Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 14:43, реферат
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Введение
Психологическая характеристика ценностных ориентаций.
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций.
Заключение.
Расчет конструктной валидности с другими шкалами:
В табл. приведены данные коррелирования результатов отношения различных свойств личности и жизненных ценностей и жизненных сфер. Из таблиц видно, что испытуемые, уверенные в себе, независимые, эгоистичные реалисты, честолюбивые личности не ценят сферу семьи, не желают отдавать силы и время решению проблем своей семьи (коэффициент корреляции -0,54 при уровне значимости 0,05)
Стандартизация методики.
Хi |
Xi-Xср |
/ст. откл |
*2 |
5,5 |
стены |
51 |
13,03226 |
1,472793 |
2,945586 |
8,445586 |
9 |
49 |
11,03226 |
1,24677 |
2,493541 |
7,993541 |
8 |
49 |
11,03226 |
1,24677 |
2,493541 |
7,993541 |
8 |
49 |
11,03226 |
1,24677 |
2,493541 |
7,993541 |
8 |
48 |
10,03226 |
1,133759 |
2,267518 |
7,767518 |
8 |
47 |
9,032258 |
1,020748 |
2,041496 |
7,541496 |
7 |
46 |
8,032258 |
0,907736 |
1,815473 |
7,315473 |
7 |
46 |
8,032258 |
0,907736 |
1,815473 |
7,315473 |
7 |
45 |
7,032258 |
0,794725 |
1,58945 |
7,08945 |
7 |
45 |
7,032258 |
0,794725 |
1,58945 |
7,08945 |
7 |
45 |
7,032258 |
0,794725 |
1,58945 |
7,08945 |
7 |
42 |
4,032258 |
0,455691 |
0,911382 |
6,411382 |
6 |
41 |
3,032258 |
0,34268 |
0,685359 |
6,185359 |
6 |
39 |
1,032258 |
0,116657 |
0,233314 |
5,733314 |
6 |
39 |
1,032258 |
0,116657 |
0,233314 |
5,733314 |
6 |
39 |
1,032258 |
0,116657 |
0,233314 |
5,733314 |
6 |
39 |
1,032258 |
0,116657 |
0,233314 |
5,733314 |
6 |
38 |
0,032258 |
0,003646 |
0,007291 |
5,507291 |
5 |
37 |
-0,96774 |
-0,10937 |
-0,21873 |
5,281268 |
5 |
37 |
-0,96774 |
-0,10937 |
-0,21873 |
5,281268 |
5 |
35 |
-2,96774 |
-0,33539 |
-0,67078 |
4,829223 |
5 |
35 |
-2,96774 |
-0,33539 |
-0,67078 |
4,829223 |
5 |
32 |
-5,96774 |
-0,67442 |
-1,34885 |
4,151155 |
4 |
29 |
-8,96774 |
-1,01346 |
-2,02691 |
3,473087 |
3 |
27 |
-10,9677 |
-1,23948 |
-2,47896 |
3,021041 |
3 |
26 |
-11,9677 |
-1,35249 |
-2,70498 |
2,795018 |
3 |
26 |
-11,9677 |
-1,35249 |
-2,70498 |
2,795018 |
3 |
25 |
-12,9677 |
-1,4655 |
-2,931 |
2,568996 |
2 |
24 |
-13,9677 |
-1,57851 |
-3,15703 |
2,342973 |
2 |
24 |
-13,9677 |
-1,57851 |
-3,15703 |
2,342973 |
2 |
23 |
-14,9677 |
-1,69152 |
-3,38305 |
2,11695 |
2 |
Расчет высоких, средних и низких значений.
Область высоких значений от 46 до 57 баллов ( 7-10 стенов)
Область средних значений от 29 до 46 баллов ( 3-7 стенов)
Область низких значений от 20 до 29 баллов (0-3 стена)
Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей.
Нормы в стенах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Саморазвитие |
28 и менее |
29-31 |
32-34 |
35-38 |
39-41 |
42-44 |
45-47 |
48-50 |
51-53 |
54 и более |
Духовное удовлетворение |
30 и менее |
31-33 |
34-36 |
37-39 |
40-42 |
43-45 |
46-48 |
49-51 |
52-54 |
55 и более |
Креативность |
24 и менее |
25-27 |
28-30 |
31-33 |
34-37 |
38-40 |
41-43 |
44-46 |
47-50 |
51 и более |
Активные социальные контакты |
29 и менее |
30-32 |
33-35 |
36-38 |
39-40 |
41-43 |
44-46 |
47-49 |
50-51 |
52 и более |
Собственный престиж |
25 и менее |
26-28 |
29-32 |
33-35 |
36-38 |
39-41 |
42-45 |
46-48 |
49-51 |
52 и более |
Достижения |
30 и менее |
31-33 |
34-36 |
37-39 |
40-42 |
43-45 |
46-48 |
49-51 |
52-54 |
55 и более |
Высокое материальное положение |
31 и более |
32-35 |
36-38 |
39-41 |
42-45 |
46-48 |
49-52 |
53-55 |
56-59 |
60 и более |
Сохранение собственной индивидуальности |
29 и менее |
30-32 |
33-35 |
36-38 |
39-41 |
42-45 |
46-48 |
49-51 |
52-54 |
55 и более |
Таким образом в результате проведенного экспериментального исследования мы выяснили, что методика «Морфологический Тест Жизненных ориентаций» является эффективным методом диагностики ценностных ориентаций личности, в частности терминальных ценностей и выполняет психометрические требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
Заключение.
Диагностика ценностных ориентаций позволяет решать множество проблем.
В рамках профессионального психологического отбора эффективная диагностика позволяет исследовать ценностно-ориентационную сферу личности, выявить структуру терминальных ценностей, что в конечном итоге позволит проанализировать детерминанты мотивации личности на выполнение деятельности. Решение этой проблемы очень важно, потому что только человек, с устойчивой системой ценностных ориентаций может эффективно выполнять свою служебную деятельность и быть достаточно устойчивым к стрессовым факторам.
Целью нашего исследования являлся выбор и психометрическая проверка эффективной методики диагностики ценностных ориентаций личности.
В рамках исследования мы достигли поставленных задач и выявили, что методика «Морфологический тест жизненных ценностей» является эффективной методикой для диагностики ценностных ориентаций личности и обладает высокой степенью надежности, внешней и конструктной валидности, а также является стандартизированной методикой. Это доказывает гипотезу исследования.
Проблема эффективной диагностики ценностных ориентаций нуждается в дальнейшей разработке. В рамках нашего исследования мы сделали попытку частичного решения данной проблемы. Основной трудностью диагностики ценностных ориентаций личности является то, что современные методики представляют собой стандартный набор ценностей, а методика направлена на изучение иерархии ценностей. Это существенно ограничивает диагностический потенциал методики, и работа в данном направлении представляется нам весьма актуальной. Так как в ходе экспериментального исследования мы столкнулись с результатами, в которых иерархия ценностей не выражена ярко. Решение проблемы диагностики
Литература
1. Алексеева В.Г. Ценностные
ориентации как фактор
личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 338 с.
4. Андреева В.Г. Социальная психология., 2е изд., - М., 1988. - 432 с.
5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей //
Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. -
Сборник науч. трудов. - Горький, 1982. - С. 116-129.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978. - 312 с.
7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки
субъекта // Вопр. психол. - 1993.- т.14. - № 5. - С. 99-105.
8. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-
политический журнал. - 1996 - №1. - С. 86-99.
9. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в
социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.
10. Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1995. - 160 с.
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 272 с.
12. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979. - 128 с.
13. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская
философия. - М., 1967. - С. 44-45.
14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.
15. Зейгарник Б.В. Теории
личности в зарубежной
16. Истомин И.Н. Ценностные
ориентации в системе
Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979 с.252.
17. Климов Е.А. Общечеловеческие
ценности глазами психолога
журн. - 1993. - т.14. - №4. - С. 130-136.
18. Кон И.С. В поисках себя. - М., -1984. - 148 с.