Психологический
анамнез
Консультант может разобраться
в причинах возникновения у клиента проблем
только в контексте достаточно полной
информации о нем. Эта информация и составляет
психологический анамнез. Однако невозможно
собрать всю нужную информацию о клиенте
за одну встречу. Обычно больше внимания
этому уделяется во время первых встреч,
но важно не забывать, что в ходе всего
консультирования следует дополнять "портрет"
личности клиента новыми деталями. Собирание
анамнеза начинается с рассказа клиента
о себе и своих проблемах. Дополнительную
информацию мы черпаем из наблюдения за
поведением клиента, тестирования и других
средств (сны, рисунки, сочинения).
Необходимость психологического
анамнеза не вызывает принципиальных
возражений, хотя представители экзистенциальной
ориентации больше исследуют современную
жизненную ситуацию и не требуют от клиента
столь детальных сведений о себе, как,
например, психоаналитики.
Существуют различные схемы
сбора психологического анамнеза. По одной
из них выделяются три основных блока
информации о клиенте: 1 Демографическая
информация:
- возраст клиента;
- семейное положение;
- профессия;
- образование.
2. Актуальные проблемы
и нарушения: - возникновение, развитие
и продолжительность затруднений;
- события в жизни, обусловленные
возникновением, обострением и разрешением
проблем; - возраст, в котором возникли
проблемы; - изменение отношений
личности (особенно к значимым
людям), перемена интересов, ухудшение
физического состояния (сон, аппетит),
обусловленные возникновением проблем;
- непосредственная причина обращения
клиента; - предшествующие попытки
разрешения проблем (самостоятельно
или с помощью других специалистов)
и результаты; - употребление лекарств;
- семейный анамнез (особенно психические
болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).
3. Психосоциальный анамнез
(значимые межличностные отношения):
- раннее детство (обстоятельства
и очередность рождения, основные
воспитатели, отношения в семье);
- дошкольный период (рождение братьев
и сестер, другие значительные
события в семье, первые воспоминания);
- младший школьный возраст (успехи
и неудачи в учебе, проблемы
с учителями и ровесниками
в школе, отношения в семье); - отрочество
и юность (отношения с ровесниками,
лицами другого пола, родителями,
успехи и неудачи в школе, идеалы
и устремления); - взрослый возраст
(социальные отношения, удовлетворенность
работой, браком, отношения в семье,
половая жизнь, экономические условия
жизни, утрата близких людей, возрастные
изменения, употребление алкоголя,
наркотиков, психологические и экзистенциальные
кризисы, планы на будущее).
В каждом случае, конечно, не
требуется информация в полном объеме;
всегда надо руководствоваться критериями
разумной необходимости. Эта схема скорее
отражает важные этапы в жизни клиента,
время возникновения и усугубления проблем,
что облегчает ориентацию в ходе консультирования.
Как известно, A. Adier считает
очередность рождения важным фактором
в возникновении жизненных проблем. Затронем
эту тему несколько глубже, тем более что
она недостаточно освещена. Важность очередности
рождения связана с очень ранним формированием
основных установок личности. Старший
ребенок в семье обладает ярко выраженным
чувством ответственности. В первые годы
жизни он испытал любовь и заботу родителей,
и это способствует определенной эмоциональной
стабильности. К ответственности первенец
приучается с ранних лет, помогая родителям,
в частности, присматривать за младшими
братьями и сестрами. Старшему ребенку
родители доверяют больше, чем остальным
детям, и допускают его к планированию
семейных дел. Поэтому старший ребенок
склонен к порядку, любит стабильность
и предрасположен к консерватизму. Второй
ребенок сильно отличается. Придя в мир,
он сталкивается с соперником. В младенчестве
и детстве перед ним преуспевающий конкурент,
постоянно оставляющий его позади. Второй
ребенок находится в приниженном положении,
и это заставляет его искать новые занятия,
позволяющие первенствовать. В результате
формируется амбициозность и способность
конкурировать в трудных условиях, а также
склонность к революционному изменению
существующих обстоятельств.
Особое положение в семье занимает
младший ребенок. В детстве он окружен
любовью родителей и старших детей. Это
создает благоприятную установку и ожидание
всеобщей любви к себе. Опасность заключается
в том, что последыш начинает надеяться
не только на любовь, но и на постоянное
потворство окружающих. Особенно тяжело
положение единственного ребенка. Он бывает
в прямом смысле слова окружен любовью
и заботой родителей, ему уделяется значительно
больше внимания, чем детям, имеющим братьев
и сестер. В этом кроется много опасностей.
Единственный ребенок имеет много социальных
контактов, но одновременно незначительный
социальный опыт общежития. Единственный
ребенок избалован, и у него развивается
чрезмерная требовательность и зависимая
в отношении условий жизни установка.
Ребенок думает, что мир должен идти к
нему, а если этого не происходит, он начинает
смотреть на мир враждебно. Однако наряду
с опасностями единственный ребенок имеет
больше реальных возможностей для всестороннего
образования и развития.
Хотя очередность рождения
сказывается на формировании личности
и служит источником проблем, тем не менее
не следует забывать, что на личность влияет
множество факторов.
Leary (1957) тоже предложил
вариант схемы психологического
анамнеза, предполагающий многоуровневую
информацию. По этой схеме клиент
должен оцениваться на основании:
- информации о его
социальном поведении;
- информации по данным
самооценки;
- информации, получаемой
при тестировании (ТАТ) и анализе
сновидений;
- информации о бессознательном
(учет тематики, которая постоянно
избегается);
- информации о системе
ценностей.
В основном данные анамнеза
собираются во время беседы. Этот важнейший
способ получения информации о клиенте
имеет слабые стороны, поскольку он субъективен
и не всегда достоверен. Не следует удивляться
и тому, что два или более консультанта,
разговаривая с одним и тем же клиентом,
могут составить разное представление
о нем и разойтись в выводах. Расхождение
происходит по ряду причин, которые следует
иметь в виду:
1. Консультанты могут
по - разному опрашивать клиента
и получить разную информацию.
Следовательно, понимание клиента
зависит от характера опроса.
2. Консультанты оказывают
неодинаковое влияние на клиентов,
поэтому могут получить различные
ответы, даже задавая одни и
те же вопросы.
3. Консультанты во время
беседы фиксируют разные аспекты
поведения клиента (никто не способен
охватить все поведение), что обусловливает
расхождение мнений о клиенте.
4. Даже имея сходную
информацию, консультанты могут
интерпретировать ее по - разному.
Перечисляя причины расхождения
в понимании клиентов, обратим внимание
на то, что консультант собственным влиянием
способен спровоцировать ложную информацию.
Другими словами, в рассказе клиента иногда
видится желаемое и не замечается нежелательное.
Такова реальная опасность, о которой
следует помнить консультанту при сборе
информации о клиенте. С другой стороны,
если мы будем стараться обойти все опасности,
стремясь к более строгому структурированию
беседы, то рискуем не усмотреть уникальность
каждого клиента, и беседа станет похожей
на анкетирование или тестирование.
Использование тестов
при постановке психологического диагноза
Любая проблема психологического характера,
возникающая у клиента и требующая проведения
психологического консультирования, почти
всегда в реальной жизни имеет определенные,
сугубо индивидуальные проявления, причем
даже тогда, когда ее психологическое
содержание выражено примерно одинаково
у разных людей. Например, весьма распространенной
среди потенциальных клиентов является
повышенная личностная тревожность, недостаточная
уверенность в себе. Однако разные люди
проявляют тревожность и чувствуют себя
недостаточно уверенно в жизни по-разному.
Другой типичный пример: почти у всех
людей есть определенные недостатки в
развитии способностей и в чертах характера,
но для каждого человека они опять же носят
сугубо индивидуальный характер. Поэтому
если, например, два разных клиента обратились
в психологическую консультацию с жалобой
на дефицит в развитии интеллектуальных
способностей, то это вовсе не означает,
что их проблемы идентичные и их нужно
решать одинаковым способом.
Еще сложнее практически обстоит дело
с недостатками в характере человека:
они в большинстве случаев в связи с уникальным
индивидуальным жизненным опытом каждого
человека должны в психологической консультации
решаться по-разному. Без проведения специальной
психодиагностики личности клиента решить
задачу успешности психологического консультирования
в этом случае практически невозможно.
