Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:31, контрольная работа
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.
Типы диагностических методик
Средства, которыми располагает современная
психодиагностика, по своему качеству
подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
К формализованным методикам
относятся:
♦ тесты;
♦ опросники;
♦ методики проективной техники;
♦ психофизиологические методики.
Для них характерны:
- определенная регламентация;
- объективизация процедуры
- стандартизация (т. е. установление единообразия
проведения обработки и представления
результатов диагностических экспериментов);
- надежность;
- валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую
информацию в относительно короткие сроки
и в таком виде, который дает возможность
количественно и качественно сравнивать
индивидов между собой.
К малоформализованным методика
♦ наблюдение;
♦ беседу;
♦ анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения
об испытуемом, особенно когда предметом
изучения выступают такие психические
процессы и явления, которые мало поддаются
объективизации (например, плохо осознаваемые
субъективные переживания, личностные
смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми
по содержанию (динамика целей, состояний,
настроений и т. д.). Следует иметь в виду,
что мало-формализованные методики очень
трудоемки (например, наблюдения за обследуемым
осуществляются иногда в течение нескольких
месяцев) и в большей степени основаны
на профессиональном опыте, психологической
подготовленности самого психодиагноста.
Только наличие высокого уровня культуры
проведения психологических наблюдений,
бесед помогает избежать влияния случайных
и побочных факторов на результаты обследования
или испытания.
4. Анализ требований, предъявляемых
к психодиагностическим процедурам (требования
к методикам и требования к пользователям)
1. Требования
к методикам
1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять
следующим требованиям:
а) Должна быть четко выделена область применения,
под которой подразумевается особая социальная
среда или сфера общественной практики
(производство, медицина, семейная жизнь
и т. п.), контингент испытуемых
(пол, возраст, образование, профессиональный
опыт, должностное положение). Должны быть
конкретизированы цели
б) процедура проведения
должна быть задана в виде однозначного
алгоритма, пригодного для передачи
лаборанту, не имеющему специальных психологических
знаний, или ввода в компьютер, используемый
для предъявления заданий и анализа ответов;
в) процедура обработки
должна использовать статистически обоснованные
методы подсчета и стандартизации тестового
балла (по статистическим или критериальным
тестовым нормам). Выводы (диагностические
суждения) на основе тестового балла должны
сопровождаться указанием на вероятностный
уровень статистической достоверности
этих выводов;
г) тестовые шкалы должны
быть проверены на репрезентативность,
надежность и валидность в заданной
области применения. Другие разработчики
и квалифицированные пользователи должны
иметь возможность повторить стандартизационные
исследования в своей области и разработать
частные стандарты (нормы);
д) процедуры, основанные
на самоотчете, должны быть снабжены средствами
контроля за достоверностью, позволяющими
автоматически отсеивать недостоверные
протоколы;
е) головная методическая организация
определенного ведомства (области
применения) должна вести банк данных,
собранных по тесту, и производить
периодическую коррекцию всех стандартов
методики.
2.^ Экспертные метод��:
а) данный пункт повторяет содержание
пункта а) для тестов. Дополнение: инструкции по применению
снабжаются указанием на требуемую квалификацию
экспертов, их необходимое количество
для получения надежных данных по методу
независимых оценок;
б) инструкции по применению
должны пройти специальные испытания
на однозначность их выполнения экспертами по
отношению к некоторому эталонному набору
данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей
и т. п.);
в) процедура обработки результатов должна
включать в себя такое документирование
промежуточных этапов обработки, которое
позволило быперепроверить конечный
результат другому эксперту;
г) пользователи-разработчики
должны иметь возможность
д) головная организация должна вести
банк данных, обеспечивая подготовку пользователей
и их переподготовку (в соответствии с
пересмотренными стандартами методики).
2. Требования
к пользователям
К пользователям, являющимся профессиональными
психологами, и к пользователям-непсихологам
предъявляются разные требования.
1. Пользователь-психолог:
а) должен знать и применять на практике
общие теоретико-методологические принципы
психодиагностики, владеть основами дифференциальной
психометрики, должен следить за текущей
методической литературой по психодиагностике,
самостоятельно вести картотеку и личную
библиотечку методик, применяемых в заданной
области;
б) отвечает за решения, принимаемые на
основе тестирования, обеспечивая их соответствие
репрезентативности и прогностической
валидности методики. Он предупреждает
возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами,
не знакомыми с ограничениями в использовании
того или иного теста;
в) пользуется преимущественным правом
по сравнению с непрофессионалами на проведение
психодиагностики в заданной области,
на использование протоколов в соответствии
с профессионально-этическими принципами
и интересами психологии. Он пользуется
преимущественным правом получения методических
материалов, в том числе приобретения
их в качестве индивидуальной профессиональной
собственности.
Психолог обеспечивает необходимый уровень
надежности диагноза, применяя параллельные
стандартизованные и нестандартизованные
методики, а также метод независимых экспертных
оценок;
г) в подборе методик в комплексную программу
обследования не руководствуется субъективными
предпочтениями и предубеждениями в оценке
методик, а исходит из требования максимальной
эффективности диагностики: максимум
надежности при минимуме затрат;
д) параллельно с использованием методик
ведет научно-методическую работу, анализируя
по собранным данным эффективность применения
методики в заданной области. Ведение
такой научно-методической работы входит
в основной круг обязанностей психолога,
работающего и в исследовательских, и
в лечебных учреждениях. В этой работе
психолог поддерживает оперативные контакты
с головной методической организацией,
передавая ей копии протоколов (для накопления
банков данных) и получая инструктивные
методические материалы;
е) обеспечивает тщательное соблюдение
всех требований для проведения стандартных
методик обследования. Подсчет баллов,
интерпретация, прогноз делаются в строгом
соответствии с методическими указаниями.
Психолог не имеет права отклоняться от
стандарта в использовании методики, принятого
на определенный период. Все рекламации
и предложения по использованию методики
психолог направляет в методический центр
и требует их учета при очередном пересмотре
методики;
ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической
информации, полученной от испытуемого
на основе «личного доверия». Психолог
обязательно предупреждает испытуемого
о том, кто и для чего может использовать
эту информацию. Психолог не имеет права
скрывать от испытуемого то, какие решения
могут быть вынесены на основе психологической
диагностики;
з) психолог хранит профессиональную тайну:
не передает лицам, не уполномоченным
вести психодиагностическую практику,
инструктивных материалов, не раскрывает
перед потенциальными испытуемыми секрет
той или иной психодиагностической методики,
на котором основана его валидность;
и) обязательно рассматривает наряду с
наиболее вероятной и альтернативную
диагностическую гипотезу (интерпретацию
данных), применяя в психодиагностике
принцип, аналогичный принципу «презумпции
невиновности» в судопроизводстве;
к) сообщает в региональные или центральные
органы Общества психологов о всех замеченных
им где-либо нарушениях нормативных (процедурных
и этических) принципов психодиагностики.
Психолог уполномочен лично препятствовать
некорректному и неэтичному применению
психодиагностики.
Формализованные методики