Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:13, курсовая работа
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа………………………………………….…….5
1.1. Понятие ценностной ориентации студентов педагогического ВУЗа……..5
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей……………………….11
Глава II. Обсуждение результатов экспериментального исследования ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа…………………..26
2.1. Исследование ценностных ориентаций студентов по опроснику терминальных ценностей И. Г. Сенина………………………………………...26
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….….38
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………....51
Приложения………………………………………………………………….......53
В таблице 2 представлены результаты, по которым видны высокие баллы по следующим критериям: креативность (стремятся избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь, быстро устают от размеренного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое), достижения (тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей), развитие себя (стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограничены и что в первую очередь в жизни необходимо добиваться наиболее полной из реализации).
Таблица 3
Сравнение средних показателей терминальных ценностей
студентов 1 и 5 курсов
Курс |
СП |
ВМП |
Кр-ть |
АСК |
РС |
Д |
ДУ |
ССИ |
Итого |
1 |
35,2 |
38, |
34, |
35,9 |
37,3 |
38,2 |
38,4 |
33,7 |
286,9 |
5 |
30,1 |
36,6 |
28,3 |
34,3 |
37,3 |
38 |
36,4 |
31,3 |
277,3 |
Рисунок 1
Из рисунка 1 видно, что отношение к некоторым критериям терминальных ценностей обоих курсов одинаково повышено к таким как высокое материальное положение, достижения, духовное удовлетворение, и одинаково снижено к креативности и сохранению собственной индивидуальности.
Рисунок 2
Из рисунка 2 видно, что отношение студентов к терминальным ценностям к пятому курсу незначительно снижается.
Таблица 4
Результаты изучения жизненной сферы
В группе 1-го курса
Имя Ф. |
ПЖ |
ОиО |
СЖ |
ОЖ |
У |
Баллы по шкалам |
Влад Ш. |
75 |
77 |
56 |
71 |
71 |
350 |
Дарья Я. |
53 |
60 |
51 |
60 |
56 |
286 |
Диля В. |
69 |
61 |
53 |
55 |
46 |
286 |
Зиля А. |
74 |
75 |
64 |
72 |
72 |
361 |
Инесса М. |
36 |
29 |
30 |
37 |
26 |
158 |
Лилия Б. |
50 |
62 |
58 |
50 |
49 |
269 |
Павел С. |
62 |
72 |
70 |
74 |
63 |
304 |
Таня Л. |
64 |
75 |
61 |
69 |
57 |
234 |
Эльвира К. |
58 |
60 |
51 |
54 |
47 |
270 |
Юлия Т. |
74 |
75 |
68 |
72 |
72 |
361 |
Ср.балл |
61,5 |
64,6 |
56,2 |
61,4 |
55,9 |
287,9 |
В таблице 4 представлены результаты, по которым видны высокие баллы по следующим критериям: сфера профессиональной жизни (отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека), сфера обучения и образования (самое главное в жизни - это учиться и получать новые знания), сфера общественной жизни (быстро вовлекаются в общественно политическую жизнь, считая, что самое главное для человека - это его общественно-политические убеждения).
Таблица 5
Результаты изучения жизненной сферы
В группе 5-го курса
Имя Ф. |
ПЖ |
ОиО |
СЖ |
ОЖ |
У |
Баллы по шкалам |
Айгуль И. |
53 |
50 |
50 |
55 |
39 |
247 |
Айгуль М. |
64 |
65 |
63 |
56 |
58 |
306 |
Диляра Я. |
67 |
68 |
59 |
62 |
52 |
294 |
Зиля Ш. |
57 |
63 |
53 |
52 |
32 |
247 |
Ильнура А. |
63 |
68 |
59 |
66 |
56 |
212 |
Ирина Я. |
59 |
59 |
54 |
55 |
50 |
243 |
Олеся А. |
57 |
60 |
53 |
54 |
48 |
272 |
Лиана Ф. |
58 |
50 |
51 |
56 |
44 |
259 |
Линард Д. |
64 |
62 |
62 |
57 |
60 |
304 |
Марина И. |
62 |
42 |
56 |
47 |
48 |
255 |
Ср.балл |
60,4 |
58,7 |
55,6 |
56 |
47,7 |
273,9 |
В таблице 5 представлены результаты, по которым видны высокие баллы по следующим критериям: сфера профессиональной жизни (отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека), сфера обучения и образования (самое главное в жизни - это учиться и получать новые знания).
Таблица 6
Сравнение средних показателей жизненных сфер студентов 1 и 5 курсов
Курс |
ПЖ |
ОиО |
СЖ |
ОЖ |
У |
Итого |
1 |
61,5 |
64,6 |
56,2 |
61,4 |
55,9 |
287,9 |
5 |
60,4 |
58,7 |
55,6 |
56 |
47,7 |
273,9 |
Рисунок 3
Из рисунка 3 видно, что интересы первого и пятого курсов различаются. Студенты 1 курса серьезнее относятся к профессиональной и общественной жизни, обучению и образованию. Увлечения не имеют для них большого значения. Что касается студентов пятого курса, то для них более значительным является их профессиональная жизнь и понижен интерес к своим увлечениям.
Рисунок 4
Из рисунка 4 видно, что отношение студентов к жизненной сфере к пятому курсу незначительно снижается.
Таблица 7
Результаты изучения терминальных ценностей внутри жизненных сфер в группе 1- го 5-ых курсов
ПЖ |
ОиО |
СЖ |
ОЖ |
У | ||||||
Курс |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
СП |
7,5 |
7,7 |
7,7 |
6 |
6,8 |
6 |
6,4 |
6,2 |
6 |
5 |
ВМП |
7 |
6,4 |
8,3 |
8,4 |
7,7 |
8 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,6 |
Кр-ть |
6,6 |
6 |
7,8 |
6,5 |
7,6 |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
6,2 |
5,1 |
АСК |
7 |
7,1 |
8,2 |
7,9 |
6 |
5,8 |
7,4 |
7,5 |
7,6 |
6,4 |
РС |
7,6 |
7,6 |
7,9 |
7,8 |
6,7 |
8,1 |
6,7 |
7,1 |
7,8 |
7 |
Д |
7,4 |
8,5 |
7,3 |
7,5 |
7,3 |
7 |
7,3 |
7,8 |
7,3 |
7,3 |
ДУ |
8,3 |
8,5 |
8 |
8,4 |
7,4 |
7,7 |
6,6 |
8,1 |
6,6 |
4,8 |
ССИ |
7,7 |
8 |
7 |
6,2 |
6 |
6,9 |
5,4 |
6,5 |
6,9 |
6,7 |
В таблице 7 представлены результаты первого и пятого курсов, по которым видны одинаковое отношение внутри профессиональной жизни к духовному удовлетворению, для студентов с высоким баллом по этому показателю характерно желание как можно глубже познать предмет своего труда, они, как правило, ощущают наибольшее удовлетворение от самого процесса работы и в меньшей степени ориентируются на ее результаты.
Внутри образования и обучения также иметься одинаковое отношение к духовному удовлетворению, студенты с высоким баллом по данному показателю отличаются сильной познавательной потребностью, стремлением повышать уровень своего образования, желанием глубже проникнуть в предмет изучения своей области знания, и к активным социальным контактам, студенты, набравшие высокий балл по данному показателю, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к какой-либо социальной группе.
Для
студентов первого курса
Для студентов пятого курса большое значение внутри профессиональной жизни имеют достижения, при которых характерно тщательное планирование своей работы, и сохранение собственной индивидуальности, выражающееся в стремлении иметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть своеобразие и неповторимость их личности; внутри семейной жизни большое значение имеет развитие себя, при котором характерна высокая заинтересованность в информации о себе.
Меньшие показатели выявились внутри увлечений и общественной жизни.
Заключение
Проанализировав все результаты, мы пришли к следующим выводам о динамике ЦО студентов педвуза от первого к пятому курсу.
1. «Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека».
2. Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты.
3. Большинство ученых подчеркивает то, что ценностное отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека. Формирование ценностного отношения - сложный процесс, который, реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации и интернализации. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности тесно связано с формированием ценностных ориентаций студентов.
4. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к понижению. Первокурсники гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей.
5. Наиболее значимая ценность всех студентов - потребность в достижениях. Эта потребность имеет тенденцию к снижению, оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ЦО студентов.
6. К 5 курсу потребность в сохранении собственной индивидуальности снижается, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к уменьшению в процессе обучения и взросления студентов.
7. Аналогично со стремлением к развитию себя. У большинства студентов значимость этой потребности к 5 курсу незначительно уменьшается.
8. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.
9. К выпускному курсу профессиональная жизнь выходит на 1 место по значимости по сравнению с остальными сферами жизнедеятельности.
10. Сфера обучения и образования для первокурсников является наиболее важной. У студентов пятого курса эта сфера выходит на второе место.
11. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.
12. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к повышению.
13. Что касается сферы увлечений, то она занимает одно из последних мест в жизни студентов.
Все результаты, полученные в ходе нашего исследования, являются, естественно, отражением частных проблем Бирской социально-педагогической академии и не могут быть перенесены на всю категорию студентов, но нам кажется, что мы обнаружили некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современного студента. Работа по изучению различных аспектов личности и деятельности студентов будет продолжаться.
Информация о работе Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗА