Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:13, курсовая работа
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа………………………………………….…….5
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов педагогического ВУЗа……..5
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….11
Глава II. Обсуждение результатов экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа…………………..26
2.1. Исследование ценностных ориентаций студентов по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина………………………………………...26
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….….38
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………....51
Приложения………………………………………………………………….......53
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бирская государственная социально-педагогическая академия»
Кафедра психологии
Мустафин Мансур Мударисович
Студент 3 курса факультета иностранных языков
Курсовая работа по психологии
Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза
Научный руководитель ст. преподаватель
Каримова Л.М
Бирск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа………………………………………….…….5
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов педагогического ВУЗа……..5
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….11
Глава II. Обсуждение результатов экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа…………………..26
2.1. Исследование ценностных ориентаций студентов по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина………………………………………...26
2.2. Анализ полученных
результатов……………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов.
Многими исследователями подчеркивается важность вузовского этапа становления личности педагога-профессионала, сензитивность этого периода развития личности молодого человека к формированию у него ценностных ориентации, установок, личностных особенностей, мотиваций, профессионального самосознания и направленности личности, важных для педагогической деятельности (Г.В. Акопов, Е.С. Волков, Л.Г. Вяткин, А.В. Дмитриев, А.Г. Ковалев, В.Н. Козиев, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, А.К. Маркова, M.H. Миронова, Л.М. Митина, Е.М. Никиреев, Ф. Патаки, А.Р. Петрулите, П.А. Просецкий, Е.И. Рогов, В.А. Семиченко, Б.А. Сосновский, В.А. Сластенин, П.А. Шавир и др).
Целью нашего исследования был анализ динамики ценностно-мотивационной сферы студентов в период обучения в педвузе.
Актуальность: формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Объект исследования: самосознание в студенческом возрасте.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации студентов от 1 к 5 курсам существенно меняются.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
1) обзор психолого-
2) диагностика ценностных
3) сравнение терминальных
Методы исследования.
В соответствии с поставленными целями и задачами исследования использовались следующие методы: 1) изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; 2) методика исследования терминальных ценностей (ОТеЦ) по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов
педагогического ВУЗа
«Ценностные ориентации - это относительно
устойчивое, избирательное отношение
человека к совокупности материальных
и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются
как предметы, цели или средства для удовлетворения
потребностей жизнедеятельности личности.
В ценностных ориентациях как бы аккумулируется
весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном
развитии человека» (А.Г. Здравомыслов,
1967), определяющий его взаимоотношения
с другими людьми, преобразования личности,
в том числе и по отношению к самой себе,
являющий существо образа жизни индивида.
В этом определении, на наш взгляд, наиболее
полно отражено содержание ценностных
ориентаций человека, их динамичный характер,
их функции и значение в жизни человека,
в развитии его личности. Однако нам кажется
интересным и полезным и иное определение:
«ценностные ориентации - интегральное
(информативно-эмоционально-
Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого - в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей.
В связи с тем, что ценностно-мотивационная сфера, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, нам кажется, что выбор цели нашего исследования не требует дальнейших обсуждений.
Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов (А. Анастази, 1982, В.А. Ядов, 1979). В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т. Тарочковой «Жизненные цели», тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др. (И.Г. Сенин, 1991). В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.
В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.
Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она, наряду с потребностью, определяет нужность цели.
В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
1) Ценность - как общественный идеал,
выработанное общественным
2) Ценности, предстающие в
3) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).
Ценностные ориентации - важнейшая
составляющая структуры
Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.
В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
В отечественной психологии
ценностные ориентации
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом, А. Маслоу и др. В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, определяющим поведение и отношение личности, который проявляется в виде системы ценностей (творчества, переживания, отношения).
Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности.
Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. «Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены» (Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, 1996). Он выделяет две группы ценностей.
а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая является неудовлетворенной или фрустрированной.
Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие «смысл жизни». Франкл считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» (В. Франкл, 1990).
Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:
1) совершая дело (подвиг);
2) переживая ценности;
3) путем страдания.
Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории.
Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.
Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти (В. Франкл, 1990).
Информация о работе Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗА