Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I 6
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность 6
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ( без заключения).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

Онтогенетическую  социализацию можно определить как  такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере  межличностных отношений, индивид  приобретает механизмы и нормы  социального поведения, установки, черты характера и их комплексы  и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение [20.  Философский энциклопедический  словарь,  C.629; 19. Философская энциклопедия, т.5,  C.66-67].

Социально-психическую  адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений  личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет  свою ведущую деятельность, удовлетворяет  свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем  ролевым ожиданиям, которые предъявляет  к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и  свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это  тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении  приводит личность к состоянию адаптированности.

Одним из важнейших принципов теории социально-психической  адаптации личности мы считаем следующее  утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии. Отметим, что следует различать три их основные разновидности: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов. Таким образом, принимая во внимание встречающуюся в психологической литературе классификацию адаптивных механизмов на защитные и незащитные, мы распространяем ее на адаптивные комплексы и дополняем эту классификацию средним, смешанным типом адаптивного комплекса, соответственно – адаптивного процесса и адаптированности, которые осуществляются смешанными адаптивными комплексами. Изучение адаптивных комплексов, таким образом, может в значительной мере способствовать развитию характерологии, являющейся важнейшей, но и наиболее слаборазвитой частью социальной психологии личности.

Социально-психическая  адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных механизмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение, как выражение соответствующей  социальной установки, является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь неконформистский и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности.

Уровень адаптированности членов общества к  уровню успешности их жизнедеятельности  оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуцию. [17. Налчаджян  А.А.,  С.17-21].

 

При нарушениях процессов адаптации в данной социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности. Это состояние лишено тех положительных  психологических особенностей, присущих состоянию адаптированности.

Социально-психологическая  дезадаптированность личности  выражается в неспособности ее адаптации  к собственным потребностям и  притязаниям. Одни из признаков социально-психологической  дезадаптированности личности  является переживание ею длительных внутренних  и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Имея  в виду то обстоятельство, что подросток начинает осуществлять адаптивные процессы во всех тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях (а не только при переживании конфликтных ситуаций), можно выдвинуть проблему уровней дезадаптированности. Так, если подросток оказывается в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию и социальная среда ждет от него исполнения адаптивных действий), то это означает, что он находится в состоянии временной дезадаптированности. Временная дезадаптированность характерна, например, для подростков, которые оказались в новых учебных или производственных группах, в которых их функции (роли) и взаимоотношения с другими членами еще не определилсь, поскольку находятся в процессе становления.

Можно выделить следующие три основные разновидности социально-психической  дезадаптированности личности подростка: а) устойчивая ситуативная дезадаптированность (имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки). В качестве ответа на такую хроническую ситуацию дезадаптированности такие люди в конце концов приобретают специфический защитный комплекс, одним из признаков наличия которого является  неверное, искаженное восприятие и осознание своего социального статуса; б) временная дезадаптированность (устраняется с помощью адекватных адаптивных предметных,  социальных и внутрипсихических действий); в) общая устойчивая дезадаптированность (она является состоянием перманентной фрустрированности, наличие которого активизирует ставшие патологическими (патологизированные) защитные механизмы; вследствие многократного применения патологизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов – синдромы неврозов и психозов).

Для понимания  особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень  дезадаптированности, отталкиваясь от которого следует начинать свою адаптивную активность.

 

1.2. Для  развития теории социально-психической  адаптации подростка, совершенно необходимо знание механизмов социализации, поскольку именно в процессе социализации перед подростком возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы.

Согласно  Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; в) механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами. Механизмы приспособления, согласно Т.Парсонсу, сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами. Такое приспособление приводит к интернализации элементов социального контроля и в этом смысле имеют сходство с функционированием сверх-Я [4, Беккер Г., Босков А., C.682]. Здесь по существу утверждается мысль о том, что в процессе социализации личности подростка, после когнитивных механизмов, важнейшую роль играют психические механизмы адаптации, причем сублимацию Т.Парсонс, по-видимому, не считает механизмом защитного характера. 

Представляется, что в  процессе социализации можно выделить как минимум  три грани.

Во-первых, акцент в анализе  социализации может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет  рассматриваться преимущественно  как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс  собственно усвоения, интернализации различных модусов социального  опыта, и соответственно акцент в  исследованиях будет поставлен  на механизмах этого усвоения и самом  содержании усвоенного.

В-третьих, внимание может  быть уделено преимущественно анализу  возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет  идти о социализации как адаптации. [5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. С.32-33]

        Т.Парсонс считает, что "классические" защитные механизмы (фрейдовские  динамизмы) служат для разрешения  внутренних конфликтов личности, а функцией механизмов незащитной  адаптации является разрешение  внешних конфликтов.

