Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.
Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования
2.2. Ход исследования
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей
Выводы по практической части
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач. детско-родительские отношения..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.  
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.  
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика "невмешательства", игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления "залезть в душу" c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.  
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:  
·  Принимать активное участие в жизни семьи;  
·  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;  
·  Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;  
·  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельноприниматьрешения;  
·  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;  
·  Уважать право ребенка на собственное мнение;  
·  Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;  
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.  
Поставленная в исследовании цель: изучить соотношение личностных черт родителей и стиля воспитания ребенка - достигнута.  
Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась: личностные особенности родителей оказывают влияние на выбор ими стиля отношения к ребенку. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г.А., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.).  
Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.  
В теоретической части работы изучена роль семьи в развитии и воспитании ребенка; описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи или в условиях психологической депривации; рассмотрены различные классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии.  
Обзор исследований в области психологии личности и психологии семьи подтверждает теоретическую закономерность влияния детско-родительских отношений на развитие ребенка.  
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, а также при планировании обучающих, развивающих тренинговых программ для родителей, способствующих их личностному росту.  
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные различия в этом вопросе. Изучение влияния социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, степени удовлетворенности браком, количества детей, наличия в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. - позволит более дифференцировать подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей в зависимости от пола, социальной ситуации родителей и возраста ребенка.  
Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету. 

           Литература

1.                Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.  
2.                Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.  
3.                Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.  
4.                Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.  
5.                Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.  
6.                Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.  
7.                Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 416с.  
8.                Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, С.73.  
9.                Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с.  
10.           Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1979. - 318 с.  
11.           Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 17.  
12.           Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.  
13.           Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 1980. - 223 с.  
14.           Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.  
15.           Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.  
16.           Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480с.  
17.           Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, №5  
18.           Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. - 342 с.  
19.           Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. - М., 1999. - Т.1  
20.           Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. - М., 1927  
21.           Фрейд З. Методика и техника психоанализа. - М.; СПб., 1923  
22.           Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989  
23.           Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001. - 224 с.  
24.           Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993  
25.           Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.  
26.           Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 322 с.  
27.           Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. - М., 1990. - 238 с.  
28.           Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М., 1994. - 96 с.  
29.           Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с. 

 
 

[1] Спиваковская  А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: МГУ, 1988. — 200 с

[2] Эриксон  Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

[3] Хямяляйнен  Ю. Воспитание родителей: Концепции,  направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

[4] Захаров  А.И. Как предупредить отклонения  в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

[5] Корытова  Г.С. Психологические особенности  внутрисемейных отношений и их  влияние на проявления школьной  дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

[6] Марковская  И. М. Опросник для изучения  взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная  терапия. - 1999. - №2. - С. 17.

Информация о работе Детско-родительские отношения и влияние на развитие ребенка