Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа
ель – раскрыть сущность и специфику защиты неприкосновенности личной жизни, с помощью этического кодекса психолога.
Задачи:
1) Раскрыть сущность этики психолога;
2) Проанализировать основные этические принципы в психологии
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные этические принципы ……………………………………4-16
Глава 2. Защита неприкосновенности личной жизни……………………...17-20
Заключение…………………………………………………………………….....21
Список использованной литературы………………………………………...…22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные этические принципы ……………………………………4-16
Глава 2. Защита неприкосновенности личной жизни……………………...17-20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
Психология требует соответствующего
образования, профессионального мастерства,
она напрямую затрагивает судьбы людей,
когда на ее основе ставятся медицинские
или судебно-психологические диагнозы,
происходит конкурсный отбор или прием
на работу. Именно поэтому (потому что
психология влияет на судьбы людей) к психологии
и к психологам предъявляется ряд социально-этических
требований. Среди них - соблюдение тайны
психологии, научная обоснованность психологических
методик, ненанесение ущерба обследуемым,
открытость для них результатов обследования,
объективность выводов и эффективность
предлагаемых практических рекомендаций.
Принцип соблюдения тайны
психологии, предполагает неразглашение
результатов тестирования без персонального
согласия лица. В соответствии с законом,
это касается только совершеннолетних
людей. Когда речь идет о несовершеннолетних,
на разглашение результатов требуется
согласие родителей или заменяющих их
лиц, несущих моральную и юридическую
ответственность за детей. Исключение,
по понятным причинам, составляют лишь
случаи, когда тестирования проводятся
в научных целях как часть экспериментального
исследования, но и в этом случае, как правило,
не рекомендуется указывать в публикациях
точные имена и фамилии испытуемых.
Цель – раскрыть сущность и специфику защиты неприкосновенности личной жизни, с помощью этического кодекса психолога.
Объект исследования работы - этика профессиональной деятельности психолога.
Предмет - этический кодекс практического психолога.
Задачи:
1) Раскрыть сущность этики психолога;
2) Проанализировать основные этические принципы в психологии.
Глава 1. Основные этические принципы.
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных
- защиту законных прав людей,
с которыми психологи вступают
в профессиональное
- сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета
1. Принцип уважения.
Психолог исходит из уважения
личного достоинства, прав и свобод человека,
провозглашенных и гарантированных Конституцией
Российской Федерации и международными
документами о правах человека.
Принцип уважения включает:
1. Уважение достоинства, прав и свобод личности.
1). Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
2). Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
3). Психолог избегает
4). Психологу следует так
2. Конфиденциальность.
1). Информация, полученная Психологом
в процессе работы с Клиентом
на основе доверительных
2). Результаты исследования
3). Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
4). Демонстрируя конкретные
5). Психолог не должен отыскивать
о Клиенте информацию, которая
выходит за рамки
6). Клиент имеет право на
7). Неконтролируемое хранение
3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента.
1). Клиент должен быть извещен
о цели работы, о применяемых
методах и способах
2). Психолог должен сообщать
Клиенту обо всех основных
шагах или лечебных действиях.
В случае стационарного
3). Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
4). Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
5). В тех случаях, когда предварительное
исчерпывающее раскрытие
4. Самоопределение Клиента.
1). Психолог признает право
2). Клиентом может быть любой
человек в случае своей
3). Психолог не должен
2. Принцип компетентности.
Психолог должен стремиться обеспечивать
и поддерживать высокий уровень компетентности
в своей работе, а также признавать границы
своей компетентности и своего опыта.
Психолог должен предоставлять только
те услуги и использовать только те методы,
которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип компетентности
включает:
1. Знание профессиональной этики.
1). Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
2). Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
3). Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
4). В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
2. Ограничения профессиональной компетентности.
1). Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
2). Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
3). Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
4). Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
3. Ограничения применяемых средств.
1). Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
2). Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
3). Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
4. Профессиональное развитие.
1). Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях.
1). Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
2). Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
3. Принцип ответственности.
Психолог должен помнить о своих профессиональных
и научных обязательствах перед своими
клиентами, перед профессиональным сообществом
и обществом в целом. Психолог должен стремиться
избегать причинения вреда, должен нести
ответственность за свои действия, а также
гарантировать, насколько это возможно,
что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности включает:
1. Основная ответственность.
1). Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
2). Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
3). Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
2. Ненанесение вреда.
Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.