Однако и тогда, когда уже поставлен точный
диагноз проблемы клиента, нужда в проведении
психодиагностики полностью не отпадает.
Консультант-психолог, как бы он тщательно
ни изучал личность клиента при постановке
диагноза его проблемы, все же наверняка
не знает о нем и о сути проблемы всего.
Кроме того, достаточно трудно бывает
заранее точно определить, с какими реальными
(а они порой бывают неожиданными) проблемами
в жизни может столкнуться клиент, выполняя
практические рекомендации психолога-консультанта.
Поэтому часто требуется продолжать психодиагностическое
изучение клиента как личности и его взаимоотношений
с окружающими людьми в постконсультационный
период, т.е. тогда, когда он уже практически
приступил к выполнению рекомендаций,
полученных в психологической консультации.
Клиент не профессиональный психолог,
а поэтому далеко не всегда сам может оценить
реально те позитивные изменения, которые
на самом деле происходят в его психологии
и поведении при выполнении советов психолога-консультанта.
Да и сам консультант не всегда может судить
о результатах безупречно и определенно.
Это происходит, во-первых, потому, что
по завершении консультации клиент практически
мало общается с психологом-консультантом.
Во-вторых, это случается по той причине,
что происходящие изменения могут носить
постепенный, незаметный или неосознаваемый
характер.
В данном случае для того, чтобы точно
определить, что на самом деле происходит
с клиентом, его необходимо протестировать
несколько раз, как минимум два раза: до
получения рекомендаций и после того,
как он их уже выполнил.
Иногда, когда процессы проведения консультирования
и практической реализации полученных
рекомендаций занимают достаточно много
времени (год и больше), возникает необходимость
в проведении промежуточных тестовых
обследований клиента для того, чтобы
проследить реальную динамику изменений
его психологии и поведения.
Время от времени в процессе проведения
психологического консультирования возникает
срочная необходимость психологического
тестирования клиента. Когда, при каких
обстоятельствах появляется необходимость
в этом?
1. Во-первых,
тогда, когда у психолога-консультанта
не хватает сведений для того,
чтобы сделать правильные выводы
о сути проблемы клиента и
с учетом его индивидуальности
предложить действенные меры
по практическому решению возникшей
проблемы. В этом случае необходимо
бывает разносторонне изучить
личность клиента, с тем, чтобы
узнать о тех его индивидуальных
особенностях, которые важны для
прояснения проблемы и для
точного определения путей ее
решения.
Нередко на основе одной и особенно первой
встречи с клиентом трудно бывает судить
о нем как о личности, тем более что в психологической
консультации в незнакомой обстановке
человек ведет себя весьма сдержанно и
играет обычно не вполне свойственную
ему жизненную роль, не отображающую полностью
его индивидуальность.
2. Во-вторых, тогда, когда необходимо
оценить такие индивидуальные
особенности клиента, которые и
в обычной, повседневной жизни
слабо или почти не проявляются
в поведении человека.
К числу подобных личностных свойств
относятся, например, такие, которые связаны
с комплексами, бессознательными влечениями,
недостаточно осознаваемыми чертами характера
и т.п. Необходимость в этом чаще всего
появляется тогда, когда у психолога-консультанта
возникает подозрение, что клиент обладает
неосознаваемыми или скрываемыми психологическими
особенностями, знание которых необходимо
для успешности психологического консультирования
и решения проблемы клиента.
3. В-третьих, тогда, когда психологу-консультанту
необходимо точно установить, какое
влияние на данного клиента
оказало или может оказать
посещение психологической консультации,
получение и выполнение им
рекомендаций психолога консультанта.
Необходимость в этом может возникнуть,
в частности, по следующим причинам. Может,
например, случиться так, что нужно будет
убедить клиента и доказать ему, что выполнение
полученных им рекомендаций действительно
полезно для него, хотя сам он этого достаточно
хорошо не осознает. Дело в том, что изменения
личностного и межличностного характера
в психологии человека часто происходят
постепенно и относительно незаметно
для самого человека, которого они касаются,
и только специальное тестирование позволяет
выявить и оценить эти изменения. Кроме
того, данные изменения вообще могут быть
по своей природе неосознаваемыми. Такое
бывает тогда, когда они касаются психологии
бессознательного.