается с огромной силой. Серьезные  нарушения поведения нередко  связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное  развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают  осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом  психологического заболевания.

На  основе проведенных работ можно  сделать вывод, что для  делинквентных  подростков характерно:

- психоэмоциональное состояние: средний  или низкий уровень тревожности;  высокий или средний уровень  фрустрации; высокий или средний  уровень агрессии; средний или  низкий уровень ригидности.

- детско-родительские отношения:  среднеблагоприятная или крайне  неблагоприятная атмосфера в  семье.

- большинство подростков чувствуют  эмоциональную отверженность или  у них конфликтные отношения  в семье;

- делинквентное поведение совершается  в состоянии алкогольного или  токсического опьянения.

- противоправное действие в большинстве  случаев совершается мальчиками.

- делинквентные подростки воспитываются  в неполной, многодетной семье.

После проведенных психодиагностических работ велись психологические консультации с  родителями делинквентных подростков на тему: «Как защитить ребенка от вовлечения в уличные асоциальные группировки  и столкновения с ними?». Давались рекомендации, как общаться с «трудным подростком», для создания в семье  условий, при которых ребенок  мог бы самореализоваться. Позволять  родителям чтобы ребенок смог бы пробовать свои силы, помогать в  достижениях, вместо того чтобы ругать и критиковать за неудачи.

Так же велись профилактические работы отклоняющегося поведения подростков:

1)    Информирования о влиянии отклоняющегося (агрессивного, противоправного или  аддиктивного поведения) на здоровье, отношения, жизнь и на судьбу  человека;

2)    Детско-родительские тренинги для  повышения психолого-педагогической  компетенции в воспитании детей;

3)    Организованы различные мероприятия,  в которых подростки активно  участвовали (соревнования, походы, кружки и т.д.).

На  основе проделанной работы можно  сказать, что социально-психологический  патронаж над делинквентными подростками  должна вестись систематически по намеченным планам, для обеспечения выявления  ситуаций психического дискомфорта  личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих  усугубить трудную жизненную  ситуацию, и оказание им необходимой  в данный момент социально-психологической  помощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для раскрытия  природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение –  два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения  индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в  месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они  лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного  или научного творчества).

Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более  того, разнообразие отклонений превышает  разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный  поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого  даже преступлению признаки, которых  четко зафиксированы  в уголовном  кодексе, так же разнообразны, как  и сами люди, их совершающие.

Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту  и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и  субъективным противоречиям общественного  развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут  к формам поведения индивидов  не согласующимся с существующей нормативной системой. При том  одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально  одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и  т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев  населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает  конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в  бутылке, кто забывается в наркотическом  дурмане, а кто послабее сводит счеты  с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение  – улучшить  жизнь, помочь людям  преодолеть их проблемы для этого  и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма  и т. д. будет только расти.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная психология, Учебное пособие.нимб, 2009г.Радина Н.К.

2. Психология девиантного поведения, ЮРГИ, 2006г, А.В.Хомич

3. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Емельянова Е.В. спб, 2008.

4. Психология ранней юности. Кон И. С. - Москва., 1989.

5. Социально-психологическая характеристика делинквентного подростка, С.С. Данилов

6. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Ремшмидт х - м.,1994.

7. Подросток-наркоман и его окружение

В.В. гульдан, о.л. романова, о.к. сиденко-(вопросы  психологии №5, 92)

8. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет.

В. Д. Москаленко-(вопросы  психологии №4, 91)

9. Установки дошкольников по отношению к табакокурению

В. В. Гульдан, О. Л. Романова, И. В. Иванникова-(вопросы  психологии №5, 91)

10.проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола И. Б. Бойко-(вопросы психологии №4, 93)

11. Подросток в замкнутом круге общения, Кондратьев М. Ю. Москва, 1997

12. Личность и ее формирование в детском возрасте, Божович Л. И. Москва, 1968 г.

13. Психология девиантного поведения. Менделевич в.д.– Москва, 2001

1 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.,1994.

 


Информация о работе Девиантное поведение подростков