Дефект и компенсация. Условия превращения минус дефекта в плюс компенсации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна. Психологическое направление, созданное школой австрийского психиатра Адлера и называющее себя индивидуальной психологией, т. е. психологией личности, развило эту идею в целую систему, в законченное учение о психике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Общие представления о понятиях «дефект» и «компенсация»……………4
Биологизаторные и социологизаторные направления……………………...9
Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации. Условия его превращения…………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

контрошка.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Целью контрольной работы, являлось изучение процесса компенсации  дефекта. В ходе исследования ставились  задачи обобщить накопленный опыт видения  проблемы разными учеными в различных теориях и концепциях. Из прочитанной литературы выяснили, что механизмы компенсации позволяют адаптировать людей с биологическими и психическими дефектами к полноценной жизни в обществе. На первых этапах теория развивалось в двух направлениях. Биологизаторы видели человека, как существо только биологическое. Считали, что нет необходимости активного воздействия, с целью помочь ему справиться с дефектом, эту работу сделает его организм. Социологизаторы пытались обучать детей с ограниченными возможностями в коллективе с нормальными учениками, едиными методами. Сделали вывод, что эти направления не смогли в полной мере справиться с поставленной задачей.

 

 В ходе изучения, согласились  с выводами Альфреда Адлера, который  попытался обьединить биологизаторное и социологизаторное направление. Согласно его теории, в дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. По его мнению, не так важна какая-либо физическая недостаточность как то, что чувствует человек по этому поводу. Адлер считал, что развитое чувство общности позволяет детям меньше чувствовать свою ущербность, т.к. они могут компенсироваться при помощи других людей.

 

 Поддержали стремление  Л.С. Выготского внести свои дополнения в теорию. Отечественный ученый предполагает, что компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем, опосредованно, т.е. за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции), либо межсистемные. Им введено понятие о первичном и вторичном дефектах. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

 

 Осознали составляющие  механизмов компенсации в организме  индивида. Действие компенсаторных  механизмов определяется на двух  уровнях: - психофизиологическом, в виде использования сохранных нервных элементов пострадавшей функции (внутрисистемная компенсация) и формировании новых межанализаторных нервных связей (межсистемная компенсация); - социально-психологическом, виде неосознанной психологической защиты (вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис) и копинг-стратегий, осознанные попытки человека совладать со стрессом (разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения), мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, являются взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Т. 5. Изд-во: Лань, 2003.

 

2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.

 заведений / Л. В.  Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под

 ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

3. Практика и теория индивидуальной психологии. Адлер А. СПб.: Питер,

2003.

 

4. Сорокин В. М. С65 Специальная психология: Учеб. пособие / Под

научн.ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: ≪Речь≫. 2003.

 

5. Теоретические основы специальной психологии. Хрестоматия. Сост.

 Л. П. Енькова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002.

 

6. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа»

. —— Мн.: ГИУСТБГУ, 2007.

 

 

 


Информация о работе Дефект и компенсация. Условия превращения минус дефекта в плюс компенсации