Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших школьников.
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.
Введение............................................................................................стр. 3.
Глава1. Теоретический анализ проблемы сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….стр. 6.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено......................................стр. 6.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников………………………………………………………....стр.11.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте
…………………………………………………………….................стр.16.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….стр. 22.
2.1. Методы исследования.................................................................стр. 22.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования........................стр. 24.
Выводы по исследованию..................................................................стр. 30.
Список литературы………………………………………………….ст
Предмет: социальная психология
Курсовая работа
по теме: диагностика степени сплоченности старшеклассников.
Студент: 1 курса, группы Пс-13
Ф.И.О.: Мальцева И.А
Преподаватель: Кочуров М. Г.
Дата сдачи работы «___» __________ 2015 г.
Оценка: _______________
Проверил:_______________
Киров
2015
Содержание.
Введение......................
Глава1. Теоретический анализ проблемы
сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….
1.1. Социометрическая теория Д. Морено........................
1.2. Возрастные и личностные
1.3. Проблема сплоченности в
…………………………………………………………….......
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….
2.1. Методы исследования...........
2.2. Обработка и анализ результатов исследования..................
Выводы по исследованию..................
Список литературы………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Список группы……………………………………..стр. 35.
Приложение 2. Образец социометрической карточки…………….стр. 36.
Введение.
В настоящее время многие направления науки и практики проявляют интерес к проблеме сплоченности школьных коллективов, а так же межличностного общения школьников. Интерес социальных психологов и педагогов к данной проблеме обусловлен попытками понять коммуникативную природу психики человека. Общение оказывает очень важное влияние на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности, все социально- психологические черты приобретаются человеком через личный опыт общения[2, 154].
На сплоченность старших школьников в классе во многом влияют благоприятные условия для построения эффективной совместной учебной и внеучебной деятельности.
Для решения данных проблем актуальной задачей является теоретическое и практическое изучение факторов сплоченности в ученическом коллективе. Необходимо понять всю суть формирования сплоченности в группе старших школьников, наметить оптимальные пути педагогической и психологической коррекции отклонений в развитии группы.
Изучением межличностного общения, коммуникативных навыков школьников, а так же их сплоченности в ученических коллективах занимались многие отечественные социологи и социальные психологи. Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов, В.И. Паниотто одни из тех ученых, которые внедрили в изучение малых групп социометрическую теорию, созданную Д.Морено. В начале ХХ века начались активные исследования малых групп. Предполагалось, что малая группа является главным объектом социологии[15,45].
При изучении малых групп выделяли два направления:
- изучение отношений в
- изучение отношений в
Е.С.Кузьмин предложил рассматривать отношения в группах по нескольким критериям (рабочие отношения, дружеские и т.д.), что активно применяется и на сегодняшний день.
Разные исследователи по- разному рассматривали социометрию. Например, А.Н. Елсуков считает, что социометрия это способ получить информацию о взаимоотношениях в группе. А А.Ф.Кудряшов считает, что при помощи социометрии можно изучить и диагностировать еще и межгрупповые отношения. В свою очередь, В.И. Паниотто считает, что социометрия диагностирует любые отношения, будь то межличностные или межгрупповые отношения[14,121].
Исходя из темы данной работы, в качестве экспериментальной группы были выбраны старшеклассники. Принято считать, что в старших классах ученический коллектив становится слаженным и сплоченным. Но так ли это на самом деле постараемся понять, применив в классе социометрическое исследование. Можно выделить несколько оснований, по которым исследовать нужно именно старших школьников:
Объект исследования- коммуникативное благополучие классного коллектива.
Предмет исследования- степень сплоченности старшеклассников.
Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные
особенности старших
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.
5. Сформулировать рекомендаций
по улучшению групповых
Экспериментальная база исследования- МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница, класс 10.
Глава 1. Анализ проблемы сплоченности старшеклассников.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено.
Возникновение и развитие социометрии (как системы теоретических и практических методов) главным образом связаны с жизнью и работой социолога, психиатра и социального психолога Д. Л. Морено, который по праву считается ее основателем.
По мнению Д. Морено социометрия представляет «последнее слово» современной социальной мысли. При всех ограничениях, присущих подходу Д. Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие социометрической теории и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в малых группах. Необходимо выделить самые важные сочинения Морено, например такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» 1937 г., «Социометрия в действии» 1942 г., «Вклад социометрии в методы исследования» 1947 г., «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» 1951 г., и многие другие не менее важные для развития науки. По определению Д. Морено социометрия занимается математическим исследованием психологических черт человека, использует эксперимент, применяет количественные методы. Это позволяет измерять любые социальные отношения. Социометрия изучает не только развитие и место индивида в обществе, но и тот момент, когда он вступает в эти взаимоотношения.[15,67]
Техника социометрии, которую разработал Д. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью измерения и модернизация этих отношений. Так же появляется возможность изучить психологию групповой деятельности людей, определить социально- психологическую совместимость членов определенной группы.
Цели социометрии:
Социометрическая методика проводится в группах, на ее проведение уходит не больше 15 минут. Она полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.[15,75]
Надежность исследования во многом зависит от выбора критериев социометрии. Критерии устанавливаются исходя из специфики группы.
Кроме официальной (формальной) структуры общения, которая отражает рациональную и нормативную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется неофициальная (неформальная) психологическая структура, формирующаяся как система отношений симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, самооценок и взаимооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить межличностные отношения группы в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии этой группы. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неформальной структуры социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.[14,111]
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: ставятся задачи исследования, и выбирается объект измерений, затем формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Опрос не может быть анонимным, иначе эффекта от исследования не будет. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. После выбора вопросов или критериев социометрии, их необходимо занести в социометрическую карточку. Возможен вариант социометрии в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на данные вопросы, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.[15,66]
Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант- непараметрическая процедура. В этом случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, например, 10 человек, то в данном случае каждый участник может выбрать 9 человек (кроме самого себя). Теоретически возможное число выборов, сделанных каждым членом группы, по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). В этом случае указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной постоянной социометрии. При непараметрической процедуре эта теоретическая постоянная является одинаковой для всех участников измерения. Преимуществом этого варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Но при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится очень трудно.[14,98]
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, могут написать «выбираю всех». Такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).[15,34]
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Исходя из этого появился второй вариант- параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Участникам испытания предлагают выбрать строго определенное количество человек из группы. Например, в группе из 15 человек каждому предлагают выбрать лишь 3 или 4 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно увеличивает надежность социометрических данных и облегчает обработку и анализ материала. Такое социометрическое ограничение, с психологической точки зрения, заставляет всех испытуемых более внимательно относиться к своим ответам и выбирать только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям. Недостатком параметрической процедуры можно назвать невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Данным методом возможно выявить лишь наиболее субъективно значимые связи. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.[12,134]
Информация о работе Диагностика степени сплоченности старшеклассников