Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат
Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.
В таких научных направлениях, как «Психология личности», «Психология развития» и др. результаты настоящего исследования могут послужить посылом для систематизации и обобщения личностных факторов развития нравственных отношений в подростковом возрасте, а также для описания процессов их изменения.
Практическая значимость исследования. Достоверный эмпирический материал, полученный в лонгитюдном исследовании, полезен при разработке, использовании развивающих и коррекционных программ в деятельности практических психологов, социальных педагогов в контексте оказания комплексной психолого-педагогической помощи подросткам, а также в разработке и уточнении программ обучения и воспитания подростков в условиях современного образовательного процесса.
Выявленные психологические особенности развития нравственных отношений у подростков с различными личностными типами развития нравственных отношений обогащают психологическую практику индикаторами диагностики происходящих изменений в рамках данного возраста;
Материалы диссертации и спецкурса «Психология нравственности», который был прочитан на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им М.Акмуллы, может быть использован при подготовке в вузах молодых специалистов по работе с подростками, а также в качестве дополнения к содержанию курсов «Психология личности», «Психология развития».
Апробация
результатов исследования
проводилась в ходе обсуждений на заседаниях
кафедры психологии Башкирского государственного
педагогического университета, заседании
кафедры теоретической и экспериментальной
психологии Российского государственного
профессионально-
Эмпирическая база исследования. Лонгитюдное исследование проводилось в течение 2003-2008 годов в общеобразовательных школах №№ 37, 97, 130 г.Уфы с одними и теми же подростками с 5 по 9 класс. Выборка подростковой группы составила 128 человек.
Положения, выносимые на защиту:
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 188 страницах, содержит 14 таблиц, 7 рисунков. Список литературы насчитывает 204 наименования, из них 6 – на иностранном языке.
Основное содержание диссертации
Во введении раскрыта актуальность темы исследования; определены его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Нравственные отношения как психологическое явление» приводятся данные анализа состояния исследуемой проблемы, рассмотрены подходы к развитию нравственных отношений личности, изучены личностные факторы, детерминирующие развитие нравственных отношений в подростковом возрасте; даны критерии оценки развития нравственных отношений, описаны типы и уровни развития личности подростков.
В первом параграфе дан анализ состояния проблемы морали, нравственности и нравственных отношений в философии и психологии; рассмотрены различные теории отечественной и зарубежной психологии, раскрывающие проблему развития нравственных отношений в подростковом возрасте.
Нравственность – этическая категория – приобрела психологический статус и стала предметом научных изысканий в начале ХХ века (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд и др.). В психологии изучают, какое место в структуре психики, сознания и жизнедеятельности субъекта, в структуре ценностного мира личности занимают ценности – Добро, Красота, Истина, Справедливость и др. (Б.С.Алишев и др.). Усвоенные человеком во взаимодействии с миром ценности начинают участвовать в выборе его мотивов, их формировании и развитии, т.е. ценности начинают жить самостоятельной жизнью, становясь факторами личностного развития человека (Б.С.Братусь).
Философская антропология М.Шелера, психологическая антропология Е.И.Исаева, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова и др., ориентированные на понимание сущностных психологических характеристик человека, утверждают, что исследование человека должно происходить целостно, в совокупности субъективных и объективных факторов его жизнедеятельности.
В психологии существует традиция рассматривать нравственность через категорию «отношение» (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, М.М.Троицкий), т.к. это наименьшая единица, раскрывающая связь субъекта и окружающего мира и отражающаяся во всех психологических структурах (сознании, чувствах, качествах личности). Необходимо различать понятия «отношения» и «нравственные отношения». В.Н.Мясищев считает, что «психологические отношения человека … представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». А.Б.Купрейченко через понятие «психологические отношения нравственности» рассматривает отношения личности к соблюдению нравственных норм. В трудах Б.С.Братуся нравственные отношения рассматриваются через центрацию на себе и другом человеке и определяются как отношение к другому как равному. В содержательном плане нравственное отношение включает в себя установку на тип общения, эмоциональное отношение, оценочные отношения, интерес к другому человеку и др., т.е. понятие «отношение» является более широким, нежели «нравственное отношение». В качестве рабочего определения «нравственное отношение» за основу взято определение Б.С.Братуся.
Также в данном параграфе дан анализ психоаналитического, бихевиористического, когнитивного направлений исследования аттитюдов, установок как аналога понятия «отношения» в отечественной психологии. Анализ достижений отечественной психологии сосредоточен на теории деятельности А.Н.Леонтьева, концепции отношений В.Н.Мясищева, концепции Б.С.Братуся о психологических типах личности, концепции Л.М.Попова о психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, концепции Л.М.Аболина о духовно-нравственном развитии личности и др. В них рассматриваются различные аспекты развития нравственных отношений у подростков.
З.Фрейд определил, что в подростковом возрасте содержанием нравственного отношения является способность любить, выраженная в форме нравственного чувства. Оно закладывается благодаря правильной социальной идентификации ребенка (Э.Эриксон и др.), способствуя дифференциации и децентрации его отношений с окружающими. Бихевиоризм доказал, что нравственные отношения формируются в научении при принятии норм нравственного поведения, из чего образуется внутренняя/внешняя позиции личности по отношению к другим людям (Э.Толмен, Д.Уотсон, К.Халл и др.). Л.Кольберг, Ж.Пиаже выявили стадии и закономерности развития моральных суждений у подростков как вербальных проявлений сознательных, но неустойчивых нравственных отношений ребенка.
Отечественные исследования нравственного развития представлены трудами Л.Н.Антилоговой, Л.И.Анцыферовой, Л.И.Божович, Б.Б.Братуся, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Субботского, Р.Х.Шакурова, Д.Б.Эльконина и др. Развитие нравственных отношений рассматривается через деятельностное принятие ребенком нравственных норм, их обобщение, интериоризацию и формирование этических инстанций, внутренней позиции по отношению к другому человеку (Л.М.Аболин, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Д.Б.Эльконин рассматривает подростковый возраст как сензитивный для формирования нравственных отношений, в котором происходит усвоение норм, способов взаимоотношений, нравственных понятий и соответствующих форм поведения при сравнении себя с взрослым. Д.Б.Эльконин выявил, что у подростков формируются такие свойства отношений как их направленность, валентность, принятие нравственных норм. Л.И.Божович обосновала значимость валентности нравственной мотивации для развития нравственных отношений у подростков. В.Н.Мясищев указал, что нравственное отношение подростка формируется в активной включенности его в деятельность и зависит от нравственных чувств, сформированных нравственных качеств личности, усвоенной системы ценностных ориентаций и знаний личности. Нравственным отношениям подростка свойственны определенный знак и позиция, выражающаяся в эмоциональном или рациональном принятии/непринятии нравственных норм.
Развитие нравственных отношений А.Б.Купрейченко рассматривает по двум направлениям: 1) субъект-объектные отношения; 2) субъект-субъектные отношения. Эти направления развития реализуются (по Б.С.Братусю) через прохождение человека по четырем уровням: эгоцентрическому, группоцентрическому, просоциальному и духовному. Первые два уровня «ненравственные, но моральные» (Б.С.Братусь) и свойственны незрелой личности. Последние два уровня делают человека нравственным и духовным. Достичь их может только зрелая личность. В подростковом возрасте личность переходит от эгоцентрической позиции к группоцентрической (Б.С.Братусь). Исследование Б.С.Братуся позволило выделить центрацию нравственных отношений и уровень их развития в подростковом возрасте.
Во втором параграфе рассмотрены личностные факторы развития нравственных отношений в подростковом возрасте.
Теоретический анализ исследований по проблеме позволил выделить личностные детерминанты нравственных отношений у подростков: нравственные чувства, потребности общественного характера, нравственная мотивация, ценностные ориентации, образ «Я», нравственные знания.
Нравственные чувства являются определяющим условием нормального развития нравственных отношений подростка. Активное формирование у подростков нравственных чувств, включающих их в широкую сферу социальных взаимодействий с миром, способствует формированию таких отношений как долг, сопереживание, любовь, дружба, альтруизм и др. (Э.И.Искандарова, Н.И.Непомнящая, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.). Появление в этом возрасте потребности в деловом общении и сотрудничестве с взрослыми определяет внимание подростка к общественным правилам жизни (Л.И.Божович, И.М.Вереникина, З.И.Гришанова, В.Д.Сайко и др.). Складывается нравственная мотивация поведения под влиянием значимого для подростка социального окружения. Это ведет к нравственно ценным поступкам (Р.Д.Азимова, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн). Ценностные ориентации в этом возрасте складываются в сложную иерархическую систему, создающую основу для формирования идеалов у подростков (З.И.Гришанова, В.Д.Сайко). «Образ Я» не устойчив, что приводит к ситуативности проявления нравственных оценок себя и других: добрый, злой, отзывчивый, черствый и др. Оценки себя чаще только положительные, оценки других более дифференцированы (И.С.Кон, М.Подд, Э.Эриксон). Нравственные знания подростков не отражают многообразия жизненных ситуаций, т.к. четкая мировоззренческая позиция в этом возрасте не сформирована, поэтому нравственные отношения неустойчивы (И.А.Подольная, Д.И.Фельдштейн). При этом подчеркивается, что подростковый возраст характеризуется активным развитием коммуникативных качеств личности, составляющих нравственно-этическую сферу личности (А.Р.Каримова и др.).
Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте