Задачи и место дисциплины в процессе подготовки магистров по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:38, творческая работа

Краткое описание

Социально-психологическая компетентность – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в ситуациях социальных; 2) умение правильно определять особенности личностные и состояния эмоциональные других людей; 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия. Особую роль играет умение поставить себя на место другого (рефлексия; эмпатия).

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое занятие 1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

- переживание  тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;

- апробирование  личностных стереотипов (шаблонов  действия) и их дискредитация;

- переосмысление  личностных стереотипов, проблемно-конфликтной  ситуации и самого себя в  ней заново.

Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии  несет функцию самоопределения  личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

Интеллектуальная  рефлексия - предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.

В последнее  время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:

- экзистенциальную;

- культуральную;

- саногенную.

Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.

Рефлексия, возникающая  в результате воздействия эмоциоген-ных  ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н.И. Гуткина  при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:

- Логическая - рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание  деятельности индивида.

- Личностная - рефлексия в области аффективно-потребност-ной  сферы, связана с процессами развития самосознания.

- Межличностная  - рефлексия по отношению к  другому человеку, направлена на  исследование межличностной коммуникации.

Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев  выделяют следущие виды рефлексии в  процессах педагогического общения:

- Социально-перцептивная  рефлексия, предметом которой  является переосмысление, перепроверка  педагогом собственных представлений  и мнений, которые у него сформировались  об учащихся в процессе общения  с ними.

- Коммуникативная  рефлексия - заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).

- Личностная  рефлексия - осмысление собственного  сознания и своих действий, самопознание.

Е.В. Лушпаевой  описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».

Автор выделяет следующие компоненты в структуре  «рефлексия в общении»:

- личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «Я»);

- социально-перцептивная (рефлексия другого «Я»);

- рефлексия  ситуации или рефлексия взаимодействия.

Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.

Уровни рефлексии. А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени  сложности рефлектируемого содержания:

1-й уровень  - включает рефлексивную оценку  личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств  в данной ситуации, а также  оценку поведения в ситуации  другого человека;

2-й уровень  предполагает построение субъектом  суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;

3-й уровень  включает представление мыслей  другого человека о том, как  он воспринимается субъектом,  а также представление о том,  как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;

4-йуровенъ заключает  в себе представление о восприятии  другим человеком мнения субъекта  по поводу мыслей другого о  поведении субъекта в той или  иной ситуации.

Формы рефлексии. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок»  и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа  и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более  полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление  о предстоящей деятельности, представление  о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.

Исходя из этого, И.СЛаденко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии.

Во внутри субъектных формах различают:

- корректирующую;

- избирательную;

- дополняющую.

 

Корректирующая  рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.

Посредством избирательной  рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения  задачи.

С помощью дополняющей  рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством  добавления к нему новых элементов.

Межсубъектные формы представлены:

- кооперативной;

- состязательной;

- противодействующей рефлексией.

Кооперативная рефлексия  обеспечивает объединение двух или  более субъектов для достижения ими общей цели.

Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.

Противодействующая рефлексия  выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.

Академик М.К. Тутушкина  раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, - конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия — это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия - это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.

Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, СЮ. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся  по объекту работы:

- рефлексия в области самосознания;

- рефлексия образа действия;

- рефлексия профессиональной  деятельности, причем, первые две  формы являются основой для  развития и формирования третьей  формы.

 Рефлексия в области  самосознания — это такая форма  рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензи-тивной способности человека. Она различается тремя уровнями:

1) первый уровень связан  с отражением и последующим  самостоятельным конструированием  личностных смыслов;

2) второй уровень связан  с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;

3) третий уровень предполагает  осознание себя как субъекта  коммуникативной связи, анализируются  возможности и результаты собственного  влияния на окружающих.

Рефлексия образа действия - это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.

Эмпатия.

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопереживание) — проникновение  во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к  его переживаниям. Термином эмпатия  определяется также личностная черта  — способность к такого рода пониманию  и сопереживанию.

ЭМПАТИЯ - ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках… Эмпатия - одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других - искренняя сердечность и, безусловно, позитивное внимание)"

ЭМПАТИЯ – перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность  проникновения субъекта общения  в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание  при этом самого себя.

ЭМПАТИЯ способствует сбалансированности межличностных  отношений, морально-нравственному  росту личности, приобретение ею коммуникативной  компетентности, а также эффективного взаимопонимания при оказании психотерапевтической помощи.

Способность разрешать конфликты.

Существующие  способы (модели) решения социальных конфликтов. Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

 Модели, применяющиеся  при разрешении конфликтов, складываются  на основе имеющихся в обществе  культурных и правовых установок  по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют  четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие  стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

1. силовой (одностороннее  доминирование),

2. компромисс,

3. интегральная модель,

4. разъединение  сторон. Возможна и определённая  комбинация названных четырех  способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) –  способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих  сторон за счет интересов другой. Силовые cпособы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

 Силовой  способ используется, когда один  из субъектов весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Эту модель чаще применяют люди, переоценивающие свои силы. Силовой она называется потому, что победа одной стороны всегда является итогом применения какой-либо силы. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др. Должностное положение – солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу применяют такие способы силового воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Такие действия раздражают подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта. Разрешиться конфликт таким способом может и с помощью драк, кулачных схваток, бытовых действий. Подобное доминирование обычно порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения (забастовки, манифестации, пассивное сопротивление и пр.). Силовая модель решает конфликт по принципу: «сильный всегда прав». При этом имеется в виду, как уже неоднократно отмечалось, не только применение физической силы: насилие может принимать формы административного, служебного и пр. воздействия. «Начальник всегда прав» – это одна из частных формулировок того же принципа.

Информация о работе Задачи и место дисциплины в процессе подготовки магистров по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности»