Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 05:59, контрольная работа
Деловое общение- это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата в ходе профессиональной деятельности.
Особенностью делового общения является то, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, которая связанна с производством какого- либо продукта или делового эффекта. В этом случае стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты, в том числе и этические.
1. Деловое общение…………..……………………………………..3
2.Цель дискуссии……………………………………………………4
3.Организация дискуссии…………………………………………..8
4.Ведение дискуссии……………………………………………….11
5.Запрещенные и разрешенные приемы в дискуссии……………12
Список используемой литературы………………………………..18
Министерство Образования и
Федеральное Государственное
Высшего профессионального образования
Всероссийский заочный
Кафедра «философии, истории и права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
на тему: «Дискуссия как вид деловой коммуникации ».
Факультет: Финансы и кредит
Специальность: бакалавр экономики
Второе высшее образование
Проверил: Усова Нина Владимировна
г. Омск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Деловое общение…………..……………………………………..3
2.Цель дискуссии……………………………………
3.Организация дискуссии…………………………………………..8
4.Ведение дискуссии……………………………………………….11
5.Запрещенные и разрешенные приемы в дискуссии……………12
Список используемой литературы………………………………..18
1. Деловое общение
Деловое общение- это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата в ходе профессиональной деятельности.
Особенностью делового общения является то, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, которая связанна с производством какого- либо продукта или делового эффекта. В этом случае стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты, в том числе и этические. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
По своему назначения общение многофункционально, в связи с этим принято выделять следующие основные функции общения:
- формирующая функция;
- Функция подтверждения;
- функция убеждения;
- функция поддержания
Выполнение функций возможно,
если в деловом общении
Соответственно в структуре делового общения выделяют три стороны:
- коммуникативную (или обмен информацией между участниками);
- интерактивную ( или обмен действиями( взаимодействие));
- перцептивную (обмен на уровне чувств), формирующий взаимопонимание сторон [4,с.9].
Коммуникация- процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию [3,с.22].
Структура общения, предложенная В.И.Кузиным , представлена на
рисунке1[5,с.29].
Рис.1 Структура общения
Особую роль для каждого
участника общения играет
2. Цель дискуссии
Под дискуссией следует понимать обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели [2.с.174].
Исходными условиями для начала дискуссии является наличие:
- по крайне мере, двух собеседников (противников);
- некоторого смыслового
поля (положения)- тезиса дискуссии,
относительно которого у
Разногласия могут касаться истинности тезиса, его особенности, достаточности аргументации, приемлемости следствий, вытекающих из тезиса и т.д. Как и для любого другого диалога, для дискуссии несущественно с логико-информационной точки зрения, сколько конкретных лиц в ней участвуют. Быть несогласным между собой относительно какого-либо положения могут как отдельные люди, так и научные школы, деловые корпорации, политические партии и др. Важно чтобы участники дискуссии могли быть сгруппированы как две стороны, выступающие соответственно “за” и “против” спорного положения.
Сторона, которая выдвигает, обосновывает, защищает тезис, являющийся предметом спора называется протагонистом, а сторона, оспаривающая истинность этого тезиса, опровергающая его и считающая неприемлемым- антагонистом.
За пределами логико-информационного рассмотрения остаются такие мотивы вступления в дискуссию, как желание:
- “выговориться”, дать выход чувствам, “себя показать”;
- поговорить с интересным собеседником;
- унизить собеседника, продемонстрировать, что собеседник ничего путного сообщить не может [4,с.168].
Для того чтобы стало возможным ведение дискуссии с рациональных позиций необходимо, прежде всего, выделить и явно сформулировать цели дискуссии:
-установление истины;
- принятие решения обеими
В результате дискуссии
они соглашаются, что поступать
будут в соответствии с
В соответствии с
- поиск истины – научная (профессиональная);
- принятие решения – производственная дискуссия;
- навязывание своей точки зрения противнику - полемика (или спор в узком смысле слова).
Такое деление в значительной степени условно, так как эти виды в реально происходящих дискуссиях присутствуют параллельно.
Соглашение, достигнутое сторонами относительно того, какова будет цель дискуссии, не отменяет различие в интересах, которое неизменно придает дискуссии эмоциональную окраску. Эмоции сторон не могут быть аргументами в научной дискуссии, они могут быть и учтены в таких дискуссиях, цели которых связаны с реализацией интересов [3,с168].
Этика делового общения ставит перед участниками дискуссии следующую главную задачу - не допустить перехода дискуссии в фазу спора. Спор- это фаза развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон, главенством софистического вида дискуссии, переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому. Участвующие стороны начинают применять способы достижения результата, неадекватные той проблеме, вокруг которой разгорелся спор. Он , как правило , не ведет к поиску истины или к оптимальному решению обсуждаемых вопросов. В большинстве случаев ни одна из сторон , участвующих в споре, не испытывают удовлетворения, так как не чувствуют себя победителем.
Деловому характеру дискуссии
способствует использование
-содействие возникновению альтернатив, множественности мнений, путей решения проблемы. Этот принцип говорит о необходимости анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека и интересов дела, а не исходя лишь из личных целей;
- конструктивность критики
-обеспечение социальной и психологической защищенности личности в процессе дискуссии часто трактуется как принцип равной безопасности Он гласит: не причиняйте психологического ущерба ни одному из участников дискуссии. Если кто-то нарушает этот принцип , то происходит подмена цели достижения истины; дискуссия переходит от процесса противоборства различных логик развития мысли к процессу противоборства амбиций;
- адекватность восприятия и высказываний. Гласит: не причиняйте ущерба мысли вашего собеседника намеренным или ненамеренным искажением сказанного. Одной стороне следует стремиться к простоте и точности высказываний, другой- развивать у себя навыки эффективного восприятия путем рефлексивного слушания. При этом типе слушания воспринимающая сообщение сторона предоставляет говорящему некоторую обратную связь, не включающую элементов оценки или суждения [2,с.175].
С логико-информационной
точки зрения дискуссия
- стороны пришли к обоюдному
согласию относительно
- принято решение, которое всерьез собираются выполнить обе стороны;
- у одной из сторон изменилось мнение на точку зрения другой и она принята ею.
Таким образом, дискуссия начинается тогда, когда сформулированы ее цели и заканчивается тогда, когда эти цели достигнуты.
3. Организация дискуссии
Дискуссия развертывается на трех стадиях (рис.2).
Рис.2. Структура дискуссии
- формулировку спорного тезиса ( или проекта решения);
- высказывание перед аудиторией
своего понимания трактовки:
Корме того , если
цель дискуссии- принятие решения,
то сторона- протагонист может
счесть нужным с самого начала
дискуссии заявить о свих
Протагонист, завершая
раскрытие своей точки зрения,
предоставляет возможность
Известно, что деловой
человек предпочтет первый
Если протагонист
успешно справляется с
«Да…Но…Соглашаясь- отрицаю», «Гибкий тростник». – такие выражения применяют для характеристики этого метода ведения дискуссии.
Классические его
образцы составил
Кроме того, дискуссия, закончившаяся чьим-то поражением, конфликт, разрешенный в ущерб кому-то, всегда несут в себе зародыш нового спора, конфликта, который затевает ущемленная сторона, хотя бы в чувстве собственной компетентности сторона.