Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.
Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:
1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2.Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.
3. Продиагностировать уровень самоотношения у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
1.1 Самоотношение в психологических исследованиях 6
1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков 11
Глава 2. Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков
2.1 Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов и выводы 20
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дальневосточный государственный  гуманитарный университет»

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Специальность 030300 Психология личности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности  самоотношения в подростковом возрасте»

 

 

 

 

Выполнила: Павлова В.А., 1631 гр.

Научный руководитель:  Бехтер А.А.,

                                                                 ст. преподаватель кафедры психологии

 

 

 

Оценка ______________

Дата________________

 

 

 

Хабаровск 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения  в подростковом возрасте   

1.1 Самоотношение в психологических  исследованиях 6

1.2 Особенности формирования самоотношения у подростков 11

Глава 2. Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков

2.1 Организация  и методики исследования 18 

2.2. Анализ результатов и выводы 20

Заключение 24

Список литературы  26

Приложение  27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  развития отечественной психологии представляется возможным более  глубокое исследование внутреннего  мира конкретной личности, стержнем которой  является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частные аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности и не используя все известные методологические принципы и подходы к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями личность, сознание, самосознание.

В психологии к проблемам  самоотношения обращались такие  психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие. В психологической литературе самоотношение личности определяется как эмоциональный компонент самосознания. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин эмоционально-ценностное самоотношение. В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно четко прослеживаются особенности самоотношения у детей подросткового возраста.

Подростковый возраст - один из важнейших этапов в становлении  личности человека. Он характеризуется  рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в  сфере сознания, деятельности и системы  взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма  в процессе полового созревания, что  оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых  психологических и личностных качеств  составляет общение в ходе различных  видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого  периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией  учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая  дифференциация предметов), а также  социальная адаптация в отношениях с коллективом.

Изучая работы многих  авторов можно сделать вывод, что вопрос самоотношения у детей  подросткового возраста актуален и  в наши дни и это позволяет  сформировать тему нашей работы: измерение самоотношения в  подростковом возрасте.

Объект исследования - самоотношение у подростков. Предмет исследования - изучение  особенности самоотношения у подростков.

 Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.

Задачами исследования, в  соответствии с темой и целью  работы, определены следующие:

1.Изучить и проанализировать  литературу по теме исследования.

2.Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.

3. Продиагностировать уровень самоотношения у подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в подростковом возрасте существуют особенности самоотношения. Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование.

Проблема самоотношения не является для психологии новой, однако интерес к ней не ослабевает. Теоретической значимостью данной работы можно считать, развитие теоретического принципа отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития подростка, внешние и внутренние условия, обеспечивающие процесс развития позитивного самоотношения в подростковом возрасте, теоретические положения о развитии личности в условиях благополучной и неблагополучной семьи на примере развития самоотношения.

Практическая значимость исследования заключается в знании специфики самоотношения, что позволит предвидеть поведение подростка в межличностных контактах, его ресурсные возможности в зависимости от адекватности самооценки, рефлексивности, степени личностной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения  в подростковом возрасте

1.1 Самоотношение в психологических  исследованиях

Личность - системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений  и установочное отношение к социальному  окружению, но и особым образом относящееся  к самому себе и характеризующееся  особым образованием - подструктурой  самоотношения.

Следует четко определить, что сущность личности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив - особенности такой связи обуславливают личностные характеристики. Термин самоотношение впервые в психологии применили в 1974 г.

Самоотношение - термин, используемый для обозначения специфики отношения  личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость.

Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: Я существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость - это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость.

Однако такое утверждение  сразу же требует оговорки, что  самоотношение личности включено в  качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру.

Следует коротко отметить, что различие между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае - объекты внешнего мира или другие люди. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух, уже отмеченных, типов отношения – субъект – объектного, субъект-субъектного. Этим последним суждением мы хотим подчеркнуть, что специфика самоотношения не связана со способами отношения, которые указывают, как относиться субъекту к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь с референтом отношения, т.е. с тем, на что направлен субъект.

В.В. Столин считает, что в самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точку зрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических построений и экспериментальных разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее, недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам[7].

Ш.Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных измерениях человеческого существа: биологической, психологической и социальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные и социогенные потребности индивида. В приложении к содержательным характеристикам самоотношения эта идея могла бы получить следующую формулировку: в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности:

- Отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.

- Отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Следует отметить, что во всех названных сферах самоотношения  будет то отношение к своей  внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально-волевым и социально-статусным  характеристикам, возможные варианты способов подхода к себе могут  нести на себе печать все того же субъект-объектного или субъект-субъектного самоотношения. У того или иного лица отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоционально-волевым характеристикам субъект-субъектным. К примеру, можно сослаться на многочисленные случаи из психоконсультационной практики, когда отношение к своей внешности является объектно-манипуляторным. Некоторые авторы показывают, что причина недовольства своей внешностью у многих лиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется не в реальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной внешности. Можно сказать бы, что сами эти представления и когнитивные структуры вписываются в более общую целостность - в объектную установку к себе [9].

Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения  следующие функции:

1.Функция зеркала (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это зеркало переносится внутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют стадию зеркала в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

2. Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

3.Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности "Я". Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

4.Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

5.Функция психологической защиты. При получении информации, представляющей угрозу сложившимся представлениям о собственном Я, и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах, защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа фальшивого я и т.д.

6.Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и разыгрывая коммуникационные процессы на сцене внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка [6].

Выделение самоотношения, как самостоятельного объекта психологического анализа, чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением, как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом Я или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение.

Информация о работе Диагностические возможности методик при изучении самоотношения у подростков