Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачей этой работы является изучение свойств темперамента учащихся 10 класса Киреевской школы—интерната.
Цели работы: 1) подобрать методику и провести диагностику свойств темперамента подростков; 2)проанализировать результаты диагностики; 3) дать рекомендации учителям и воспитателям, как учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Методы психодиагностики и их классификация. 2
2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 8
3. Тесты и тестирование. 12
4. Темперамент и его свойства 18
4.1. Типы темпераментов 18
4.2. Свойства темпераментов 21
4.3. Темперамент и стиль поведения 25
5. Методы диагностики личности подростка. Опросник В.М.Русалова. 26
5.1. Вопросы методики для определения свойств темперамента 27
5.2. Ключ к методике оценки свойств темперамента личности 32
5.3. Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств
темперамента 33
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Инструкция для учащихся, бланки опросника 35
2. Анализ результатов исследования свойств темперамента
у учащихся 10 класса 38
3. Рекомендации по учету свойств темперамента в учебно—
воспитательной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

Флегматик – не  в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, часто пассивен, иногда равнодушен, не активный образ жизни.

Меланхолик – медленное вхождение в работу, безынициативность.

 

Эмоционально-волевая  сфера: проявление чувств:

Сангвиник – быстро возникающие и слабые чувства.

Холерик – быстро возникающие и сильные чувства.

Флегматик – медленно возникающие и слабые чувства.

Меланхолик – медленно возникающие и сильные чувства.

 

Поведенческая характеристика:

Сангвиник – легко откликается на интересующие его события, в противном случае вял и апатичен; легко приспосабливается к жизненным обстоятельствам; без особых затруднений переключается с одних переживаний на другие; весел и остроумен в компании; общительность, контактность, легкость поведения часто делает его любимчиком учителей и желанным товарищем для сверстников, они многое ему прощают, а между тем такое отношение способствует возникновению у него легкомысленного поведения, поверхностности чувств; он первый записывается во все кружки и первый из них выходит; не всегда может сопереживать другому человеку, даже близкому для него.

Холерик – повышенно возбудим, энергичен, экспансивен (агрессивен), склонен к аффектам. Эти особенности делают его в глазах некоторых учителей «трудными» детьми, их считают недисциплинированными, несдержанными, грубыми, поэтому к ним подчас применяют методы дисциплинарного воздействия. Это неверная оценка и неправильный подход к холерику.

Флегматик – спокойный, сдержанный человек, ровен в отношениях с окружающими, в меру общителен, не болтлив; ему присуща известная инертность, малоподвижность. На основе последних качеств могут развиться обломовские черты.

Меланхолик – повышенная эмоциональность и чувствительность, сильные переживания по незначительным поводам, легкая ранимость, сильное возбуждение его тормозит, он теряется в сложных ситуациях.  Все эти особенности порождают у него  специфическую психологическую защиту: замыкается в себе, отгораживается от людей. Однако преодоление трудностей следует искать не на этом пути, а в выработке умения проще реагировать на окружающее, разумно регулировать свои эмоции, подавлять в себе развитие тревожности и мнительности.

 

Рекомендации  по взаимодействию:

Сангвиник – если добиться искоренения выше перечисленных недостатков, то можно создать хорошие предпосылки для воспитания у него качеств организатора.

Холерик – нельзя наказывать за врожденные формы эмоционального реагирования, для него надо определить индивидуальную нагрузку, чтобы у него не было ни времени, ни желания отвлекаться, а также направлять его энергию на совершение полезных дел, помогать формировать целеустремленность и выдержку.

Флегматик – если увлечь его делом, помочь преодолеть инертность, то из него формируется настойчивый и упорный труженик, систематичный в работе и следующий определенному порядку жизни.

Меланхолик – значительно больше, чем другие нуждается в добром, спокойном, подбадривающем отношении педагогов и товарищей; главное в работе с ним – умение увлечь его интересным для души и творческим делом (повышенная чувствительность и эмоциональность благоприятствует развитию у него художественных способностей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены и изучены  личностные качества человека – свойства темперамента. Личность и темперамент  связаны между собой таким  образом, что темперамент выступает  в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Сочетание этих свойств создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций и многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

В начале данной работы были поставлены конкретные цели и задачи. В заключении работы я могу сказать, что все они успешно решены:

  1. выявлены свойства темперамента и определены ведущие типы темперамента у учащихся 10 класса;
  2. для решения вышеуказанной задачи был использован опросник свойств темперамента В.М. Русалова;
  3. проведена диагностика и по её результатам были даны рекомендации учителям и воспитателям по способам взаимодействия с учетом их личностных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб: Издательство «Питер», 2000 год.
  2. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт – М», 2001 год.
  3. Немов Р.С. Психология – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 – Кн. 1: Общие основы психологии.; Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики.
  4. Райгородский Д.Я. (редактор—составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ—М», 2002 год.
  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека/ Вопросы психологии – 1985 – №11 –С.19-33.

Информация о работе Диагностика личностных качеств подростков: свойства темперамента