Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.  
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
Введение  
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  
1.1. Детско-родительские отношения в психологии  
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии 
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании  
1.4. Семья как фактор развития ребенка  
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА  
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования  
2.2. Ход исследования  
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей  
Выводы по практической части  
Заключение  
Литература
Содержание  
Введение  
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 
ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, 
КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  
1.1. Детско-родительские отношения в психологии  
1.2. Классификация стилей воспитания в 
психологии 
1.3. Личностные особенности родителей 
в воспитании  
1.4. Семья как фактор развития ребенка  
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ 
НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА  
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования  
2.2. Ход исследования  
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника 
родителей  
Выводы по практической части  
Заключение  
Литература 
          
Многих психологов самых различных школ 
и направлений давно привлекала внимание 
чрезвычайная значимость отношений между 
родителями и детьми. Решающую роль для 
развития ребенка, играют отношения с 
близким взрослым. Задачей данной работы 
является обзор основных современных 
подходов к исследованию детско-родительских 
отношений, исследование специфики родительского 
отношения, описание предложенного метода 
исследования и изложение предварительных 
результатов.  
          Актуальность 
темы: в настоящее время проблема детско-родительских 
отношений как фактора психофизического 
благополучия детей в условиях семьи приобретает 
особую актуальность, так как является 
одной из важнейших составляющих государственной 
политики сохранения здоровья нации.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и тд.
Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская [1] понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей.
          
Так, например, "принятие и любовь" 
порождают в ребенке чувство безопасности 
и способствуют нормальному развитию 
личности, в то время как "явное отвержение" 
ведет к агрессивности и эмоциональному 
недоразвитию.  
          Методологической 
основой работы является: - учение о влиянии 
семьи как социальной среды на развитие 
личности ребенка; теория развития личности; 
положение о педагогизации семейно-бытовой 
микросреды; положение о самоорганизующей 
сущности личности ребенка.  
          Практическая 
значимость курсовой работы заключается 
в раскрытии процессов оптимизации семейного 
воспитания путем выработки рекомендаций 
для родителей в условиях выявления взаимосвязи 
стиля воспитание с личными качествами 
детей.
 
          
Теоретическая значимость 
работы содержится в анализе социально-психологического 
состояния семьи, и взаимоотношении родителей 
и детей.  
          Объектом 
исследования являлись детско-родительские 
отношения,     
как фактор развития ребенка.
Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.
 
          Гипотеза 
исследования:  детско-родительские 
отношения, влияют на развитие ребенка.
 
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских 
отношений, рассматривались учеными на 
протяжении всего развития психологической 
науки и практики. В отечественной психологии 
исследованиями в этой области занимались 
ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина 
И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, 
Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие 
другие. Божович Л.И. в работе Этапы формирования 
личности в онтогенезе установила, что 
в процессе онтогенетического развития 
в психике ребенка возникают качественно 
новые образования. Эти психологические 
образования как некий целостный механизм, 
определяют поведение и деятельность 
человека, его взаимоотношения с людьми, 
его отношение к окружающему и к самому 
себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин 
Д.Б разрабатывая проблему периодизации 
психического развития показали, что с 
возрастом изменяется мировоззрение ребенка, 
тип его ведущей деятельности, отношения 
со взрослыми и сверстниками, и это влечет 
за собой и изменения в отношение родителей 
к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и 
социализация ребенка рассматривает семью 
как главный источник социализации. В 
семье социализация происходит наиболее 
естественно и безболезненно, основным 
механизмом ее является воспитание. Воспитание 
это процесс социальный в самом широком 
смысле.  
Итак, для полноценного развития личности 
ребенка в семье должны складываться благоприятные 
условия, которые напрямую зависят от 
сложившихся в семье детско-родительских 
отношений. С одной стороны, главной характеристикой 
родительского отношения является любовь, 
которая определяет доверие к ребенку, 
радость и удовольствие от общения с ним, 
стремление к его защите и безопасности. 
С другой родительское отношение характеризуется 
требовательностью и контролем. В этом 
конфликте заключается одно из самых сильных 
противоречий детско - родительских отношений 
в семье.
 
Проблемность вопроса заключается 
в следующем: каковы основные направления 
психологической помощи родителям в обеспечении 
благоприятного развития личности ребенка 
в неполной семье.  
Ребенок приходит в этот мир беспомощным 
и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее 
целиком зависят от родителей. Ребенок 
верит в их любовь и доброе отношение и 
надеется на их защиту. Одна из самых значительных 
сил, с которой дети должны научиться справляться, 
— это стресс, вызываемый страхом и тревогой. 
В настоящее время увеличилось число тревожных 
детей, отличающихся повышенным беспокойством, 
неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
 
Цель исследования изучить возможности 
и основные направления помощи родителям 
в обеспечении благоприятного развития 
личности ребенка.  
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, 
Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое 
развитие ребенка определяется его эмоциональным 
контактом и особенностями сотрудничества 
с родителями. Таким образом, можно со 
всей определенностью утверждать, что 
на детско-родительских отношениях сказывается 
тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, 
стили отношений и та роль, которую они 
отводят ребенку в семье. Под влиянием 
типа родительских отношений формируется 
личность ребенка.  
При этом взаимоотношения в семье могут 
иметь разноплановый характер, а использование 
неэффективного типа родительского отношения 
ведет к возникновению тревожности у ребенка. 
Необходимо отметить, что в настоящее 
время в качестве центральной, "базовой" 
причины тревожности детей выделяются 
факторы семейного воспитания, и прежде 
всего система взаимоотношений "мать 
— ребенок" (Н.М. Гордецова; А.И.Захаров; 
А.С. Спиваковская; В.С. Манова-Томова; М. 
Раттери).  
Очевидно, что социальная нестабильность, 
потеря (или угроза потери) взрослыми своей 
социальной позиции, неуверенность в себе, 
в завтрашнем дне, чувство вины за то, что 
обеспечиваешь семью хуже, чем другие, 
порождает у некоторых взрослых стремление 
выместить это на детях, что и проявляется 
во многих случаях жестокого обращения 
с детьми, провоцируя появление ситуаций, 
вызывающих тревогу у детей.  
В связи с этим целью курсовой работы, 
стало изучение особенностей развития 
детско-родительских отношений в семье. 
Я предположила, что неблагоприятные отношения 
ребенка с родителями, особенно с матерью, 
способствуют проявлению тревожности, 
что, в свою очередь, сказывается на восприятии 
ребенком системы семейных отношений. 
Глава 
1. Теоретические основы 
изучения вопроса детско 
– родительских   
                       
отношений, как фактора 
развития ребенка
          
Первым научным направлением, поставившим 
детско-родительские отношения в центр 
развития личности ребенка, был, как известно, 
классический психоанализ. Психоанализ, 
стал определяющим направлением развития 
основных концепций детского развития, 
в которых ключевая роль отводится проблеме 
отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон[2], 
К.Хорни). Наибольшую популярность завоевала 
теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). 
Центральным понятием в теории привязанности 
является "внутренняя рабочая модель", 
которая представляет собой неразрывное 
и взаимообусловленное единство себя 
и другого. Ребенок познает себя через 
отношение к нему матери, а мать воспринимает 
как источник отношения к себе. Эта сложная 
взаимосвязь в первоначальном варианте, 
понималась как отношение к себе и к близкому 
взрослому, которое дает чувство защищенности 
и безопасности.  
В современных исследованиях, данного 
вопроса, происходит переориентация с 
изучения самосознания ребенка к исследованию 
его поведения, которое чаще всего описывается 
в терминах социальной адаптации и компетенции. 
Привязанность рассматривается уже не 
как отношение, а как стратегия поведения 
с родителями. E.Moss и др, отмечают положительную 
корреляцию между "надежным" типом 
привязанности и школьной адаптацией, 
гармоничной коммуникацией в детско-родительской 
диаде. В исследовании P.Crittenden  показана 
прямая зависимость стратегии поведения 
школьников и подростков от качества привязанности 
к матери.  
Помимо теории привязанности, весьма популярным 
в западной психологии являются теоретические 
модели, разработанные D.Baumrind, а также E.S.Schaefer, 
R.A.Bell. D.Baumrind предложил классификацию родительских 
стилей поведения, включающую 3 типа: 
1) авторитетный;
2) авторитарный;
     3)попустительский 
стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую 
двухфакторную модель родительского отношения, 
где один из факторов отражает эмоциональное 
отношение к ребенку: "принятие-отвержение", 
а другой - стиль поведения родителей: 
"автономия-контроль". Каждая позиция 
взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. 
Хотя данные теоретические модели были 
предложены более 30 лет назад, они остаются 
практически единственными, на сегодняшний 
день, дающими содержательное описание 
родительского отношения.  
В последнее время одним из наиболее распространенных 
направлений исследования ДРО становятся 
кросскультурные и гендерные исследования. 
Проведенные исследования в этой области, 
показали, что каждому типу темперамента 
ребенка соответствует определенный родительский 
стиль поведения. Интересное исследование 
половых различий родительских стилей 
проведено A.Russel (показали, что матерям 
в большей степени свойственен авторитетный 
стиль, отцам - авторитарный или попустительский. 
Авторитарный стиль более свойственен 
родителям мальчика, авторитетный – родителям 
девочки.
          
Согласно гипотезе, специфика родительского 
отношения заключается в двойственности 
и противоречивости позиции родителя 
по отношению к ребенку. С одной стороны, 
это безусловная любовь и глубинная связь, 
с другой - это объективное оценочное отношение, 
направленное на формирование общественных 
способов поведения. Наличие этих двух 
противоположных начал характерно не 
только для родительского отношения, но 
и для межличностных отношений вообще.  
          Своеобразие 
и внутренняя конфликтность родительского 
отношения заключается в максимальной 
выраженности и напряженности обоих моментов. 
Ответственное отношение, беспокойство 
за будущее ребенка, порождает оценочную 
позицию родителей, обостряя контроль 
над его действиями, превращая ребенка 
в объект воспитания. 
          
В каждой семье объективно складывается 
определенная, далеко не всегда осознанная 
ее членами система воспитания. Здесь 
имеется в виду и понимание целей воспитания, 
и формулировка его задач, и более или 
менее целенаправленное применение методов 
и приемов воспитания, учет того, что можно 
и чего нельзя допустить в отношении ребенка. 
Могут быть выделены четыре наиболее общие 
тактики воспитания в семье и отвечающие 
им четыре типа семейных взаимоотношений, 
являющиеся и предпосылкой и результатом 
их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" 
и сотрудничество.  
          Диктат в семье 
проявляется в систематическом поведении 
одними членами семейства (преимущественно 
взрослыми) инициативы и чувства собственного 
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, 
могут и должны предъявлять требования 
к своему ребенку, исходя из целей воспитания, 
норм морали, конкретных ситуаций, в которых 
необходимо принимать педагогически и 
нравственно оправданные решения. Однако 
те из них, которые предпочитают всем видам 
воздействия приказ и насилие, желают 
утвердить собственное превосходство 
на ощущении зависимости другого, более 
слабого существа, сталкиваются с сопротивлением 
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, 
угрозы своими контрмерами: лицемерием, 
обманом, вспышками грубости, а иногда 
откровенной ненавистью. Но даже если 
сопротивление оказывается сломленным, 
вместе с ним оказываются сломленными 
и многие ценные качества личности: самостоятельность, 
чувство собственного достоинства, инициативность, 
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная 
авторитарность родителей, игнорирование 
интересов и мнений ребенка, подавление, 
принуждение, а, в случае сопротивления 
ребенка порой еще и эмоциональное или 
физическое насилие над ним, издевательство, 
систематическое лишение его права голоса 
при решении вопросов, к нему относящихся, 
- все это гарантия серьезных неудач формирование 
его личности[3].  
          Опека 
в семье - это система отношений, при 
которых родители, обеспечивая своим трудом, 
удовлетворение всех потребностей ребенка, 
ограждают его от каких-либо забот, усилий 
и трудностей, принимая их на себя. Вопрос 
об активном формировании личности отходит 
на второй план. В центре воспитательных 
воздействий оказывается другая проблема 
- удовлетворение потребностей ребенка 
и ограждение его от трудностей. Родители, 
по сути, блокируют процесс серьезной 
подготовки их детей к столкновению с 
реальностью за порогом родного дома. 
Именно эти дети оказываются более неприспособленными 
к жизни в коллективе.
Информация о работе Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка