Динамика самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - “ Я ”. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое “ Я ”. На основе представлений ребенка о своем “Я” начинает формироваться самооценка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Самооценки и ее структура 9
1.2 Этапы развития самооценки 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ 34
САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация исследования 34
2.2 Результаты исследования развития самооценки на разных 36
возрастных этапах детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика самооценки Кодзасова.docx

— 68.84 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Результаты исследования развития  самооценки на разных возрастных  этапах детей дошкольного возраста

Проведенное исследование позволило получить результаты о динамике самооценки детей дошкольного возраста, анализ которых позволил прийти к следующему заключению.

Анализ результатов исследования детей средней группы ДОУ.

10% детей характерен неадекватно  низкий или заниженный уровень  самооценки. Такие дети способны  поставить себя только на низкую  ступеньку. Они обладают наиболее  высоким уровнем тревожности. 40% детей характеризуется средний  уровнем самооценки (ставят себя  на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки  характерен для 40% детей: такие дети  ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь  на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей  такая же, либо несколько ниже. Неадекватно высокий или завышенный  уровень самооценки характерен  для 27% детей: дети ставят себя  только на высокую ступеньку, не обосновывая  свой  выбор реальными поступками и оценкой со стороны других. 

Анализ результатов исследования детей подготовительной группы ДОУ.

5% детей характерен неадекватно низкий или заниженный уровень самооценки. Такие дети способны поставить себя только на низкую ступеньку. Они обладают наиболее высоким уровнем тревожности. 60% детей характеризуется средний уровнем самооценки (ставят себя на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки характерен для 60% детей: такие дети ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже. Неадекватно высокий или завышенный уровень самооценки характерен для 10% детей: дети ставят себя только на высокую ступеньку, не  обосновывая  свой  выбор реальными поступками и оценкой со стороны других. 

 Таким образом, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей подготовительной к школе группы выражена ярче, чем в средней. В возрасте 6-7 лет дети оценивают себя конкретнее, подробнее и адекватнее. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Вышесказанное подтверждает гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы исследования и эмпирическое исследование позволили прийти к следующему заключению.

Сверх многозначность понятия «самооценка» порождает различные негативные последствия и противоречия. Под самооценкой понимается:

- «отношение к себе», которое  наряду с «познанием себя»  входит в самосознание (А.Г. Спиркин);

-  результат самопознания (К.К. Платонов);

- критическая позиция индивида  по отношению к тому, чем он  обладает, «это не констатация  имеющегося потенциала, а именно  его оценка с точки зрения  определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки  формируется то или иное отношение  к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия»;

- специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу  Я», ни к само отношению, но полагающая их;

- как источник пополнения личностью  знаний о себе.

Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное, она формируется через конкретные виды оценок к обобщенным, через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач и характеризуется целостностью, недостаточной объективностью и обоснованностью, малой рефлексивностью,  слабо выраженной дифференциацией, наличием завышенного уровня притязаний.

В процессе решения задач эмпирического исследования, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей старшего дошкольного возраста выражена ярче, чем у детей среднего дошкольного возраста. В возрасте 6-7 лет дети оценивают себя конкретнее, подробнее и адекватнее. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Вышесказанное подтверждает гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анкудинова Н. Е. О развитии  самосознания у детей / Психология  дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000. - 207 с.

2. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки  у детей дошкольного возраста  средствами театрализации // Психолог  в детском саду. – 2008. - № 2. - С. 5 - 12.

3. Белобрыкина О.А. Психологическая  диагностика самооценки детей  старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу  «Основы психодиагностики» для  студентов психологических факультетов  и практических психологов образовательных  учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.

4. Болотова  А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. – 2006. - № 2. -с. 116 - 125

5. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения  до школы: учебное пособие для  вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический  Проект, 2007.- 287с.- (Gaudemus).

6. Гармаева Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. - № 2. - С 103-111.

7. Деркач А.А. Самооценка как  структурообразующая процесса акмеологического  развития// Мир психологии. – 2005. - № 3. -с. 139 - 146.

8. Зинько Е.В.Соотношение характеристик  самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. - № 3. -с. 18-30.

9. Коломинский Я.Л. Детская психология/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М, 1988.

10. Маралов В.Г. основы самопознания  и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 19998.-632 с.

12. Психология самосознания. Хрестоматия. под. ред Райгородского. - Самара: Издательский  ДОМ «БАХРАХ – М., 2000. 672 с.

13. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.

14. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998. -336 с.

15. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

16. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

17. Детская психология: Учеб. пособие / Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

18. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания  и индивидуальности. Выпуск 1. Какой  Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

19. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология  самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.

20. Минаева В. М. Развитие эмоций  дошкольников. Занятия. Игры. Пособие  для практических работников  дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.

21. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.

22. Нифонтова О.В. Психологические  особенности формирования готовности  детей дошкольного возраста к  позитивному разрешению конфликтных  ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

23. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция  эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников  детских садов. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.

24. Папир О. О. Особенности общения  и взаимодействия детей-лидеров  в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

25. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

26. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160с.

27. Степанова Г. Социальное развитие  дошкольника и его педагогическая  оценка в условиях детского  сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

28. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 с.

29. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.

30. Фопель К. Как научить детей  сотрудничать? Психологические игры  и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е  изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.;

31. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Упражнения на развитие осознания самого себя у ребенка

Цель упражнений:

- научить ребенка быть внимательным  к себе, своим чувствам и переживаниям,

- осознать положительный эмоциональный  опыт;

- осознать отрицательные эмоции;

- осознать свои достижения;

- научиться контролировать эмоциональные  проявления.

1. «Какой я?» [32]

Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «Какой Я». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения «Я».

Рефлексия

Каких ответов в тебя больше: положительных или отрицательных?

Ты доволен или недоволен собой?

2. «Что означает интонация» [32]

Читается сказка. Затем детям предлагается самим рассказать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», сердито», «безразлично», «жалобно», и т.д. Если работает один ребенок, то пусть он сам несколько раз читает сказку, меняя интонацию.

3. «Волшебники» [15]

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», другого - в «злого» волшебника. Для девочек «волшебников» можно заменить на «волшебниц».

4. «Комплименты» [15]

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

5. «Рисуем настроение» [15]

Взрослый.

Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой - хорошее.

Рефлексия.

Какое настроение тебе нравится больше?

Какая из двух частей рисунка - твое настроение сейчас?

Какое настроение тебя бывает чаще?

Что для этого ты можешь сделать?

Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.

6. «Я радуюсь, когда…» [15]

Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

«Я радуюсь, когда…»

Высказывания детей взрослый записывает

Рефлексия. Как ты себя чувствуешь.

Что доставляет тебе радость?

7. «Пожелание» [15]

Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.

Информация о работе Динамика самооценки