Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа
Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.
ВВЕДЕНИЕ 1
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация. 2
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 8
3. Тесты и тестирование. 12
4. Темперамент и его свойства 18
4.1. Типы темпераментов 18
4.2. Свойства темпераментов 21
4.3. Темперамент и стиль поведения 25
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы методики для определения свойств темперамента 27
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств
темперамента 33
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника 35
2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса 38
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Методы психодиагностики
и их классификация.
2. Требования, предъявляемые к
3. Тесты и тестирование.
4. Темперамент и его свойства
4.1. Типы темпераментов
4.2. Свойства темпераментов
4.3. Темперамент
и стиль поведения
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы
методики для определения
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка
результатов и выводы об
темперамента
1. Инструкция для учащихся,
бланки опросника
2. Анализ результатов
исследования свойств
у учащихся
10 класса
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной
деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На вопрос что такое личность психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а от части и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Наиболее значимые изменения личностного плана, касающиеся темперамента, характера, мотивов поведения происходят в подростковом и юношеском возрасте. Существует множество методик позволяющих получить всестороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.
Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация.
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание и научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств.
Большинство
созданных и применяемых
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить.
Первый и
третий из описанных типов
Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Следующая группа методик — объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.
Опираясь на это разделение психодиагностических методик на группы, можно предложить более развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика проводится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).
По адресату
тестового материала
По форме
представления тестового
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые — тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик — подшкал, оценивающих отдельные психологические качества.
Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае — через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно-качественную характеристику.
Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические — на оценку степени его развития и использования в практических целях.
Информация о работе Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента