Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат

Краткое описание

Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     В таких научных направлениях, как  «Психология личности», «Психология  развития» и др. результаты настоящего исследования могут послужить посылом  для систематизации и обобщения  личностных факторов развития нравственных отношений в подростковом возрасте, а также для описания процессов их изменения.

     Практическая  значимость исследования. Достоверный эмпирический материал, полученный в лонгитюдном исследовании, полезен при разработке, использовании развивающих и коррекционных программ в деятельности практических психологов, социальных педагогов в контексте оказания комплексной психолого-педагогической помощи подросткам, а также в разработке и уточнении программ обучения и воспитания подростков в условиях современного образовательного процесса.

     Выявленные психологические особенности развития нравственных отношений у подростков с различными личностными типами развития нравственных отношений обогащают психологическую практику индикаторами диагностики происходящих изменений в рамках данного возраста;

     Материалы диссертации и спецкурса «Психология нравственности», который был прочитан на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им М.Акмуллы, может быть использован при подготовке в вузах молодых специалистов по работе с подростками, а также в качестве дополнения к содержанию курсов «Психология личности», «Психология развития».

     Апробация результатов исследования проводилась в ходе обсуждений на заседаниях кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета, заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета в г.Екатеринбург; на семинарах кафедры психологии личности Казанского государственного университета. Основные положения по проблеме исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на Всероссийских конференциях и конференциях с международным участием (Барнаул, 2006; Казань, 2006; Калуга, 2006; Москва, 2007; Уфа, 1997; 2005; 2007; 2008, 2009, 2010). Содержание диссертации отражено в 16 публикациях, в том числе в журналах, утвержденных ВАК РФ.

     Эмпирическая  база исследования. Лонгитюдное исследование проводилось в течение 2003-2008 годов в общеобразовательных школах №№ 37, 97, 130  г.Уфы с одними и теми же подростками с 5 по 9 класс. Выборка подростковой группы составила 128 человек.

     Положения, выносимые на защиту:

  1. В подростковом возрасте выделяются три уровня развития нравственных отношений: эгоцентрический, группоцентрический и просоциальный. Каждый уровень развития нравственных отношений у подростков определяется связью ряда личностных факторов. К числу значимых личностных факторов, определяющих динамику нравственных отношений в подростковом возрасте, относятся ценности личности, личностные качества, нравственные знания, нравственные чувства. Эгоцентрический уровень развития определяется социальными ценностями и гедонистическими чувствами; группоцентрический уровень – группоцентрическими ценностями и высокой тревожностью; просоциальный уровень обуславливается значимостью для личности гуманистических ценностей и альтруистических чувств.
  2. Критериями оценки развития нравственных отношений в подростковом возрасте являются: валентность отношений (положительная/ отрицательная); направленность отношений (на себя/на других людей); принятие/непринятие нравственных норм; дифференциация нравственных норм; центрация сознания (эгоцентрическая, группоцентрическая, просоциальная); позиция в оценке других (внешняя/внутренняя).
  3. В подростковом возрасте динамика нравственных отношений позитивная, определяется как тенденция к децентрации сознания. Валентность нравственных отношений меняется на положительную, появляется направленность на других, принятие нравственных норм меняется от рационального к эмоциональному, нравственные нормы дифференцируются, позиция в оценке других меняется с внешней на внутреннюю. Это указывает, что уровень развития нравственных отношений с низкого переходит на средний.
  4. В зависимости от соотношения личностных факторов каждого уровня развития нравственных отношений выделены три личностных типа подростков, условно обозначенные как «самодостаточный гедонист»,  «активный коллективист», «уверенный и чуткий альтруист». Системообразующим фактором нравственных отношений низкого уровня являются ценности материальной обеспеченности. Системообразующим фактором нравственных отношений среднего уровня являются группоцентрические ценности. Системообразующим фактором нравственных отношений высокого уровня  является альтуистическая эмоциональная направленность.

     Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 188 страницах, содержит 14 таблиц, 7 рисунков. Список литературы насчитывает 204 наименования, из них 6 – на иностранном языке.

       Основное  содержание диссертации

     Во  введении раскрыта актуальность темы исследования; определены его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

     В первой главе «Нравственные отношения как психологическое явление» приводятся данные анализа состояния исследуемой проблемы, рассмотрены подходы к развитию нравственных отношений личности, изучены личностные факторы, детерминирующие развитие нравственных отношений в подростковом возрасте; даны критерии оценки развития нравственных отношений, описаны типы и уровни развития личности подростков.

     В первом параграфе дан анализ состояния проблемы морали, нравственности и нравственных отношений в философии и психологии; рассмотрены различные теории отечественной и зарубежной психологии, раскрывающие проблему развития нравственных отношений в подростковом возрасте.

     Нравственность  – этическая категория – приобрела психологический статус и стала предметом научных изысканий в начале ХХ века (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд и др.). В психологии изучают, какое место в структуре психики, сознания и жизнедеятельности субъекта, в структуре ценностного мира личности занимают ценности – Добро, Красота, Истина, Справедливость и др. (Б.С.Алишев и др.). Усвоенные человеком во взаимодействии с миром ценности начинают участвовать в выборе его мотивов, их формировании и развитии, т.е. ценности начинают жить самостоятельной жизнью, становясь факторами личностного развития человека (Б.С.Братусь).  

       Философская антропология М.Шелера, психологическая антропология Е.И.Исаева, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова и др., ориентированные на понимание сущностных психологических характеристик человека, утверждают, что исследование человека должно происходить целостно, в совокупности субъективных и объективных факторов его жизнедеятельности.

       В психологии существует традиция рассматривать нравственность через категорию «отношение» (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, М.М.Троицкий), т.к. это наименьшая единица, раскрывающая связь субъекта и окружающего мира и отражающаяся во всех психологических структурах (сознании, чувствах, качествах личности). Необходимо различать понятия «отношения» и «нравственные отношения». В.Н.Мясищев считает, что «психологические отношения человека … представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». А.Б.Купрейченко через понятие «психологические отношения нравственности» рассматривает отношения личности к соблюдению нравственных норм. В трудах Б.С.Братуся нравственные отношения рассматриваются через центрацию на себе и другом человеке и определяются как отношение к другому как равному. В содержательном плане нравственное отношение включает в себя установку на тип общения, эмоциональное отношение, оценочные отношения, интерес к другому человеку и др., т.е. понятие «отношение» является более широким, нежели «нравственное отношение». В качестве рабочего определения «нравственное отношение» за основу взято определение Б.С.Братуся.

       Также в данном параграфе дан анализ психоаналитического, бихевиористического, когнитивного направлений исследования аттитюдов, установок как аналога понятия «отношения» в отечественной психологии. Анализ достижений отечественной психологии сосредоточен на теории деятельности А.Н.Леонтьева, концепции отношений В.Н.Мясищева, концепции Б.С.Братуся о психологических типах личности, концепции  Л.М.Попова о психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, концепции Л.М.Аболина о духовно-нравственном развитии личности и др. В них рассматриваются различные аспекты развития нравственных отношений у подростков.

       З.Фрейд  определил, что в подростковом возрасте содержанием нравственного отношения является способность любить,  выраженная в форме нравственного чувства. Оно закладывается благодаря правильной социальной идентификации ребенка (Э.Эриксон и др.), способствуя дифференциации и децентрации его отношений с окружающими. Бихевиоризм доказал, что нравственные отношения формируются в научении при принятии норм нравственного поведения, из чего образуется внутренняя/внешняя позиции личности по отношению к другим людям (Э.Толмен, Д.Уотсон, К.Халл и др.). Л.Кольберг, Ж.Пиаже выявили стадии и закономерности развития моральных суждений у подростков как вербальных проявлений сознательных, но неустойчивых нравственных отношений ребенка.

       Отечественные исследования нравственного развития представлены трудами  Л.Н.Антилоговой, Л.И.Анцыферовой, Л.И.Божович, Б.Б.Братуся, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Субботского, Р.Х.Шакурова, Д.Б.Эльконина и др. Развитие нравственных отношений рассматривается через деятельностное принятие ребенком нравственных норм, их обобщение, интериоризацию и формирование этических инстанций, внутренней позиции по отношению к другому человеку (Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

       Д.Б.Эльконин рассматривает подростковый возраст как сензитивный для формирования нравственных отношений, в котором происходит усвоение норм, способов взаимоотношений, нравственных понятий и соответствующих форм поведения при сравнении себя с взрослым. Д.Б.Эльконин выявил, что у подростков формируются такие свойства отношений как их направленность, валентность, принятие нравственных норм. Л.И.Божович обосновала значимость валентности нравственной мотивации для развития нравственных отношений у подростков. В.Н.Мясищев указал, что нравственное отношение подростка формируется в активной включенности его в деятельность и зависит от нравственных чувств, сформированных нравственных качеств личности, усвоенной системы ценностных ориентаций и знаний личности. Нравственным отношениям подростка свойственны определенный знак и позиция, выражающаяся в эмоциональном или рациональном принятии/непринятии нравственных норм.

       Развитие  нравственных отношений  А.Б.Купрейченко  рассматривает по  двум направлениям: 1) субъект-объектные отношения; 2) субъект-субъектные отношения. Эти направления развития реализуются (по Б.С.Братусю)  через прохождение человека по четырем уровням: эгоцентрическому, группоцентрическому, просоциальному и духовному. Первые два уровня «ненравственные, но моральные» (Б.С.Братусь) и свойственны незрелой личности. Последние два уровня делают человека нравственным и духовным. Достичь их может только зрелая личность. В подростковом возрасте личность переходит от эгоцентрической позиции к группоцентрической (Б.С.Братусь). Исследование Б.С.Братуся позволило выделить центрацию нравственных отношений и уровень их развития в подростковом возрасте.

       Во втором параграфе рассмотрены личностные факторы развития нравственных отношений в подростковом возрасте.

     Теоретический анализ исследований по проблеме позволил выделить личностные детерминанты нравственных отношений у подростков: нравственные чувства, потребности общественного характера, нравственная мотивация, ценностные ориентации, образ «Я», нравственные знания. 

     Нравственные  чувства являются определяющим условием нормального развития нравственных отношений подростка. Активное формирование у подростков нравственных чувств, включающих их в широкую сферу социальных взаимодействий с миром, способствует формированию таких отношений как долг, сопереживание,  любовь, дружба, альтруизм и др. (Э.И.Искандарова, Н.И.Непомнящая, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.). Появление в этом возрасте потребности в деловом общении и сотрудничестве с взрослыми определяет внимание подростка к общественным правилам жизни (Л.И.Божович, И.М.Вереникина, З.И.Гришанова, В.Д.Сайко и др.). Складывается нравственная мотивация поведения под влиянием значимого для подростка социального окружения. Это ведет к нравственно ценным поступкам (Р.Д.Азимова, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн). Ценностные ориентации в этом возрасте складываются в сложную иерархическую систему, создающую основу для формирования идеалов у подростков (З.И.Гришанова, В.Д.Сайко). «Образ Я» не устойчив, что приводит к ситуативности проявления нравственных оценок себя и других: добрый, злой, отзывчивый, черствый и др. Оценки себя чаще только положительные, оценки других более дифференцированы (И.С.Кон, М.Подд, Э.Эриксон). Нравственные знания подростков не отражают многообразия жизненных ситуаций, т.к. четкая мировоззренческая позиция в этом возрасте не сформирована, поэтому нравственные отношения неустойчивы (И.А.Подольная, Д.И.Фельдштейн). При этом подчеркивается, что подростковый возраст характеризуется активным развитием коммуникативных качеств личности, составляющих нравственно-этическую сферу личности (А.Р.Каримова и др.).

Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте