Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:26, курсовая работа
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.
Задачи: - изучить понятие дружбы;
- раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.
Метод: анализ научной литературы.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сущность понятия дружба………………………………………………….. 4
1.1Дружба и возраст………………………………………………………...… 12
1.2Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба………………………………………………………………………..…15
1.3Гендерные модели дружеских отношений………………………....…… 21
Заключение………………………………………………………………….… 29
Список литературы……………………………………………………..….… 31
Несмотря на процессы глобализации,
дружба имеет свои этнокультурные особенности.
Переход России к рыночной экономике
подорвал патриархальные представления
о дружбе, заставив рассматривать
человеческие взаимоотношения более
реалистично и прозаически. Тем
не менее, дружба остается одной из
главных жизненных ценностей
современной молодежи. У московских
старшеклассников среди всех видов
проведения свободного времени на первом
месте стабильно находится «
Что же до соотношения экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы, то у сегодняшних подростков и юношей оно выглядит примерно таким же, как в 1970. Отвечая в 2008 на вопрос, «что для вас самое главное в дружбе?», 16–19-летние российские юноши и девушки поставили на первое место возможность получить помощь, а на второе – верность и постоянство. Однако дальше обнаруживаются гендерные различия. Девушки придают больше значения чувству, что кто-то в тебе нуждается, возможности делиться сокровенными мыслями и сознанию того, что кто-то высоко ценит тебя. Для мальчиков важнее совместное проведение досуга и интеллектуальная общность. [1]
Психология дружбы, была
связана с социально-
Психология атракции охватывает:
1.потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2.свойства объекта (партнера),
стимулирующие интерес или
3.особенности процесса
взаимодействия, благоприятствую-щие
возникновению и развитию
4.объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).
1.2. Дружба и возраст
В каждом возрасте дружба понимается
по-разному. Возьмем три возрастных
категории, где очевиднее всего
проявляется эта разница: дружба
детей младшего школьного возраста,
дружба в ранней юности и дружба
взрослых. Мы постараемся с помощью
теории и практики увидеть эту
разницу. Применительно к названной
первой возрастной категории необходимо
отметить следующее: проблема отношений
детей со сверстниками достаточно широко
освещена в психологических
Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д. Для детей старшего подросткового возраста, как и для других поколений, наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги служит важным источником жизненной энергии. Детские представления о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения. Отношения подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе», играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. В представлении подростка друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Вот мнение о хорошем друге: «Во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросает в беде, заступается за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, никогда не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайны, откровенен, умеет дружить по-настоящему». Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом.
В основе юношеской тяги
к дружбе – лежит потребность
в понимании другого и себя
другим и самораскрытии. «Счастье –
это когда тебя понимают» –
говорит юный герой фильма «Доживем
до понедельника» Генка
Юношеская дружба не только склонна к чрезвычайной эмоциональности, и выражена она не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга.
Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь имеет множество особенностей, которые резко отличают ее от двух предыдущих.
Если юность – это сплошной
порыв, стремление, натиск, то взрослость
– это спокойствие, уверенность
в себе и одновременно эмоциональная
бедность. Даже в одной и той
же социальной среде люди дружат по-разному.
Ярче и исключительнее дружеские
отношения проявляются в юности
и ранней молодости. С возрастом
интенсивность дружбы снижается, это
объясняется эмоциональной
Существует три момента, которые особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых от дружбы в ранней юности: во-первых, то, что у взрослого практически сформулировано самосознание, во-вторых, шире сфера общения и деятельности и, в-третьих, появление новых привязанностей.
Дружба в понимании
взрослых значительно отличается от
детской дружбы и дружбы в ранней
юности. У взрослых, так как у
них есть некий жизненный опыт,
другие взгляды на дружбу и друга,
взрослые терпимее и осознаннее относятся
к этим понятиям. Древнеримский политический
деятель, оратор и писатель Цицерон
писал так: «Вообще о дружбе можно
судить лишь по отношению к людям
зрелого возраста и зрелой души».
Так, например, детская дружба может
распасться из-за пустяка. Юноши же
мирятся с некоторыми недостатками
своих друзей, друг является идеалом,
что характерно для раннего юношеского
возраста. Жизненный мир взрослого
человека гораздо сложнее. Его деятельность,
круг его общения и сфера интересов
неизбежно расчленяются, специализируются.
Взрослым людям гораздо сложнее,
чем юношам или детям найти
себе друга, так как у каждого
из них сформировался характер, у
каждого свои жизненные принципы,
поэтому взрослому найти
Таким образом, дружеские
отношения во всех возрастах имеют
высокую нравственно –
1.3. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба
Дружба — это одна из форм любви. [2] Вопрос о различиях общения у юношей и девушек пока недостаточно изучен. Психологические исследования не подтверждают идущих из древности представлений, будто женщины вообще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повышенная общая чувствительность девушек, их склонность придавать значение мельчайшим психологическим нюансам, «выяснять отношения» и т.д. делают поддержание устойчивых отношений труднее, чем в более сдержанной и «грубой» мужской дружбе, где довольствуются взаимопониманием в основном и главном.
Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала, как уже говорилось, ее преимущественно мужской добродетелью. М. Монтень писал, что «обычный уровень женщин отнюдь не таков, чтобы они были способны поддерживать ту духовную близость и единение, которым питается этот возвышенный союз; да и душа их, по-видимому, не обладает достаточной стойкостью, чтобы не тяготиться стеснительностью столь прочной и длительной связи». Возможность дружбы между женщинами начали понемногу признавать только в XVIII в., но и сегодня многие убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости. Многие девушки, объясняя свое желание дружить с мальчиками, говорят, что они не только интереснее и умнее, но и более искренни и верны в дружбе.
Как проверить это мнение? Прежде всего, нужны достоверные факты о различиях мужской и женской дружбы, касающиеся количества и состава друзей, устойчивости дружеских связей, их структуры, ценностных ориентаций, психологических функций, степени интимности и т.д. Кроме того, возникает вопрос, считать ли эти факты проявлением врожденных, универсальных половых различий, или результатом различной социализации мальчиков и девочек, или следствием иллюзии, побуждающей нас воспринимать и категоризировать факты в свете привычного абстрактного противопоставления мужского и женского начал.
Поскольку дружба – явление чрезвычайно сложное, эмпирически могут быть сравнимы только ее отдельные предпосылки и компоненты: стиль общения, характер групповых отношений мальчиков и девочек, уровни их общительности, эмпатии, самораскрытия и т.п. Однако частные сопоставления имеют смысл только в пределах некоего целого.
Что касается уровня общительности, способности вступать в контакт с другими лицами, то психологи до недавнего времени отдавали предпочтение мужчинам. Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового иди делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки – к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.
Стиль и характер межличностных
отношений зависят не только от особенностей
воспитания мальчиков и девочек,
половой принадлежности индивида, но
и от конкретной ситуации общения, особенностей
партнера, содержания коммуникаций и
т.д. Мужчины легче и охотнее
женщин раскрываются перед малознакомыми,
посторонними людьми, а вот в общении
с друзьями степень самораскрытия
зависит не столько от пола, сколько
от содержания, предмета разговора. Пока
речь идет о более или менее
«нейтральных» темах, обсуждение которых
считается одинаково допустимым
для обоих полов, мужчины и
женщины одинаково откровенны. Но
стиль общения тесно связан с
необходимостью поддерживать принятый
культурой нормативный образ
маскулинности или
Все это обуславливает противоречивость как житейских, так и научных представлений о степени интимности и устойчивости мужской и женской дружбы. В целом женщины во всех возрастах описывают дружбу в более психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины делают акцент на солидарности и взаимопомощи. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания.
У девочек раньше, чем
у мальчиков, появляются сложные
формы самосознания. Описывая сверстников,
девочки употребляют более