Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 13:17, курсовая работа
Цель исследования- изучение особенностей межличностных отношений и сплоченности старшеклассников в ученическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме работы.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших школьников.
3. Проанализировать условия и пути формирования групповой сплоченности класса.
4.Провести экспериментальное исследование уровня сплоченности старшеклассников.
Введение............................................................................................стр. 3.
Глава1. Теоретический анализ проблемы сплоченности старшеклассников ……………………………………………………………………….стр. 6.
1.1. Социометрическая теория Д. Морено......................................стр. 6.
1.2. Возрастные и личностные особенности, характерные для старших школьников………………………………………………………....стр.11.
1.3. Проблема сплоченности в старшем школьном возрасте
…………………………………………………………….................стр.16.
Глава 2. Диагностика степени сплоченности классного коллектива
……………………………………………………………………….стр. 22.
2.1. Методы исследования.................................................................стр. 22.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования........................стр. 24.
Выводы по исследованию..................................................................стр. 30.
Список литературы………………………………………………….ст
Таблица 3. (третий критерий).
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |
1 |
Гонцов И. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
2 |
Исупов А. |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||
3 |
Кулёв С. |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||
4 |
Сычёв Д. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
5 |
Сюзев О. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
6 |
Вылегжанина О. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
7 |
Ершова В. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
8 |
Коснырева И. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
9 |
Люкина М. |
1 |
3 |
2 |
|||||||||||
10 |
Машковцева И. |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||
11 |
Морозова Е. |
3 |
1 |
1 | |||||||||||
12 |
Рычкова Н. |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||
13 |
Смирнова О. |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
14 |
Семакина Е. |
3 |
2 |
|
1 |
||||||||||
Кол-во выборов |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
1 |
4 |
0 |
1 |
7 |
1 | |
Кол-во взаимных выборов |
1 |
1 |
Далее вычислим социометрический статус каждого участника. Социометрический статус вычисляется по формуле:
где C- социометрический статус учащегося, М- общее число полученных
испытуемыми положительных выборов, n- число участников испытания.[15]
По расчетам получаем результат:Гонцов И. 0,76
Исупов А. 0,69
Кулёв С. 0,84
Сычёв Д. 0,61
Сюзев О. 0,61
Вылегжанина О. 0,46
Ершова В. 0,76
Коснырева И. 0,61
Люкина М. 0,61
Машковцева И. 0,53
Морозова Е. 0,15
Рычкова Н. 0,38
Смирнова О. 1,15
Семакина Е. 0,38Исходя из количества социометрических положительных выборов, классифицируем испытуемых на пять статусных групп:
Таблица 4.
Статусная группа |
Ф. И. |
«звезды» |
Смирнова О. |
«предпочитаемые» |
Гонцов И., Кулёв С., Ершова В. |
«принятые» |
Люкина М., Коснырева И., Сюзев О., Сычёв Д., Исупов А., Машковцева И. |
«непринятые» |
Семакина Е., Рычкова Н., Вылегжанина О., |
«отвергнутые» |
Морозова Е. |
Далее рассчитаем процент взаимных выборов по формуле
где КВ- коэффициент взаимности, N- общее количество взаимных выборов, M- общее число выборов. КВ= (37:126)*100= 29,3 %. На основе социоматрицы составим социограмму по количеству общих выборов.
Рис. 1.
Далее составим социограмму взаимных выборов.
Рис. 2.
Выводы по исследованию.
В данном исследовании принимал участие 10 класс МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница. Участвовали все ученики, отсутствующих не было. По результатам проведения социометрии можно сделать некоторые выводы и сформулировать корректирующую работу по сплочению данного коллектива.
Социометрический статус у всех членов группы примерно одинаков, выделяется Смирнова О., ее статус самый высокий- 1,15. Можно предположить, что она является лидером в классе. Кулёв, Гонцов, Ершова, Исупов так же получили довольно высокий социометрический статус. Отличается от всех Морозова Е., ее статус самый низкий- всего 0,15. исходя из этого разобьем всех по группам:
«Звезды»- Смирнова О.;
«Предпочитаемые»- Гонцов И., Кулёв С., Ершова В.;
«Принятые»- Люкина М., Коснырева И., Сюзев О., Сычев Д., Исупов А., Машковцева И.;
«Непринятые»- Вылегжанина О., Рычкова Н., Семакина Е.;
«Отвергнутые»- Морозова Е.
Коэффициент взаимности при проведении социометрии равен 29,3 %, что является довольно низким показателем. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в группе нет или очень мало подгрупп по интересам, учащиеся мало проводят времени друг с другом вне учебы и школы.
