Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать и провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада.
Объект – игровая деятельность дошкольников.
Предмет данного исследования – конфликт, возникающий из- за несформированности игровых навыков у дошкольников.
Введение--------------------------------------------------------------------3-4
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтности у дошкольников.
§1.Возникновение и развитие конфликта из-за несформированности игровых навыков у детей дошкольного возраста--------------------------------------------------------------------------------------------5
§2. Руководство играми детей дошкольного возраста------------------------------------------------------------------------------------------------------------13
Глава 2. Изучение отношений между дошкольниками в игре.
§1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков----------------------------------------------------------------------------------------------------19
§2. Определение уровня развития деятельности--------------------29
§3. Проведение социометрии у детей дошкольного возраста------31
Список литературы----------------------------------------------------------34
Министерство образования РБ
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий
Курсовая работа
по психологии
на тему: «Динамика сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада»
Гаурилюс А.И.
Минск 2010
Введение----------------------
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтности у дошкольников.
§1.Возникновение и развитие конфликта
из-за
несформированности игровых навыков у
детей дошкольного возраста----------------------
§2. Руководство играми детей дошкольного возраста----------------------
Глава 2. Изучение отношений между дошкольниками в игре.
§1. Диагностика уровня
сформированности игровых навыков-----------------------
§2. Определение уровня развития деятельности------------------
§3. Проведение социометрии
у детей дошкольного возраста--
Список литературы-------------
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Исследованиями установлено, что линия развития дошкольника проходит через игру, что в игре ребенок становится как бы выше на голову самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому, особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали.
Детские игры отличаются особым разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
Для того, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные –
настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость.
Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре.
В играх проявляются
и такие черты характера
Цель данной курсовой работы – проанализировать и провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей разновозрастной группы сельского детского сада.
Объект – игровая деятельность дошкольников.
Предмет данного исследования – конфликт, возникающий из- за несформированности игровых навыков у дошкольников.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Собрать практический материал и провести исследование.
4
Глава 1. Теоретические аспекты игровой деятельности у дошкольников.
1.1 Возникновение и развитие конфликта из-за несформированности игровых навыков у детей дошкольного возраста.
К 3-м годам, моменту прихода ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущая деятельность дошкольников - игра. Она еще очень примитивна по содержанию, так же, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее. И хотя это уже отношения участников игры друг к другу, потребность в сверстнике, в игре с ним утилитарна по своей природе, она сводится к получению от партнера интересной игрушки, лакомства. "Предметный фетишизм", наблюдаемый на предшествующем этапе игры, когда малыш овладевает способами действий с предметами, все еще обнаруживает себя - ребенок как бы не замечает сверстника, он закрыт для него вещью, ее свойствами. По мере овладения предметом постепенно происходит "отрыв" от него, ребенка все более начинают привлекать заключенные в нем человеческие отношения. Не имея возможности принимать участие в различных сторонах жизни взрослых, ребенок стремится подражать им, воспроизводить их действия, поступки, взаимоотношения в игровой ситуации. Такое стремление вносит существенные изменения в содержание игровой деятельности. К 4 годам она все более нужна ребенку не из-за ее
5
предмета - игрушки, а ради интересного сюжета, роли, с помощью которых воспроизводятся отношения взрослых. Вместе с тем ребенок уже понимает, что в одиночку эту задачу не решить - нужны совместные усилия. И ребенок предпочитает, чтобы это были усилия его сверстников, ибо, по-видимому, очень рано начинает ощущать неравенство, существующее в его отношениях со старшими. Он потому стремится действовать совместно не с наставниками, а с равными ему людьми, что равноправное положение в принципе он занимает только в отношениях с другими детьми, только с ними он научается жить на горизонтальной плоскости, а значит, строить те особые (и аффективные, и деловые) связи, которые он не мог бы приобрести, общаясь лишь со взрослыми.
Изменение мотивации игры ощутимо отражается на содержании потребности ребенка в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста. Что же касается младших дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает в виде потребности в нем, как в партнере по игре. Это именно тот этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к
6
сверстнику. Роль игровых навыков настолько значительна, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но "интересно играющего" ребенка доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Это отнюдь не означает, что младшие дошкольники еще не способны оценивать личностные качества партнеров.
В этом возрасте большинство детей могут вполне объективно охарактеризовать своих товарищей со стороны таких важных для совместного сотрудничества качеств, как доброта, уживчивость и т.п. И тем не менее сверстник необходим в этот период ребенку прежде всего со стороны своих игровых качеств: игра на данном этапе приобретает особый личностный смысл. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества, так как он постоянно вмешивается в игры, мешает их проведению, невольно разрушает созданные детьми постройки. Ребенок также не менее активно отвергается сверстниками при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающимися, с одной стороны, у излишне подвижных, не умеющих управлять своим поведением детей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества. С другой стороны, это медлительные дети, не умеющие развивать необходимый в игре динамизм действий, вследствие чего сверстники в буквальном смысле слова убегают от них, несмотря на умение таких детей играть и
7
доброжелательное отношение к партнерам. Лишенные возможности полноправно участвовать в играх, такие дети не могут удовлетворить и собственную острую потребность в совместной игре, что приводит в конце концов к глубокому психологическому конфликту со сверстниками.
Порождая конфликтную ситуацию между ребенком и сверстниками, несформированность игровых навыков обнаруживается в игровом взаимодействии детей и ведет к рассогласованию (противоречию) между требованиями партнеров и объективными возможностями ребенка в игре. Причину такой неготовности к детскому саду следует искать в семье: ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми, и ни острое стремление к игре и общению, ни его положительные личностные качества, ни наблюдаемое в отдельных случаях умение интересно рассказывать не компенсируют для сверстников его основного дефекта. Однако, как показывают наблюдения, неуспех в игре, невозможность стать ее полноправным участником длительное время не снижают действенного, активного характера самой потребности.
Со второй половины среднего дошкольного возраста начинают возникать детские жалобы на то, что "не берут играть", которые отражают ущемленность существенной для ребенка потребности. Это - первый симптом осознания собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником
8
игры. Именно в данный период возникают случаи отказа посещать детский сад, сопровождаемые заметным снижением активности в завязывании контактов, постепенным отходом от сверстников, понижением настроения.
Осознание неблагополучия в игре, в столь важном для дошкольника "деле", вызывает у него глубокие переживания, которые приобретают особенно острый характер в связи с высокой эмоциональностью данного возраста, стремлением получить признание и одобрение своих достоинств. И не получив его, ребенок всячески стремится защититься от остроконфликтной травмирующей ситуации, все более замыкаясь в себе, постепенно отходя от сверстников. Однако отношение к ним остается по-прежнему доброжелательным. Понимание собственного неуспеха в игре длительное время не меняет личностного отношения ребенка к детям. Искажение отношения к сверстникам появляется значительно позже, к концу среднего дошкольного возраста и свидетельствует о возникновении нового этапа в развитии психологического конфликта. Ребенок сам не может выйти из остро неблагополучной ситуации, его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве,
9
недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии), что свидетельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения. Негативное отношение сверстников способствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности - уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.
К возникновению качественных
сдвигов в поведении ребенка,
в его отношении к детям,
к себе переживания проходят
длинный путь: от импульсивных, неосознанных
эмоциональных реакций до
Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает психологический конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера. Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда невладение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумением
10
поделиться, уступить и т.п.).
Аналогичный конфликт со сверстниками возникает и тогда, когда ребенок, владея навыками игры и положительными личностными качествами, не может реализовать их из-за неадекватности способов сотрудничества. Главные причины в этом случае могут крыться в излишней двигательной активности или, напротив, замедленности действий ребенка.
Ситуация неуспеха оказывается
для излишне возбудимых детей
особенно негативной: возникающие вследствие
психологического конфликта со сверстниками
отрицательные реакции
Из-за излишней медлительности такие дети не в состоянии соответствовать необходимому в игре динамизму действий. В итоге длительных контактов с детьми не возникает.