Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 00:50, реферат
Первые симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.
5.Каковы дальнейшие пути
речевого и психического
Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения.
При правильно организованной коррекционной работе дети с ЗПР демонстрируют скачок в развитии -- то, что сегодня они могут делать только с помощью педагога в условиях специального экспериментального обучения, завтра они начнут делать самостоятельно. Они способны закончить массовую школу, учиться в техникумах, в отдельных случаях -- в вузе.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
З.Тржесоглава в качестве
ведущих характеристик
М.Вагнерова указывает
на большое количество реакций , направленных
против воли родителей, частое отсутствие
правильного понимания
В.В.Лебединский указывает
на особенную зависимость логики
развития детей с ЗПР от условий
воспитания. По его мнению, безнадзорность
может стать причиной патологического
развития личности с ЗПР по типу
психической неустойчивости: неумение
тормозить свои эмоции и желания,
импульсивность, отсутствие чувства
долга и ответственности. В условиях
гиперопеки психогенная ЗПР проявляется
в формировании эгоцентрических
установок, неспособности к волевому
усилию, труду. В психотравмирующих
условиях воспитания, где преобладают
жестокость либо грубая авторитарность,
нередко формируется
Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются.
Отмечаются проблемы в
формировании нравственно-этической
сферы: страдает сфера социальных эмоций,
дети не готовы к эмоционально "теплым"
отношениям со сверстниками, могут
быть нарушены эмоциональные контакты
с близкими взрослыми, дети слабо
ориентируются в нравственно-
Они не могут организовать своего поведения лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок и т.п. Часто не могут выполнить знакомое задание в новых условиях.
Е.С.Слепович отмечает изменения,
произошедшие с детьми в ситуации
некритичного принятия их деятельности,
поощрения за любые достижения: изменился
эмоциональный фон игровой
Особенности коммуникативного поведения детей с ЗПР
Опыт социальных и межличностных отношений ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средствам как по линии взрослый -- ребенок, так и по линии ребенок -- ребенок. Например, в игровой деятельности это обнаруживается в трудностях вычленения, осмысления и моделирования межличностных отношений. В игровых отношениях преобладают деловые, почти не вычленяются внеситуативно-личностные контакты: моделируемые межличностные отношения конкретны, недостаточно эмоциональны, правила, регламентирующие их, носят жесткий характер, исключают какие-либо варианты. Часто требования сводятся к одному-двум, с полной потерей связи с теми межличностными отношениями, которые моделируют партнеры. Нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны. При этом процесс реализации правил не соотносится зачастую с логикой развертывания отношений. Отсутствует гибкость в применении правил. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР , чем логика социальных отношений.
У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа "Дай мне", "Я не хочу заниматься", "А меня заберет мама?" и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.