Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования
2.2. Ход исследования
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей
Выводы по практической части
Заключение
Литература
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ,
КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в
психологии
1.3. Личностные особенности родителей
в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования
2.2. Ход исследования
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника
родителей
Выводы по практической части
Заключение
Литература
Многих психологов самых различных школ
и направлений давно привлекала внимание
чрезвычайная значимость отношений между
родителями и детьми. Решающую роль для
развития ребенка, играют отношения с
близким взрослым. Задачей данной работы
является обзор основных современных
подходов к исследованию детско-родительских
отношений, исследование специфики родительского
отношения, описание предложенного метода
исследования и изложение предварительных
результатов.
Актуальность
темы: в настоящее время проблема детско-родительских
отношений как фактора психофизического
благополучия детей в условиях семьи приобретает
особую актуальность, так как является
одной из важнейших составляющих государственной
политики сохранения здоровья нации.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и тд.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская [1] понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей.
Так, например, "принятие и любовь"
порождают в ребенке чувство безопасности
и способствуют нормальному развитию
личности, в то время как "явное отвержение"
ведет к агрессивности и эмоциональному
недоразвитию.
Методологической
основой работы является: - учение о влиянии
семьи как социальной среды на развитие
личности ребенка; теория развития личности;
положение о педагогизации семейно-бытовой
микросреды; положение о самоорганизующей
сущности личности ребенка.
Практическая
значимость курсовой работы заключается
в раскрытии процессов оптимизации семейного
воспитания путем выработки рекомендаций
для родителей в условиях выявления взаимосвязи
стиля воспитание с личными качествами
детей.
Теоретическая значимость
работы содержится в анализе социально-психологического
состояния семьи, и взаимоотношении родителей
и детей.
Объектом
исследования являлись детско-родительские
отношения,
как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
Гипотеза
исследования: детско-родительские
отношения, влияют на развитие ребенка.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских
отношений, рассматривались учеными на
протяжении всего развития психологической
науки и практики. В отечественной психологии
исследованиями в этой области занимались
ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина
И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина,
Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие
другие. Божович Л.И. в работе Этапы формирования
личности в онтогенезе установила, что
в процессе онтогенетического развития
в психике ребенка возникают качественно
новые образования. Эти психологические
образования как некий целостный механизм,
определяют поведение и деятельность
человека, его взаимоотношения с людьми,
его отношение к окружающему и к самому
себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин
Д.Б разрабатывая проблему периодизации
психического развития показали, что с
возрастом изменяется мировоззрение ребенка,
тип его ведущей деятельности, отношения
со взрослыми и сверстниками, и это влечет
за собой и изменения в отношение родителей
к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и
социализация ребенка рассматривает семью
как главный источник социализации. В
семье социализация происходит наиболее
естественно и безболезненно, основным
механизмом ее является воспитание. Воспитание
это процесс социальный в самом широком
смысле.
Итак, для полноценного развития личности
ребенка в семье должны складываться благоприятные
условия, которые напрямую зависят от
сложившихся в семье детско-родительских
отношений. С одной стороны, главной характеристикой
родительского отношения является любовь,
которая определяет доверие к ребенку,
радость и удовольствие от общения с ним,
стремление к его защите и безопасности.
С другой родительское отношение характеризуется
требовательностью и контролем. В этом
конфликте заключается одно из самых сильных
противоречий детско - родительских отношений
в семье.
Проблемность вопроса заключается
в следующем: каковы основные направления
психологической помощи родителям в обеспечении
благоприятного развития личности ребенка
в неполной семье.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным
и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее
целиком зависят от родителей. Ребенок
верит в их любовь и доброе отношение и
надеется на их защиту. Одна из самых значительных
сил, с которой дети должны научиться справляться,
— это стресс, вызываемый страхом и тревогой.
В настоящее время увеличилось число тревожных
детей, отличающихся повышенным беспокойством,
неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
Цель исследования изучить возможности
и основные направления помощи родителям
в обеспечении благоприятного развития
личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии,
Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое
развитие ребенка определяется его эмоциональным
контактом и особенностями сотрудничества
с родителями. Таким образом, можно со
всей определенностью утверждать, что
на детско-родительских отношениях сказывается
тип семьи, позиция, которую занимают взрослые,
стили отношений и та роль, которую они
отводят ребенку в семье. Под влиянием
типа родительских отношений формируется
личность ребенка.
При этом взаимоотношения в семье могут
иметь разноплановый характер, а использование
неэффективного типа родительского отношения
ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Необходимо отметить, что в настоящее
время в качестве центральной, "базовой"
причины тревожности детей выделяются
факторы семейного воспитания, и прежде
всего система взаимоотношений "мать
— ребенок" (Н.М. Гордецова; А.И.Захаров;
А.С. Спиваковская; В.С. Манова-Томова; М.
Раттери).
Очевидно, что социальная нестабильность,
потеря (или угроза потери) взрослыми своей
социальной позиции, неуверенность в себе,
в завтрашнем дне, чувство вины за то, что
обеспечиваешь семью хуже, чем другие,
порождает у некоторых взрослых стремление
выместить это на детях, что и проявляется
во многих случаях жестокого обращения
с детьми, провоцируя появление ситуаций,
вызывающих тревогу у детей.
В связи с этим целью курсовой работы,
стало изучение особенностей развития
детско-родительских отношений в семье.
Я предположила, что неблагоприятные отношения
ребенка с родителями, особенно с матерью,
способствуют проявлению тревожности,
что, в свою очередь, сказывается на восприятии
ребенком системы семейных отношений.
Глава
1. Теоретические основы
изучения вопроса детско
– родительских
отношений, как фактора
развития ребенка
Первым научным направлением, поставившим
детско-родительские отношения в центр
развития личности ребенка, был, как известно,
классический психоанализ. Психоанализ,
стал определяющим направлением развития
основных концепций детского развития,
в которых ключевая роль отводится проблеме
отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон[2],
К.Хорни). Наибольшую популярность завоевала
теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт).
Центральным понятием в теории привязанности
является "внутренняя рабочая модель",
которая представляет собой неразрывное
и взаимообусловленное единство себя
и другого. Ребенок познает себя через
отношение к нему матери, а мать воспринимает
как источник отношения к себе. Эта сложная
взаимосвязь в первоначальном варианте,
понималась как отношение к себе и к близкому
взрослому, которое дает чувство защищенности
и безопасности.
В современных исследованиях, данного
вопроса, происходит переориентация с
изучения самосознания ребенка к исследованию
его поведения, которое чаще всего описывается
в терминах социальной адаптации и компетенции.
Привязанность рассматривается уже не
как отношение, а как стратегия поведения
с родителями. E.Moss и др, отмечают положительную
корреляцию между "надежным" типом
привязанности и школьной адаптацией,
гармоничной коммуникацией в детско-родительской
диаде. В исследовании P.Crittenden показана
прямая зависимость стратегии поведения
школьников и подростков от качества привязанности
к матери.
Помимо теории привязанности, весьма популярным
в западной психологии являются теоретические
модели, разработанные D.Baumrind, а также E.S.Schaefer,
R.A.Bell. D.Baumrind предложил классификацию родительских
стилей поведения, включающую 3 типа:
1) авторитетный;
2) авторитарный;
3)попустительский
стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую
двухфакторную модель родительского отношения,
где один из факторов отражает эмоциональное
отношение к ребенку: "принятие-отвержение",
а другой - стиль поведения родителей:
"автономия-контроль". Каждая позиция
взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью.
Хотя данные теоретические модели были
предложены более 30 лет назад, они остаются
практически единственными, на сегодняшний
день, дающими содержательное описание
родительского отношения.
В последнее время одним из наиболее распространенных
направлений исследования ДРО становятся
кросскультурные и гендерные исследования.
Проведенные исследования в этой области,
показали, что каждому типу темперамента
ребенка соответствует определенный родительский
стиль поведения. Интересное исследование
половых различий родительских стилей
проведено A.Russel (показали, что матерям
в большей степени свойственен авторитетный
стиль, отцам - авторитарный или попустительский.
Авторитарный стиль более свойственен
родителям мальчика, авторитетный – родителям
девочки.
Согласно гипотезе, специфика родительского
отношения заключается в двойственности
и противоречивости позиции родителя
по отношению к ребенку. С одной стороны,
это безусловная любовь и глубинная связь,
с другой - это объективное оценочное отношение,
направленное на формирование общественных
способов поведения. Наличие этих двух
противоположных начал характерно не
только для родительского отношения, но
и для межличностных отношений вообще.
Своеобразие
и внутренняя конфликтность родительского
отношения заключается в максимальной
выраженности и напряженности обоих моментов.
Ответственное отношение, беспокойство
за будущее ребенка, порождает оценочную
позицию родителей, обостряя контроль
над его действиями, превращая ребенка
в объект воспитания.
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная
ее членами система воспитания. Здесь
имеется в виду и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более или
менее целенаправленное применение методов
и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены четыре наиболее общие
тактики воспитания в семье и отвечающие
им четыре типа семейных взаимоотношений,
являющиеся и предпосылкой и результатом
их возникновения: диктат, опека, "невмешательство"
и сотрудничество.
Диктат в семье
проявляется в систематическом поведении
одними членами семейства (преимущественно
взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется,
могут и должны предъявлять требования
к своему ребенку, исходя из целей воспитания,
норм морали, конкретных ситуаций, в которых
необходимо принимать педагогически и
нравственно оправданные решения. Однако
те из них, которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, желают
утвердить собственное превосходство
на ощущении зависимости другого, более
слабого существа, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, подавление,
принуждение, а, в случае сопротивления
ребенка порой еще и эмоциональное или
физическое насилие над ним, издевательство,
систематическое лишение его права голоса
при решении вопросов, к нему относящихся,
- все это гарантия серьезных неудач формирование
его личности[3].
Опека
в семье - это система отношений, при
которых родители, обеспечивая своим трудом,
удовлетворение всех потребностей ребенка,
ограждают его от каких-либо забот, усилий
и трудностей, принимая их на себя. Вопрос
об активном формировании личности отходит
на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема
- удовлетворение потребностей ребенка
и ограждение его от трудностей. Родители,
по сути, блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются более неприспособленными
к жизни в коллективе.
Информация о работе Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка