2.3. Интерпретация
полученных данных. Данное исследование показало,
что психическое развитие младенцев в
норме. Практические знания подтверждают
теоретические выводы. Дети растут и развиваются
в разных условиях, в разных социальных
и культурных направлениях, но в любом
случае, соблюдаются закономерности психического
развития.
Ребенок в младенческом возрасте не может
предпринимать каких-либо действий. Так
как для нормального психического развития
необходима активность, ребенок проявляет
ее в общении со взрослыми, используя те
возможности, которые у него есть в данном
возрасте (крик, плач). В младенческом возрасте
развитие ребенка полностью зависит от
взрослых: физическое – от качества ухода
за ребенком, психическое – от объема
общения с ним. Если ребенок получает минимум
общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать
некоторые признаки госпитализма, что
в дальнейшем сказывается на его психическом
развитии.
На данном этапе проведения исследования,
нельзя говорить о кризисе одного года
(к концу исследования мальчику – 6 мес.,
девочке – 4 мес.).
Но уже прослеживается начало формирования
ведущих достижений: - складываются первые
формы общения со взрослыми, начинается
освоение манипулятивной деятельности
с предметами; - появляются первые социальные
эмоции, направленные на взрослого, формируется
потребность в общении с ним, первое новообразование
– активность; - появляются зачатки мышления. Особенности развития
речи: - развитие речи включено в общение
со взрослым; - возникает внимание к речи
взрослого. Особенности развития
бытовой деятельности младенца: - у
новорожденного сон отделяется от бодрствования
и формируется специфический человеческий
биоритм «сон – бодрствование»; - выделяются
предметы удовлетворения биологических
потребностей, и формируется положительное
эмоциональное отношение к ним. Особенности развития
внимания младенца: - внимание первоначально
выступает как реакция сосредоточения;
- сосредоточение обеспечивает выделение
из окружающего мира эмоций, движений,
речи человека как его отличительных признаков,
а также предметов и действий с ними; -
сосредоточение влечет за собой развитие
познавательного отношения к окружающему. Особенности сенсорного
развития младенца: - складывается
акт рассматривания предметов; - формируется
хватание, приводя к развитию руки как
органа осязания и органа движения; - устанавливаются
зрительно-двигательные координации,
что способствует переходу к манипулированию,
в котором зрение управляет движением
руки; - устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его названием
взрослым. Особенности развития
памяти младенца: - память функционирует
«внутри» ощущений, восприятий; - она проявляется
сначала в форме запечатления, затем узнавания;
- материал фиксируется ребенком непроизвольно. Особенности развития
элементов самосознания в младенческом
возрасте: - под влиянием личностно-адресованного
общения со взрослым у ребенка в первом
полугодии складывается ощущение своей
важности для другого, эмоционально-положительное
отношение к себе; интерес и инициативность
к окружающим. Особенности эмоционального
развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций составляют примитивные
эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных
переживаний формируются в процессе общения
младенца со взрослыми; - в ситуативно-личностном
общении у ребенка возникает радость от
доброжелательного внимания к себе, недовольство
отсутствием общения; - в ситуативно-деловом
общении у ребенка проявляется удовольствие
от совместных манипуляций, обида и гнев
при порицании. Заключение. Часть
детской психологии, которая занимается
изучением детей первого года жизни (психология
младенчества), еще очень молода. До начала
XX века знания психологов о младенце ограничивались
житейскими наблюдениями, были разрознены
и весьма немногочисленны. К младенцу
относились как к будущему, но не настоящему
человеку, как к существу, дозревающему
вне утробы матери и ведущему скорее растительную,
чем психическую, жизнь. Существовали
методические трудности исследования
детей первого года жизни. Немногочисленные
факты всегда интерпретировались в контексте
какого-либо определенного научного подхода.
Однако роль взрослого не сводится только
к уходу за ребенком и созданию благоприятных
условий для развития восприятия. Исследования
многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович,
Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби
и др.) доказали всю важность психического
развития ребенка.
Ребенок начинает обучаться с момента
рождения, когда попадает в социальную
среду и взрослый организует его жизнь
и воздействует на малыша с помощью созданных
человечеством предметов. Воспитание
также начинается сразу после рождения
малыша, когда взрослый своим отношением
к нему закладывает основы его личностного
развития. Используемая литература: 1. Урунтаева Г.А.
Детская психология: учебник для студентов.
– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.центр
«Академия», 2006. – 368 с. 2. Смирнова
Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических
вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 3. Марцинковская
Т.Д. История детской психологии: Уч. для
студентов пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр
«ВЛАДОС», 1998