3. Возрастная
динамика нравственных отношений в подростковом
возрасте, определяется как тенденция
к децентрации. Валентность нравственных
отношений приобретает группоцентрическую
окраску. Подростки становятся более направленными
на других к 16 годам. Нравственные нормы
принимаются через призму групповых интересов
и выгоды. Уменьшение эгоцентрации происходит
плавно на фоне роста подросткового группоцентризма.
Нравственные нормы начинают дифференцироваться.
Позиция в оценке других людей меняется
с внешней на внутреннее принятие другого.
4. Уровни
развития нравственных отношений подростков
– эгоцентрический, группоцентрический,
просоциальный – имеют свои особенности
проявления.
5. Каждый
уровень развития нравственных отношений
определяется своеобразной связью личностных
факторов. Системообразующим фактором
нравственных отношений подростков высокого
уровня является альтруистическая эмоциональная
направленность.
6. На
основе эмпирических данных можно
выделить и условно назвать личностные
типы развития нравственных отношений
у подростков, обуславливающих определенный
уровень развития нравственных отношений:
самодостаточный гедонист – эгоцентрический
уровень, активный коллективист – группоцентрический
уровень, уверенный и чуткий альтруист
– просоциальный уровень.
Таким
образом, цель исследования достигнута,
поставленные задачи решены, положения
гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.
Практические
рекомендации:
- практическим
психологам рекомендуется использовать
предложенный диагностический инструментарий
с целью диагностики процесса развития
нравственных отношений у подростков,
т.к. новые образовательные стандарты
требуют специального инструментария
и диагностики в этой области;
- специалистам,
занимающимся психологическим консультированием,
необходимо рассматривать диагностику
и коррекцию нравственных отношений в
качестве важнейшего направления своей
работы по развитию нравственности личности;
- учителям
необходимо строить воспитательную работу,
исходя из развития нравственных отношений
у подростков различного личностного
типа;
- школьным
психологам, педагогам, а также родителям
необходимо уделять внимание развитию
у детей нравственных отношений через
формирование у них нравственных чувств,
ценностных ориентаций, нравственных
знаний, личностных качеств, таких как
доброжелательность, непринужденность
в общении и др..
Перспектива
дальнейшего исследования видится в
изучении компонентов нравственных отношений
у подростков, а также выявления соотношения
средовых и личностных факторов и их влияния
на нравственное развитие подростков.
Заслуживает внимания проблема развития
нравственных отношений в более поздние
возрастные периоды.
Содержание
диссертации отражено
в следующих публикациях:
В
изданиях, рекомендованных
ВАК:
- Павлова Е.А.
Особенности нравственной сферы в подростковом
возрасте / Е.А.Павлова // Акмеология образования.
Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А.Некрасова. – Кострома,
2007, № 5. – С. 127-130 (0,25 п.л.).
- Плеханова
Е.А. Развитие нравственных отношений
у подростков различного личностного
типа / Е.А.Плеханова, Г.Р. Шафикова // Педагогический
журнал Башкортостана. – Уфа, 2011, № 2 (33).
– С.58-63 (0,38 п.л.) (авторский вклад 50%).
- Плеханова
Е.А. Диагностика нравственных отношений
у подростков разных личностных типов
/ Е.А.Плеханова, Г.Р. Шафикова // Педагогический
журнал Башкортостана. – Уфа, 2011, № 4 (35).
– С. 168-172 (0,31 п.л.) (авторский вклад 50%).
- Плеханова
Е.А. Личностные типы подростков и динамика
их нравственных отношений / Е.А.Плеханова,
Г.Р. Шафикова // Вестник Владимирского
государственного гуманитарного университета.
Серия: Педагогические и психологические
науки. – Владимир, 2011, № 9 (28). – С. 185-192
(0,5 п.л.) (авторский вклад 50%).
- Плеханова
Е.А. Барьеры общения в раннем юношеском
возрасте / Е.А.Плеханова // Образование
– будущее России: Тезисы докл. научно-
практ. конф. (29-30 марта 1996 г.). Часть 3. –
Уфа: Изд-во «Восточный университет»,1996.
– С. 59-60 (0,12 п.л.).
- Павлова Е.А.
Формирование педагогического общения
у студентов как основы профессиональной
культуры будущего педагога / Е.А.Павлова
// Психологические чтения «Актуальные
проблемы психологической культуры будущих
педагогов в условиях модернизации образования»:
Материалы всероссийской научно-практической
конференции. Вып. 2 – Уфа: Изд-во Башгоспедуниверситета,
2005. – С. 67-68 (0,12 п.л.).
- Павлова Е.А.
Особенности нравственной сферы студентов-первокурсников
/ Е.А.Павлова // Актуальные проблемы прикладной
психологии: материалы Всероссийской
научно-практической конференции. – Калуга:
ИП Кошелев (Издательство «Эйдос»), 2006.
– С.293-294 (0,12 п.л.).
- Павлова Е.А.
Сформированность ценностных ориентаций
и их влияние на нравственное развитие
студентов-первокурсников / Е.А.Павлова
// Психологическое здоровье и психологическая
культура в образовании: Материалы II Всероссийской
научно-практической конференции. – Барнаул:
Изд-во Барнаульского государственного
педагогического университета, 2006. – C.
229-230 (0,12 п.л.).
- Павлова Е.А.
Роль направленности личности в нравственном
развитии учащихся и студентов / Е.А. Павлова,
Л.В. Виноградова // Вызовы эпохи
в аспекте психологической и психотерапевтической
науки и практики. Материалы Второй Всероссийской
научно-практической конференции. Казань.
Казанский государственный университет,
28-29 ноября 2006 года. – Казань: Изд-во ЗАО
«Новое знание», 2006. – С. 88-92 (0,25 п.л.) (авт.вклад
70%).
- Павлова
Е.А. Эмоциональная направленность студентов
и школьников и ее роль в нравственном
становлении личности / Е.А.Павлова // «Психология
образования: культурно-исторические
и социально-правовые аспекты». Материалы
III Национальной научно-практической конференции.
Том 1, раздел 2 – М., [б.и.] 2006. – С. 207-208 (0,12
п.л.).
- Павлова
Е.А. Нравственность и проблема адаптации
в социуме / Е.А.Павлова // Психологические
чтения «Человек в условиях социальных
изменений: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием.
Вып.4.Часть1. – Уфа: Изд-во Башгоспедуниверситета,
2007. – С. 250-252. (0,20 п.л.).
- Павлова
Е.А. Типы нравственности школьников подросткового
возраста / Е.А.Павлова // Психологическое
сопровождение образовательного процесса:
состояние, проблемы, перспективы. Материалы
Всероссийской научно-практич. конференции.
Вып.2. – Уфа: Изд-во Башгоспедуниверситета,
2008. – С. 238-240 (0,20 п.л.).
- Павлова
Е.А. Формирование нравственности как
условие преодоления агрессивности у
школьников / Е.А.Павлова // Психологическое
сопровождение образовательного процесса:
состояние, проблемы, перспективы. Материалы
Всероссийской научно-практич. конференции.
Вып.2. – Уфа: Изд-во Башгоспедуниверситета,
2008. – С. 241-242 (0,12 п.л.).
- Павлова
Е.А. Особенности развития нравственных
отношений подростков / Е.А.Павлова // Деятельностная
парадигма как условие развития личности
в образовательном процессе: Материалы
Международной научно-практической конференции.
– Уфа: Изд-во Башгоспедуниверситета,
2009. – С. 121-124 (0,2 п.л.).
- Павлова
Е.А. Особенности развития нравственных
отношений у подростков различного личностного
типа / Е.А.Павлова // Инновационные технологии
в формировании молодежного потенциала
современного общества: Материалы Всероссийской
научно-практич. конференции 21-22 октября
2010 г. Т. 2. – Уфа: Изд-во Института социально-экономических
исследований Уфимского научного центра
РАН, 2010. – С. 250-253 (0,25 п.л.).
- Плеханова
Е.А. Нравственные отношения в подростковом
возрасте и критерии оценки их развития
/ Е.А. Плеханова // Духовно-нравственное
развитие молодежи в условиях трансформации
Российского общества: Материалы научно-практич.
конф. с междунар. участием. – Уфа: Изд-во
Башгоспедуниверситета, 2010. – С. 38-41 (0,25
п.л.).