Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:34, автореферат

Краткое описание

Объект исследования: нравственные отношения в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются особенности динамики нравственных отношений в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить критерии оценки, личностные факторы и динамику нравственных отношений у подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

     Корреляционный  анализ по критерию Пирсона выявил, что активное формирование группоцентрических ценностей личности тесно связано  со снижением избирательности в общении, желании во всем винить только себя, а уменьшение этих характеристик связано с увеличением терпимости к другим людям. Эмоциональная уравновешенность способствует формированию активной жизненной позиции у подростков этого типа.

     Таблица 2

Факторы развития группоцентрического  уровня нравственных отношений

 

    Факторы
    Группо-центричес-кие ценности (21,8%) Любозна-тельность

    (10,3%)

    Избиратель-ность в общении

    (10,1%)

    Активная  жизненная позиция

    (10,0%)

    Исполни-тельность

    (7,3%)

    Терпимость

    (4,6%)

    Высокая трево-жность

    (3,3%)

    любовь= 0,701 удоволь-ствие =0,879 Интрапунити-вность=0,783 активная жизненная позиция=0,790 исполни-тельность =0,715 терпимость =0,766 тревож-ность=0,853
    друзья =0,925 широта взглядов =0,919 необходимо-упорствую-щий тип=0,804   гедонист. эмоц. направлен-ность

    =-0,709

       
    семья= 0,794   застенчи-вость =0,842        
    честность =0,934            

 

     Факторный анализ выявил 2 фактора, определяющих развитие подростков просоциального уровня развития (выборка 15 чел.). Факторы вобрали в себя 56,9% общей дисперсии (табл.3).

     Таблица 3

Факторы развития просоциального уровня нравственных отношений подростков

Факторы
Нравственная  убежденность

(37,2%)

Эмоциональная восприимчивость

(19,7%)

эстетическая эмоциональная направленность = -0,713 любовь =0,703
альтруистическая эмоциональная направленность =0,736 чувствительность =0,719
уверенность =0,717  

 

     Просоциальный уровень развития нравственных отношений обеспечивается условно названным личностным типом развития нравственных отношений «уверенный и чуткий альтруист». Доминирует просоциальная центрация нравственных отношений; общечеловеческие ценности значимы и принимаются подростками, общение и деятельность выстраиваются на основе общечеловеческих ценностей; подросток осознает себя частью мира и пытается определить свое место в системе человечества. Особенности нравственных отношений проявляются в активности и глубине нравственных чувств: чувстве вины, совести, долга, ответственности и др. Оценочные отношения дифференцированы. Система нравственных знаний сформирована. Характерны выраженная альтруистическая эмоциональность, уверенность и чувствительность, снижение тревожности.

      Корреляционный  анализ выявил достоверно значимые связи альтруистической эмоциональной направленности с другими факторами: уверенностью, любовью, чувствительностью, эстетической эмоциональной направленностью. Системообразующим фактором данного уровня развития нравственных отношений является альтруистическая эмоциональная направленность.

      Таким образом, выяснено, что каждый уровень развития нравственных отношений соотносится с определенным личностным типом.

     Исследование  позволило сравнить результаты степени  развития личностных свойств у подростков разных уровней нравственных отношений. Вычисление сформированности личностных свойств производилось путем подсчета в процентах количества испытуемых, имеющих высокий уровень развития представленных свойств (табл.4).

     Подростки типа «самодостаточный гедонист» более  других экстрапунитивны, склонны чаще всего винить других, не замечая  собственных промахов и недостатков. В конфликтной ситуации надеются, что выход будет найден кем-то другим, либо изменится ситуация. Они реалистичны, практичны. Но в то же время преобладает эстетическая эмоциональная направленность. У них отмечается, что высокий уровень альтруистической эмоциональной направленности отсутствует, т.е. нравственные чувства для них не типичны. Гедонистичность связана с приятным времяпровождением,   чувственно-телесными     радостями     жизни.     Они      более

напряжены, фрустрированы, отличаются избытком побуждений (Q4+), которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. Подростки стремятся к самоутверждению, беспечны и склонны к риску, отличаются присущей им переоценкой своих собственных возможностей и чрезмерным оптимизмом (F+). Также им свойственна зависимость от других и большая послушность, склонность перекладывать на других ответственность за принятие решения в сложных ситуациях (Е-). Наличие таких противоречивых характеристик одновременно указывает на дисгармоничность подростков данного уровня развития нравственных отношений.

     У подростков, отнесенных к личностному  типу развития нравственных отношений  «активный коллективист», в большей  степени проявляется тревожность (О+), они лучше социально приспособлены (Q3), т.к. большее значение для них, чем для подростков других типов, имеет мнение группы, к которой они принадлежат. Подросткам этого типа в большей мере свойственна практическая и гедоническая эмоциональная направленность, т.к. их эмоциональность чаще проявляется в совместной с другими деятельности и в ситуациях свободного времяпровождения с друзьями, т.е. в двух основных сферах, где дети могут реализовать свои группоцентрические потребности. 

       Таблица 4

Сформированность  личностных свойств  у подростков разных типов развития нравственных отношений (в %) 

Личностные  свойства Тип «самодоста-точный гедонист» Тип «активный коллекти-вист» Тип «уверен-ный и чуткий альтруист»
Сформированность  ценностных ориентаций 38 64 96
Практическая  эмоциональная направленность 0 14,3 8,3
Гностическая  эмоциональная направленность 14,3 10,7 29,2
Эстетическая  эмоциональная направленность 42,8 17,5 12,5
Гедоническая  эмоциональная направленность 14,3 18 4,2
Альтруистическая  эмоциональная направленность 0 17,9 33,3
Интрапунитивность 44,4 63,3 81,8
Экстрапунитивность 66,6 40 27,2
интерес к другому 62,5 72,8 85,7
«А+»:доброжелательность 25 37 73,9
«В+»:высокий  интеллект 12,5 14,8 69,5
«Е-»: зависимость, послушность, уступчивость 87,5 66,6 73,9
«G+»: добросовестность 62,5 66,6 82,6
«H+»: непринужденность в общении 50 44,4 60,8
«I-»: практицизм, реалистичность 37,5 7,4 13
«О+»:тревожность 25 66,6 60,8
«Q3»:социальная приспособленность 25 59,2 47,8
«F+»: беспечность, склонность к риску 45 29 9
«D+»: самоутверждение, стремление к лидерству 39 23 19,2
«Q4+»: напряженность, раздражительность, фрустрированность 67 34,1 18,7
Нравственные  знания 14,2 36,8 71,1

 

     У подростков, отнесенных к личностному типу развития нравственных отношений «уверенный и чуткий альтруист», сформированность ценностных ориентаций значительно выше, чем у школьников других типов. В их психике четко зафиксирована направленность на цели и средства деятельности, что определяет устойчивую мотивацию поведения. Просоциальные подростки чаще испытывают альтруистические чувства. Они более интрапунитивны, что указывает на повышенную рефлексивность, желание анализировать собственные поступки и поведение, стремление найти вариант выхода из конфликтной ситуации, удовлетворяющий все стороны. Эти подростки проявляют большой интерес к другим людям, они доброжелательны (А+), добросовестны (G+). Это проявляется в непринужденности общения (H+), которая значительно выше, чем у подростков других уровней. У них выявлены высокие показатели развития интеллекта (В+), наличие прочной системы нравственных знаний и умение дифференцировать основные нравственные категории (например, совесть, правда, добро). Отмечается высокая гностическая эмоциональная направленность. Это указывает, что нравственные знания активно используются при решении жизненных ситуаций, в которых подростки оказываются.

     Было  выявлено, что переход подростков из одного типа в другой возможен, если системообразующий фактор соответствует  среднему или низкому уровню развития, например, пятиклассники просоциального уровня развития нравственных отношений перешли на более низкий уровень, т.к. системообразующий фактор (альтруистическая эмоциональная направленность) соответствовал среднему или низкому уровню развития. В том случае, если системообразующий фактор имеет высокий уровень развития, можно говорить об устойчивом личностном типе развития нравственных отношений у подростков, например, дети группоцентрического уровня развития нравственных отношений, имеющие высокий уровень развития группоцентрических ценностей (любовь, семья, друзья, честность), став старше, остались на том же уровне развития нравственных отношений.

     Для проверки статистической значимости различий между разными уровнями развития нравственных отношений был проведен анализ средних значений по ряду параметров с применением критерия Стьюдента (t-критерий). Были выявлены различия уровней развития нравственных отношений подростков по критериям альтруистической эмоциональной направленности, альтруистического и дружелюбного типов поведения в межличностном взаимодействии, необходимо-упорствующего типа и интрапунитивности.

     Так, у подростков эгоцентрического уровня расчеты t-критерия Стьюдента выявили достоверно значимые различия со средним значением по выборке (t = 2,615; p≤ 0,01) по критерию альтруистической эмоциональной направленности. Это связано с психологической природой данного уровня: осмысление себя как центра мира, руководство только своими личными интересами, чувствами, мыслями. Альтруистичность чувств не типична для этой группы подростков. Чувства сосредоточены в сфере телесных переживаний и чаще протекают в диапазоне «веселье-тоска», или в сфере сопереживания красоты и искусства. Также среднее значение по индексу альтруистического и дружелюбного типов поведения в межличностном взаимодействии значимо отличается от среднего значения по выборке (t = 2,23; p≤ 0,05 и t = 2,31; p≤ 0,05 соответственно). Это свидетельствует о том, что альтруистичность и дружелюбие проявляются только как социально-одобряемые формы поведения в референтном окружении подростков, а в других ситуациях не типичны для них. Среднее значение показателей необходимо-упорствующего типа и интрапунитивности также достоверно значимо отличается от средних значений по выборке (t = 2,68; p≤ 0,01 и t = 2,679; p≤ 0,01 соответственно). Все это подтверждает отнесенность подростков этой группы к эгоцентрическому уровню развития нравственных отношений.

     У лиц группоцентрического уровня нравственных отношений по индексу альтруистической эмоциональной направленности средние значения значимо отличаются от средних значений по выборке (t = 2,618; p≤ 0,01). Это указывает на то, что сфера чувств имеет важное значение при организации межличностных отношений с референтным окружением. Также среднее значение по индексу альтруистического и дружелюбного типов поведения достоверно значимо отличается от среднего значения по выборке (t = 2,68; p≤ 0,01). Это свидетельствует о значимости альтруизма и дружелюбия в общении с окружающими. Аналогичные результаты получены при расчетах необходимо-упорствующего типа и интрапунитивности (t = 2,612; p≤ 0,01 и t = 2,5; p≤ 0,05 соответственно).

     В группе подростков просоциального уровня развития нравственных отношений существенно выше в сравнении со средневыборочным показатель по индексу альтруистической эмоциональной направленности (t = 2,699 при p≤ 0,01). Это связано с характерным для его носителей переходом от масштабов осмысления мира, ограниченного референтной группой, к более широкому, общечеловеческому масштабу. Также среднее значение по индексу альтруистического и дружелюбного типов поведения достоверно значимо отличается от среднего значения по выборке (t = 2,751; p≤ 0,01 и t = 2,733; p≤ 0,01 соответственно). Это свидетельствует о значимости альтруизма и дружелюбия в общении, именно эти качества имеют определяющее значение для нравственных отношений подростков просоциального уровня. Аналогичные результаты получены при расчетах необходимо-упорствующего типа и интрапунитивности (t = 2,770; p≤ 0,01 и t = 2,569; p≤ 0,05 соответственно).

     В заключении в обобщенном виде представлены основные итоги работы и формулируются следующие выводы:

1. В основе развития нравственных отношений лежат следующие личностные факторы: нравственные чувства, потребности общественного характера, нравственная мотивация, ценностные ориентации, образ «Я», нравственные знания. Определенная связь личностных факторов обуславливает тип отношения к другому.

2. В соответствие с требованиями новых образовательных стандартов необходим набор методических средств и процедур диагностики нравственных отношений в подростковом возрасте. Для этого определены критерии оценки развития нравственных отношений подростков: валентность нравственных отношений (положительная/отрицательная); направленность нравственных отношений (на себя/на других людей); принятие/непринятие нравственных норм; центрация сознания (эгоцентрическая, группоцентрическая, просоциальная); дифференцированность нравственных норм, позиция внешняя/внутренняя в оценке другого. С их учетом было организовано лонгитюдное исследование: диагностировались одни и те же подростки в 5, 7 и 9 классах.

Информация о работе Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте