Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших школьников.
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.
Введение............................................................................................стр. 3.
Глава1. Теоретический анализ проблемы сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….стр. 6.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено......................................стр. 6.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников………………………………………………………....стр.11.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте
…………………………………………………………….................стр.16.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….стр. 22.
2.1. Методы исследования.................................................................стр. 22.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования........................стр. 24.
Выводы по исследованию..................................................................стр. 30.
Список литературы………………………………………………….ст
Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива, но ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие:
1. Деятельность ученического
коллектива направлена на
2. В ученическом коллективе
3. Особенность ученического
4. Ученический коллектив
Эти благоприятные особенности школьного коллектива реализуются в результате совместной деятельности учащихся, будь то учеба или внеклассная деятельность. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы. Совместно с общественными организациями педагоги воспитывают и всячески способствуют сплочению коллектива всей школы. Вместе с задачей создания общешкольного коллектива, ставится так же и задача сплочения каждого классного коллектива в отдельности, которые являются первичными коллективами. Классный ученический коллектив не только организованная форма объединения школьников, направленная на совместную учебную деятельность, но так же является важным средством воспитания коллективизма.[8,165]
Каждый вид деятельности учащихся должен быть коллективным, будь то игровая, учебная или любая другая деятельность, все должно быть организовано так, чтобы формировать дух коллективизма, укреплять дружеские отношения, взаимоподдержку и взаимовыручку. Совместные переживания, например на олимпиадах, спортивных соревнованиях, праздничных вечерах, играют важную роль в сплочении коллектива, так как эмоциональные переживания, сопровождающие эти виды деятельности, благоприятно влияют на формирование коллектива, на их сплочение, учат радоваться успехам других и переживать неудачи.
Сплоченность группы или класса- это процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Можно выделить три уровня развития групповой сплоченности.[9,68]
На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне происходит сплочение группы. У членов группы основные ценности, связанные с совместной деятельностью, становятся схожими. На третьем уровне все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности, происходит интеграция группы. Основным моментом здесь выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности происходит не только за счет развития коммуникативной стороны, но и за счет совместной деятельности.[17,53]
Кроме того, единство группы,
выраженное в единстве
При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т.е. переход от установления единства ценностных ориентации к установлению еще более высокого уровня единства – единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности. «Если каждый из вышеназванных феноменов сплоченности является показателем интегрированное лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то общность цели, будучи детерминантой всех их вместе взятых, может служить референтом действительного единства группы как целого».[9,93]
Цели совместной деятельности сами по себе являются определенной ценностью, а совпадение целей групповой деятельности можно назвать высшим уровнем ценностного единства группы.
Прежде чем стать психологической общностью, малая группа переживает длительный процесс становления. И одним из важнейших содержаний этого процесса является развитие сплоченности группы. В ходе этого развития происходит более глубокая интеграция группы, а не просто усвоение ценностей и норм членами группы. Для каждого учащегося деятельность становится значимой, так как происходит активное включение каждого члена группы в эту деятельность.[6,49]
Таким образом, отношения старшеклассников со сверстниками являются важным и значимым этапом взросления, становления как личности. В старшем школьном возрасте происходит укрепление волевых процессов и развитие таких черт личности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль над движениями и жестами. Отношения со сверстниками строятся на основе выбора. Чем важнее для учащегося определенная деятельность, тем более длительное общение она предполагает. Настоящий коллектив формируется постепенно, в ряд этапов, проходя через трудности.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива.
2.1. Методы исследования.
