Диагносики доменирующей перцептивной модальноси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выявление основного типа восприятия студентов группы Ин(е)-10 на основе социального опроса.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить основные типы восприятия;
выявить особенности восприятия информации;
произвести аналитический обзор различных существующих тестов, для выявление ведущего типа восприятия;
апробировать тест диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева.

Вложенные файлы: 1 файл

Габдуллина Жанерке Ин(е)-10 КР (2).docx

— 476.81 Кб (Скачать файл)

Разумеется, любой человек в своей жизни, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

 

2 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ТИПА ВОСПРИЯТИЯ

 

2.1 Психологические тесты на выявление ведущего типа восприятия

 

Как надежный инструмент исследования, психологические тесты на ведущий тип восприятия могут выявлять определенные психологические свойства и ориентации. В общем, основные официально признанные области диагностики тестами разделяются на многоаспектные и специально-ориентированные.

К самым распространенным и почти везде применяемым психологическим тестам на ведущий тип восприятия относятся полифакторные методики МMPI 2 (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) и Р.Кэттелла. Такие психологические тесты на ведущий тип восприятия могут проводить экспресс интерпретацию единовременно многих личностных компонентов.

Среди  анкетных  методов  исследования  личности  наибольшую распространенность приобрел Миннесотский анкетный тест, обычно обозначаемый аббревиатурой  MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory).  Этот  тест  был  предложен A.J.Hathaway  и McKinley в 1941 г. и с тех пор значительно усовершенствован. Авторы теста ставили  своей  задачей  создать  методику,  позволяющую  возможно  более  полно  исследовать различные  аспекты  личности  и  актуальное  психическое  состояние,  достаточно простую  и  удобную  для  широкого  практического  использования,  эмпирически стандартизованную  и  позволяющую  статистически  контролировать  получаемый результат.  В  современной  форме,  как  отмечают  E.Delay, D.Perse  и A.Pichot  (1966),  тест отвечает  всем  указанным  требованиям.  Этот  вывод,  несомненно,  подтверждается использованием  теста  в  психогигиенических  исследованиях,  в  различных  отраслях   медицины  и  в  других  областях  исследований  [15].

MMPI2 – опросник, ориентированный на определение. широкого круга характеристик, разработан для оценки структурных особенностей личности и уточнения характера эмоциональных расстройств. В основе настоящей версии теста лежит опросник MMPI (1941), который на протяжении пятидесяти лет считался лучшим клинически ориентированным тестом [16].

В версии MMPI-2 внесены существенные изменения, добавлены новые индикаторы и шкалы, пересмотрен способ преобразования сырых оценок в стандартный показатель. MMPI-2 был существенно доработан в сторону устранения неоднозначных диагностических показателей и влияния гендерных различий. Для обследования лиц моложе 18 лет разработан вариант теста –MMPI-A.

Опросник включает 567 утверждений, из которых 394 взяты из MMPI, 66 модифицированы и 107 разработаны заново. В инструкции испытуемому предлагается дать ответ «да» или «нет». Тест включает 6 контрольных шкал и 10 основных шкал, 15 дополнительных и 15 содержательных шкал. Ниже приведены названия и краткие характеристики шкал теста.

В лице Раймонда Кеттела мы находим исследователя, чей глубокий интерес к количественным методам не сузил спектра его интересов к психологическим данным и проблемам. Факторный анализ для него был средством, которое он использовал, чтобы разобраться с множеством проблем. Его теория представляет попытку собрать и систематизировать открытия, совершенные в рамках факторных исследований личности. Он уделяет некоторое внимание открытиям исследователей, использовавших иные методы, хотя главное в его позиции лежит в факторном анализе, именно здесь он выявляет переменные, которые полагает важнейшими при рассмотрении человеческого поведения. Он напоминает Гордона Олпорта в том, что его позиция может быть точно обозначена как «теория черт», и Курта Левина – своей способностью переводить психологические идеи в ясные математические формулы.

Факторная теория личности Кеттелла, разработанный Р. Кеттеллом. Он основывается на отдельных характеристиках темперамента и личностных качествах и охватывает тем самым широкую сферу переменных личности. При этом каждый фактор опросника отражает некоторую реальную систему обобщенных черт личности. Кеттелл интерпретировал факторы эклектически, использовав понятия, применяемые в других теориях личности. Это является одной из причин того, почему Кеттеллу не удалось выяснить взаимодействие факторов в целостной личности, их взаимосвязь в регуляции поведения человека. Поэтому следует согласиться с высказываниями психологов-практиков о том, что к выделенным Кеттеллом свойствам личности лучше относиться как к предварительным схемам [17].

В отличии от первых, для дополнительной диагностики и уточняющего анализа личности преимущественно, отбирают тонко-ориентированные психологические тесты на ведущий тип восприятия. К ним относятся, скажем, методики: С.Ефремцева, КОТ (Краткий Ориентировочный Тест) и другие.

Мастера НЛП (Нейролингвистическое Программирование) считают, что определить ведущую систему восприятия человека можно при помощи небольшого теста. Для этого нужно в ненавязчивой форме предложить собеседнику либо вспомнить какой-нибудь эпизод из прошлого, либо немного помечтать. И задать собеседнику, к примеру, следующий вопрос: «А ты помнишь, как отмечал прошлый Новый год?» или «Подумай, где и как ты хотел бы провести отпуск?»

И не так уж важно, что ответит. Важно – проследить за движением его глаз еще до того, как он начнет говорить. Ведь в зависимости от того, куда он направит свой взгляд, будет ясно, какие образы он представляет: зрительные, звуковые или же погружается в свои чувства. 

Если, когда он задумается, глаза его пойдут вверх-налево или вверх-направо, то он представляет зрительные образы или рисует картинку. 

Взгляд, направленный вниз-вправо, говорит о том, что человек устанавливает контакт со своими чувствами и ощущениями.

Прямо перед собой или в сторону (как бы направляя взгляд к ушам) смотрят люди, пытаясь вызвать в памяти или сконструировать звуковые образы. 

Кроме этого, в своей обычной речи человек сам подсказывает преимущественный для себя тип восприятия (визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»).

Конечно, нельзя полагаться на единственную фразу или выражения, но совокупность наиболее часто употребляемых фраз помогут сделать правильный выбор.

Чтобы выявить ведущий канал восприятия информации, можно воспользоваться следующей анкетой.

  1. Когда преподаватель объясняет новый материал, вы предпочитаете…
    1. видеть иллюстрации;
    2. чтобы материал громко зачитывали;
    3. чтобы учитель привёл примеры.
  2. Когда вы занимаетесь уроками, что вас больше всего раздражает (отвлекает)?
    1. люди входящие и выходящие из комнаты;
    2. громкий звук телевизора или музыка у соседей за стеной;
    3. чувство голода или жажды.
  3. Когда вы видите слово, обозначающее что-то, то…
    1. думаете, о том, как это выглядит;
    2. произносите слово «про себя»;
    3. ощущаете запах, вкус т.д., чувствуете, что едите.
  4. Вы готовите домашнее задание и при этом
    1. составляете перечень вопросов или отмечаете галочкой выученные;
    2. обсуждаете с друзьями или родителями;
    3. делаете рисунок или схему по материалу и мысленно проходите через все ступени в уме.
  5. Входя в кабинет, что вы, скорее всего, сделаете?
    1. посмотрю на плакаты на стене, на записи на доске;
    2. поговорю с соседями по парте;
    3. похожу по кабинету.
  6. Во время ссоры с родителями, что вероятней всего вы сделаете?
    1. сделаю сердитое лицо;
    2. закричу;
    3. с сердитым лицом выйду из комнаты.
  7. Вы только что поссорились с одним из друзей. Как вы расскажите об этом своему лучшему другу?
    1. напишу записку о том, что случилось;
    2. позвоните другу и расскажите ему обо всём;
    3. подождёте, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.
  8. Когда вы слушаете музыку, вы
    1. мысленно видите образы, навеваемые музыкой;
    2. напеваете под звучащую музыку;
    3. танцуете под музыку.
  9. Что вы предпочитаете?
    1. читать книгу с большим количеством иллюстраций;
    2. слушать рассказ;
    3. составить кроссворд или схему.

Если больше ответов «а», то этот человек лучше воспринимает информацию через зрение, если «b» – через слух, «c» – через ощущение, опыт.

Тест на определение репрезентативной системы. Даны шесть высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются три окончания. Нужно обозначить окончание, которое больше всего подходит цифрой 3, которое немного хуже подходит  – цифрой 2 и т. д.

Нужно посчитать общую сумму баллов, относящихся к каждой группе ((А) – аудиал, (К) – кинестетик, (В) – визуал), и сравнить. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше – вспомогательной системе, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации.

  1. Вы принимаете важные решения, опираясь на...
  1. чувства и интуицию (К);
  1. то, что лучше звучит (А);
  2. то, что лучше выглядит и более красиво (В).
  1. Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...
  1. тон и интонации голоса (А);
  2. могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека (В);
  3. насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями (К).
  1. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...
  1. смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть (В);
  2. ловите свои ощущения (К);
  3. прислушиваетесь к тону своего голоса (А).
  1. Для вас самое простое...
  1. подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме (А);
  2. выбрать чрезвычайно удобную мебель (К);
  3. подобрать идеальные сочетания цветов (В).
  1. Лучше всего вы запоминаете...
  1. мелодии и звуки (А);
  2. ароматы и вкус (К);
  3. лица, цвета, картины (В).
  1. Вы...
  1. настраиваетесь на звуки в своем окружении (А);
  2. очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу (К);
  3. всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь (В).

Примечание: вполне очевидно, что такой упрощенный и короткий тест, как этот, не даст абсолютно точных данных. Но он может быть применим в различном окружении, включая анализ стилей делового менеджмента, а так же консультации по вопросам брака и семьи.

Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, то выберите одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.

«Скорость»:

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов (В);

б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов (А);

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо (К).

«Плохая погода»:

а) завывание ветра, стук капель (А);

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух (К);

в) тусклое небо, серые тучи (В).

«Мёд»:

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий (К);

б) золотистая, прозрачная жидкость (В);

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл (А).

«Море»:

а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками (В);

б) тёплая, солёная вода, горячий песок (К);

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек (А).

«Усталость»:

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость (К);

б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами (В);

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины (А).

«Яблоки»:

а) звонкий хруст укуса (А);

б) круглый плод, красного, желтого или зелёного цвета на высоком дереве (В);

в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья (К).

«Снег»:

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало (В);

б) холодный, мягкий, пушистый (К);

в) скрипит под ногами, потрескивание наста (А).

«Вечер»:

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени (В);

б) приглушенный звук, голоса близких, шкварчащий на сковородке ужин (А);

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего    чая (К).

 

 

«У костра»:

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает (К);

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым (В);

в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке (А).

Информация о работе Диагносики доменирующей перцептивной модальноси