Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36
Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются:
Работа с родителями предполагает
индивидуальную работу в форме консультаций
и обучения эффективным способам
общения со своим ребёнком (например,
тренинг детско-родительских отношений);
групповую в виде родительских собраний
и просвещения, т.е. информирования
об агрессивности в детском
Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту, и можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме.
В социальной педагогике профилактика – это мероприятия, направленные на: предотвращение физических, психологических, обстоятельств у человека; сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых целей [22].
Анализируя труды Запорожца
А.В. и Марковой Т.А. можно выделить
подходы к осуществлению
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод, что на начальных
этапах взаимодействия педагогов и
родителей по профилактики агрессивного
поведения дошкольников необходимо
применять следующие формы
1. Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).
2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
3. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества. Индивидуальные виды спорта.
В процессе занятий родители становятся
более чувствительными к
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации.
Таким образом, исходя из анализа различных
подходов к определению категории
взаимодействия, взаимодействие педагогов
и семьи представляет собой целостный
процесс согласования, взаимного
влияния и интеграции целей, ценностей,
смыслов, опыта семейного и дошкольного
воспитания. Педагогическое взаимодействие
педагогов и семьи предполагает
создание условий для успешной самореализации
ребенка, обеспечение его личностного
роста, формирования мотивации к
учению, сохранения физического и психического
здоровья, социальной адаптации с целью
построения единой системы воспитания
ребенка в детском саду, семье, социуме.
Достижение данной цели возможно при организации
творческого сотрудничества на основе
единства взглядов на воспитание, совместной
деятельности педагогов, детей и родителей,
их активного субъект-субъектного партнерского
взаимодействия.
По результатам проведения констатирующего
этапа эксперимента на базе ДОУ №168
была разработана программа
Методической основой
Программа включает:
1 блок – система игровых
2 блок – система тематических занятий с детьми.
3 блок – система работы с родителями.
Цель программы: развитие навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
Задачи программы:
1.Система игровых занятий.
Приведенные ниже занятия рекомендуется проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями.
2. Система тематических занятий с детьми.
Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывков произведения К. И. Чуковского. Проведение с детьми краткой беседы по прочитанному, затем предлагается им нарисовать радость, горе так, как они себе представляют.
Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения А.Н. Толстого «Три медведя». Рассматриваются иллюстрации к сказке. Затем предлагается детям отразить эмоцию гнева, и показать это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты. Разыгрываются этюды на выражение эмоции злости, гнева.
3. Система работы с родителями.
Система работы с родителями включает обучение их и проведение совместно – в ДОУ с детьми, а в домашних условиях родители с детьми - такого метода как аутогенная тренировка (далее АТ).
Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.
Эффективней проводить аутогенную тренировку перед сном.
Как показала практика, очень хорошие
результаты дает совместная терапия
ребенка и родителя. Для детей
подготовительной группы целесообразно
проведение совместной игротерапии. После
беседы ребенку предоставляется
возможность самостоятельно поиграть,
а в это время специалист может
проводить обсуждение разных проблем
с взрослыми. Потом игра проводится
вместе с родителем и специалистом.
Темы для совместных игр выбирается
по инициативе ребенка. Взрослые создают
эмоциональный фон для игры и
участвуют в ней на «равных» с
ребенком. Игра может происходить
за столом или небольшой ширмой,
по обе стороны которой
После совместной терапии родители
относятся к детям более
Программа строилась на основе развития взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ №168, что способствовало профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: повышение эмоционального благополучия ребенка, учете его индивидуальных особенностей, освоения педагогами и родителями приемлемых способов разрешения конфликтов.
По итогам
реализации программы профилактики
агрессивного поведения ребенка
была проведена вторичная
Вторичная диагностика включала следующие методы:
- анкетирование родителей (анкета разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.) (приложение 1),
Результаты повторной оценки уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 41% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 9% высокий, а повышенный уровень агрессивности не выявлен (рисунок 3).
- повторное
структурализированное
Таблица
2. - Оценка уровня агрессивности детей-
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный |
10 детей |
13 детей |
- |
- |
35% |
60% |
5 |
- |