Социально- психологический тест разработанный Д. Морено применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, взаимных симпатий между членами группы. Любая группа, начиная от дошкольного возраста, может подвергаться исследованию. Критерии социометрического выбора формируются исходя из поставленных задач и возрастных или профессиональных особенностей группы. Критерий- это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать с кем он готов выполнять эту деятельность или наоборот, не готов. Критерии формулируются в виде вопросов социометрического теста. Критерии могут быть как формальными, так и неформальными по своему содержанию. C помощью формальных критериев измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Неформальные служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, ученики выбирают, с кем они могут проводить время вне школы).[15,76]
Так же критерии можно поделить на позитивные и негативные. К позитивным критериям можно отнести вопросы типа «с кем бы вы хотели пойти в поход?», а негативные «с кем бы вы не хотели пойти в поход?». После формулировки критериев составляется опросник, в котором содержится инструкция, перечень вопросов, или критериев. Перед началом опроса необходимо провести инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка), в ходе которого группе объясняется цель исследования, важность результатов для самой группы. Так же необходимо привести пример, как нужно выполнять задания. Испытуемая группа должна быть так же уверена в том, что их ответы останутся неразглашенными. Необходимо создать атмосферу доверия в отношениях с группой, так как отсутствие доверия к экспериментатору могут привести к отказу выполнять задания, либо к ложным ответам испытуемых. Опросу подвергаются все члены группы, каждый участник должен записать фамилии тех членов группы, которых он выбрал по тому или другому критерию в опросный лист. Каждый участник испытания указывает свою фамилию на опросном листе. В ходе опроса исследователь следит, чтобы участники не общались между собой и не торопились, так как важно, чтобы их ответы были достоверными и продуманными. Фамилии группы можно написать на доске, там же можно указать отсутствующих, если этого нет, не следует препятствовать визуальному восприятию всех участников. Способов выбора может быть три:
1. Количество выборов ограничивается, например, от 3 до 5.
2. Разрешается полная свобода выбора.
3. Испытуемый ранжирует всех участников, в зависимости от критерия.
Для простоты и удобства обработки результатов, чаще всего используют первый способ, а с точки зрения достоверности результата использовать лучше третий вариант. Кроме того, метод ранжирования позволяет избежать отрицательного выбора.[15,91]
В данной работе мы применили первый вариант, т.е. с ограниченным количеством выборов. Участниками исследования являются учащиеся 10 класса МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница в количестве 14 человек (приложение 1). В исследовании приняли все учащиеся класса. Каждый участник исследования получил социометрическую карточку с тремя вопросами, на каждый из которых необходимо выбрать троих одноклассников (приложение 2).
2.2. Обработка и анализ результатов исследования.
После того, как каждый участник исследования сделал свой выбор по всем критериям, необходимо провести обработку результатов. Составим социоматрицу по полученным результатам. Верхний ряд цифр соответствует номеру участника: 1- Гонцов И., 7- Ершова Вероника и т.д. Цифры 1,2,3 соответствуют номеру критерия. Если Гонцов И. по первому критерию выбрал Смирнову О., то в ячейке на пересечении строки 1 и столбца 13 ставим «1». И так по всем критериям. Внизу матрицы подсчитываем количество выборов и количество взаимных выборов, если такие имеются. Особенность данной группы- в 8 классе было слияние учащихся из двух разных классов. Социоматрица исследования.
Таблица 1. (первый критерий).
№ |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Гонцов И. |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||
2 |
Исупов А. |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||
3 |
Кулёв С. |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
4 |
Сычёв Д. |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||
5 |
Сюзев О. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
6 |
Вылегжанина О. |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||
7 |
Ершова В. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
8 |
Коснырева И. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
9 |
Люкина М. |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
10 |
Машковцева И. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
11 |
Морозова Е. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
12 |
Рычкова Н. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
13 |
Смирнова О. |
2 |
3 |
1 | |||||||||||
14 |
Семакина Е. |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||
Кол-во выборов |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
3 |
8 |
4 |
1 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 | |
Кол-во вз.-х выб. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Таблица 2. (второй критерий).
№ |
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Гонцов И. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
2 |
Исупов А. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
3 |
Кулёв С. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
4 |
Сычёв Д. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
5 |
Сюзев О. |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
6 |
Вылегжанина О. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
7 |
Ершова В. |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
8 |
Коснырева И. |
2 |
1 |
3 |
|||||||||||
9 |
Люкина М. |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||
10 |
Машковцева И. |
1 |
2 |
3 | |||||||||||
11 |
Морозова Е. |
3 |
2 |
1 | |||||||||||
12 |
Рычкова Н. |
3 |
1 |
2 | |||||||||||
13 |
Смирнова О. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
14 |
Семакина Е. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
Кол-во выборов |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
5 |
3 | |
Кол-во вз.-х выб. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
Информация о работе Диагностика степени сплоченности старшеклассников