Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I 6
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность 6
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ( без заключения).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

а) адаптирующую социализацию

б) дезадаптирующую социализацию.

 

 

 

 

 

 

1.3 Рассмотрим наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция [14. Налчаджян А.А., c.112].

1. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности подростка, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. В результате нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не происходит существенных, т.е. приводящих к возникновению качественных новообразований, изменений.

Нормальная социально-психическая  адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией мы называем те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные  адаптивные процессы отличаются тем, что  начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются без участия известных защитных механизмов, т.е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения адаптированности в условиях возникновения  нефрустрирующих проблемных ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, групповые социально-психологические механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в частности, конформного поведения, но без привлечения защитных механизмов), процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.    

Поскольку многие реальные проблемные ситуации сложны и включают как фрустрирующие личность факторы, так и такие, которые вызывают к жизни незащитные адаптивные познавательные и эмоционально-волевые процессы, то можно выделить также третий тип  социально-психической адаптации  личности, который мы называем смешанным или средним. Смешанный, защитно-незащитный тип социально-психической адаптации личности осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами, связанными с ее социальными ролями. Параллельно с решением этих задач путем достаточно эффективного использования познавательных способностей и социального опыта, индивид обнаруживает также защитную агрессивность, склонность к самооправданию (путем рационализации), виновным из-за возникающих трудностей и неудач считает других (используя механизмы проекции и атрибуции). [17. Налчаджян А.А., c.263]

При осуществлении каждого  из этих трех разновидностей нормальной адаптации используется адаптивный комплекс специфического типа. В случае защитной адаптации это «чисто»  защитный комплекс (состоящий, например, из агрессивных действий и мотивации, рационализации и регрессии в  качестве их специфической ассоциации). В случае незащитной адаптации комплекс состоит из незащитных механизмов (незащитный адаптивный комплекс), и, наконец, в  третьем случае формируются и  используются смешанные (защитно-незащитные) адаптивные комплексы.

Если  адаптация имеет место в результате разрешения проблемной ситуации, то в  этом случае, используются преимущественно  незащитные адаптивные механизмы и  процессы (в том числе продуктивное мышление, приводящее к открытию новой  целостной структуры).  Когда же адаптация имеет место с сохранением  проблемной ситуации (например, конфликта  личности с лидером ее эталонной  группы), тогда преимущественно используются защитно-адаптивные механизмы. Причем в этом случае структурные изменения  самой личности должны  быть более  значительными:  личность меняется для приспособления к ситуации, которую  не может разрешить, трансформировать или ликвидировать исходя из своей  внутренней мотивации.

В тех случаях, когда адаптация  осуществляется с использованием как  защитных, так и незащитных адаптивных механизмов, нередко ассоциированных  в защитно-незащитные адаптивные комплексы, подвергаются частичным изменениям как личность, так и объективная  социальная ситуация [18. Петровский А.А., С.231].

 

Б. Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация  условно может быть подразделена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

а). Неконформистской мы называем такой процесс социально-психической  адаптации личности, благодаря которому она преодолевает внутригрупповую  проблемную ситуацию  необычными для  членов этой группы способами и путями и. вследствие этого, оказывается в  конфликтных отношениях с нормами  группы и их носителями.

б). Инновативная (новаторская) или творческая адаптация. Так называют ту разновидность человеческой деятельности или исполнения роли, в ходе и результате которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в те или иные области культуры. Здесь уместно привести одну важную мысль Т.Шибутани: «… приспособление не обязательно означает пассивную капитуляцию перед внешними обстоятельствами; люди часто активно приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии ион смогут более эффективно преследовать другие цели» [22. Шибутани Т. , С.164].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

2.1 Проблема  девиантного поведения – это  проблема общества в целом  и её решение и её решение  способствует нормальному духовному  и равственому развитию общества  и госудаврства. [Буянов М.И., С.132]

Подростки представляет собой группу повышенного  риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных  процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность  и неопределенность социального  положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы  контроля, основанные на соблюдении внешних  норм и послушании взрослым, уже  не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [9, Багрунов В.П. стр. 51]

Психологически  подростковый возраст исключительно  сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения. . К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения. Данную проблематику разрабатывали: И.С. Кон, А.Е. Личко, К.Леонгардом, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Иванов, Б.М. Слуцкин, А.М. Яковлев, В.А. Шаповал и др. Теоретический анализ работ показывает, что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7.Гаранский А.Н. , С.23].

 Однако  следуя за Л.Г. Выгодским следует  понять, что норма представляет  собой отвлечённое понятие некоторой   средней велечины наиболее частых  случаев и на деле не встречается  в чистом виде,  а всегда  с некоторой примесью ненормальных  форм [книга. Шнейдер Л.Б. , С.9]. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении - девиантном поведение.

Девиантное  поведение, в самом обществе, - это  сисема поступков или отдельных  поступков, противоречащие принятым в  данном обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантым является поведение отклоняющееся от установленных  обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права культуры, морали, а также поведения не удовлетворяющие социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени [22. Шибутани Т. , С.485].

Психологический подход. Девиантное поведение –  отклонение от соцыальных и нравственных норм, представленное либо как ошибочный  антиобщественный образец решения  конфликта, провляющийся в нарушении  общественно принятых мер, либо в  ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности  коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе [23. Шнейдер Л.Б. , С.13].

Все ненормальные формы поведения могут быть разделены  на: 1) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянения); 2) длительные и стойкие состояния (нервозы, психозы, душевные заболевания); 3) постоянные дефект поведения.

Девиантное  поведение можно подразделит на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общества и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного  поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами  психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические  расстройства проявляются в двух формах:

Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

Психические расстройства в  виде акцентуаций возникают у  молодых людей по ряду причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Особенно провоцирует  появление ранее скрытой акцентуации  или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.

Личностные  расстройства

Отчуждение – проявляется в том, что подросток оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.

Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:

Локус контроль – подросток приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;

Бред физического  недостатка, который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

Информация о работе Девиантыне поведения подростков, причины их появления