По количествам выборов наибольший процент получила Смирнова О.- 14 %. Второе место досталось Кулёву С., у него 11 %, с 9% Гонцов И. и Ершова В., самый низкий процент выборов у Морозовой Е. и Рычковой Н., что еще раз подтверждает вышеуказанную классификацию. Проанализировав взаимные выборы и составив по ним социограмму, видим что самый высокий процент 12 % получает Гонцов И, 11% Кулёв С., Сычёв Д., Смирнова О. Самый низкий процент приходится на Машковцеву И.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень сплоченности 10 класса довольно низкий. В основном учащиеся общаются по поводу учебы, это можно заметить в таблице 1. Можно предположить, что это является следствием того, что школьники обучаются вместе не с первого класса. Для того, чтобы повысить уровень сплоченности коллектива классному руководителю необходимо больше уделять внимания внеучебной деятельности школьников. Необходимо проводить коррекционную работу по сплочению коллектива за пределами класса. Например, проводить различные мероприятия в неформальной обстановке. Сюда можно отнести школьные или классные вечера, дискотеки, которые позволят учащимся узнать друг друга ближе, найти общие интересы. Спортивные соревнования позволят почувствовать командный дух, эмоциональные переживания, гордость за своих одноклассников. Так же можно проводить различные интеллектуальные или развлекательные игры, в которых каждый может раскрыться. Такие игры так же поднимают командный дух, исчезает напряжение между учащимися. Очень хорошо влияют на сплоченность коллектива какие- либо традиции класса, например, дарить подарки на праздники и дни рождения, или устраивать чаепитие в конце месяца или четверти. В неформальной обстановке проще раскрыться тем ученикам, которые чувствуют себя скованными, неуверенными, мало общаются со своими одноклассниками. Очень хорошим способом сплочения коллектива являются совместные походы.
Если в классе есть отвергнутые, как в данном случае, необходимо уделить ему больше внимания, вовлекать в общую деятельность. Для того, чтобы учащиеся больше узнали друг друга можно во время классного часа проводить различные тренинги, или, например, провести анкетирование класса, задав вопросы про интересы, увлечения, черты характера, вкусы и т.д., а затем предложить классу угадать о ком идет речь. Это не только позволяет сплотить коллектив, но и развивает логическое мышление, коммуникативные навыки и др.
Таким образом, проанализировав результаты социометрического исследования, хочется сделать вывод, что классному руководителю и всем учащимся 10 класса предстоит очень сложная, но интересная работа над сплоченностью. Несмотря на то, что данный класс получил низкий процент сплоченности, у них имеются все задатки и признаки коллектива, которые необходимо развивать.
Список литературы.
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 2000. – 350с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 2003.-272с.
4. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в школьном
5. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. М.: Наука, 2009. - 379с.
6. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. - М.: “Прогресс”, 1979.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 2004.-269с.
8. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 2005.-468с.
9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Тетра-Системс, 2000. - 432 с.
10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:, 2001.-468с.
11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. – Минск, 2000.
12. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1/Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 232 с.
13. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006.- 450с.
14. Методики социально-
15. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. - М.: Академ. проект, 2001.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин- тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
17. Немов Р.С. Социально - психологический
анализ эффективной
18. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
19. http://nsportal.ru- электронный ресурс.
20. http://bibliofond.ru- электронный ресурс.
Приложение 1.
Список учеников 10 класса.
1. Вылегжанина Ольга.
2. Гонцов Илья.
3. Ершова Вероника.
4. Исупов Андрей.
5. Коснырева Ирина.
6. Кулёв Сергей
7. Люкина Марина.
8. Машковцева Ирина.
9. Морозова Елена.
10. Рычкова Наталья.
11. Семакина Евгения.
12. Смирнова Ольга.
13. Сычёв Дмитрий.
14. Сюзев Олег.
Приложение 2.
Социометрическая карточка.
Укажите свое имя и фамилию, класс.
По каждому критерию необходимо выбрать
трех одноклассников по мере значимости. Ф.И.О.________________________
Класс.________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса (курса, отдела, группы и т.д.) с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут
а)____________________________
б)____________________________
в)____________________________
2. Кого из одноклассников вы пригласили бы на свой день рождения?
а)____________________________
б)____________________________
в)____________________________
3. С кем из своего класса вы пошли бы в многодневный туристический поход?
а)____________________________
б)____________________________
в)____________________________
Информация о работе Диагностика степени сплоченности старшеклассников