Согласно  Т.Парсонсу, познавательными механизмами  социализации являются подражание (имитация) и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви.

При обсуждении этой проблемы Т.Парсонс, с нашей точки зрения, игрнорирует одно важное обстоятельство, что не позволяет ему видеть внутренние связи различных механизмов социализации. Речь идет о том, что подражание и  идентификация, как познавательные механизмы социализации, участвуют  в тех адаптивных личностных процессах, которые развертываются в психике  человека после того, как она оказывается  в проблемной ситуации. Достаточно вспомнить, например, о существовании такого механизма защитной адаптации, как психическая идентификация с агрессором [24. Freud А.; 16. Налчаджян А.А., Мкртчян М.А., гл.III, §1, С.168].  С другой стороны, нет оснований для утверждения, будто в процессах защитной и незащитной адаптации из всех познавательных механизмов участвуют только подражание и идентификация. Достаточно, например, проанализировать структуру рационализаций для доказательства того, что психическая адаптация личности осуществляется с участием и других познавательных механизмов, в том числе механизмов научения (на которые в данной связи обратил внимание и сам Т.Парсонс).

Таким образом, все те механизмы, которыми, согласно Т.Парсонсу, осуществляется процесс онтогенетической социализации личности, участвуют также в процессах  ее адаптации на всех этапах ее развития.

Социализация, согласно Т.Парсонсу, осуществляется благодаря функционированию еще нескольких механизмов. которые  он характеризует в качестве "катетически-оценочных". Таковы: а) подкрепление-затухание, которые основаны на принципе удовольствия-страдания:  этот принцип осуществляется в виде применения вознаграждений (поощрений) и наказаний; б) торможение, которое уподобляется механизму вытеснения; в) субституция (замещение), разновидностями которой являются  перенос (трансфер) и перемещение. Т.Парсонс выделяет еще одну группу механизмов социализации, которые он объединяет под названием "ценностно-приобретаемых".

Для теории социально-психической  адаптации личности существенным является то, что глубокое изучение адаптивных функций защитных механизмов позволит раскрыть такие стороны адаптированности и ее нарушений, которые до сих  пор не исследовались.

Согласно самому общему определению, социализация – "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными  биологическими задатками приобретает  качества, необходимые ему для  жизнедеятельности в обществе" [19. Философская энцилкопедия. Т.5,  С.66].

В советской социологии и  социальной психологии  выделяются также два основных "плана" социализации: филогенетический и онтогенетический. Исследовать филогенетический аспект социализации – означает выяснить пути и механизмы формирования родовых свойств человечества. Онтогенетическая социализация (о которой везде у нас идет речь, кроме специально оговоренных случаев) – это процесс формирования конкретных социально-психологических типов личностей в процессе их онтогенетического развития.

Для плодотворного изучения социализации и социальной активности подростков следует подробнее разрабатывать концептуальный аппарат теории социальной психологии личности. В частности, нам представляется важной дифференциация онтогенетической социализации и социально-психической адаптации личности в данной социальной (в частности, в групповой) среде. Для решения этой задачи, важность которой отмечена и другими авторами , мы исходим из положения, согласно которому личность может быть социализированной, но дезадаптированной. [7. Зотова О.И., Кряжева И.К., С.219]. Более того, дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированности. Поэтому нам представляется не совсем точным утверждение некоторых авторов, будто "социально-психическая адаптация – один из путей более полной социализации"  [7. Зотова О.И., Кряжева И.К.,  С.222].

Социализированность личности подростка, в зависимости от конкретной групповой ситуации, может стать основой как для адаптированности, так и для дезадаптированности. Если в данном обществе моральные нормы и принципы, а также другие общечеловеческие ценности служат главным средством маскировки эгоистических стремлений, т.е. если доминирующей социальной ориентацией людей является двуличие (а во многом таково положение вещей в современном обществе обществе), то вполне естественно, что социализированность подростка, осуществленная путем интернализации общечеловеческих ценностей, может стать постоянной причиной фрустрированности и дезадаптированности.

Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых  норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых групп, организации  и всего общества. Адаптированность подростка в группе – это такое состояние, которое позволяет ему без длительных конфликтов  и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.

Поскольку подросток одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них он может быть хорошо адаптирован, в других – хуже. Он может быть членом и таких групп, в которых его положение близко к полной дезадаптированности. Например, при хорошей адаптации в учебном коллективе подросток может быть дезадаптирована в семье.

Все вышесказанное позволяет  прийти к еще одному выводу, касающемуся  соотношения социализации и адаптации: поскольку социализация личности подростка не всегда обеспечивает его социально-психическую адаптацию, следует выделить две ее разновидности:

Информация о работе Девиантыне поведения подростков, причины их появления