Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
Тестовый материал ориентационной анкеты Б. Басса
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;. Сознания того, что меня окружают друзья.
. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:. Тренером;
Б. Известным игроком;. Выбранным капитаном команды.
. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:. Проявляет интерес у учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляются в свои знания в этом предмете;. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
. Мне нравится, когда люди:. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;. Стремятся выполнить свою работу лучше всех.
. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивыми и помогали людям, когда для этого
предоставляются возможности;
Б. Были верными и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого можно положиться;
В. Кто может много достичь в жизни.
. Больше всего я не люблю:. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;. Когда меня критикуют.
. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
. В детстве мне больше всего нравилось:. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;. Когда меня за что-нибудь хвалили.
. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
. Я люблю когда:. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;. Приятно провожу время с друзьями.
. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:. Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
. Лучше всего я учусь, если преподаватель:. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
. Для меня нет ничего хуже, чем:. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;. Потеря друзей.
. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
. Приятно когда:. Работаешь над важным для всех делим:
Б. Имеешь много друзей;. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
. По-моему, в первую очередь, руководитель должен быть:. Доступным;
Б. Авторитетным;. Требовательным.
. В свободное время я охотно прочитал бы книги:. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;. О последних достижениях науки и техники.
. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:. Дирижером;
Б. Композитором;. Солистом.
. Мне бы хотелось:. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;. Организовать конкурс и руководить им.
. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненною работу.
. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;. Занимаясь своим любимым делом.
Ключ
№ |
Я |
О |
Д |
№ |
Я |
О |
Д |
1 |
А |
В |
Б |
15 |
Б |
В |
А |
2 |
Б |
В |
А |
16 |
А |
В |
Б |
3 |
А |
В |
Б |
17 |
А |
В |
Б |
4 |
В |
Б |
А |
18 |
А |
Б |
В |
5 |
Б |
А |
В |
19 |
А |
Б |
В |
6 |
В |
А |
Б |
20 |
В |
Б |
А |
7 |
В |
Б |
А |
21 |
Б |
А |
В |
8 |
А |
Б |
В |
22 |
Б |
А |
В |
9 |
В |
А |
Б |
23 |
В |
А |
Б |
10 |
А |
В |
Б |
24 |
Б |
В |
А |
11 |
Б |
А |
В |
25 |
А |
В |
Б |
12 |
Б |
А |
В |
26 |
В |
А |
Б |
13 |
В |
А |
Б |
27 |
Б |
А |
В |
14 |
А |
Б |
В |
Группы |
Есть эффект |
Нет эффекта |
Суммы | ||
Количество испытуемых |
Процентная доля |
Количество испытуемых |
Процентная доля |
||
Личностная направленность | |||||
1 гр |
16 |
64% |
9 |
36% |
25 |
2 гр |
8 |
32% |
17 |
68% |
25 |
Суммы |
24 |
26 |
|||
Общественная направленность | |||||
1 гр |
6 |
24% |
19 |
76% |
25 |
2 гр |
12 |
48% |
13 |
52% |
25 |
Суммы |
18 |
32 |
|||
Деловая направленность | |||||
1 гр |
3 |
12% |
22 |
88% |
25 |
2 гр |
5 |
20% |
20 |
80% |
25 |
Суммы |
8 |
42 |