Игровая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа

Краткое описание

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Содержание

1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.

2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 102.36 Кб (Скачать файл)

Эффективен и прием  косвенного воздействия на детей. Например, не делая прямых указаний, воспитатель  напоминает: "До начала занятия осталось пять минут".

Дети 6-летнего возраста любят, когда к ним обращаются "как  к взрослым". Тогда у них  повышается интерес к работе, ответственность  за порученное дело, за свой труд. Например, педагог подзывает к себе ребенка  и говорит: "Анна Ивановна, воспитатель  из младшей группы, попросила привести в порядок песочницу. Подбери, Миша, пожалуйста, несколько ребят и  сходите, поработайте. Надо помочь!" Или: "Таня, сегодня у Оли день рождения. Организуй ребят, подумайте, как мы ее поздравим. Надо сделать  Оле в такой день что-то приятное".

В подготовительной к школе  группе дети должны полностью овладеть навыками дежурства по столовой и  по уголку природы, по подготовке к  занятиям. Воспитатель показывает рациональные приемы работы, дает советы, приучает выполнять  работу быстро, в определенный срок. Необходимо использовать и такой  прием, как привлечение детей  к анализу работы дежурных. Сначала  педагог выслушивает суждения воспитанников  и только затем высказывает свое мнение, обязательно отмечая причины  успехов и неудач. Можно использовать и такую форму, как сообщение  ребенка коллективу, воспитателю  о проделанной работе (своего рода "отчет о работе").

Если ребенок выполнил задание небрежно, нужно предложить ему переделать работу.

Интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширения содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки в салфетницы, помогают няне принести из кухни хлеб, салат, фрукты. Дежурным по занятиям можно поручить подготовить  краски, предложить проверить накануне, в порядке ли цветные карандаши, подобрать с помощью воспитателя  раздаточный материал для счета  и т.д.

Меняются формы организации  дежурств. Можно каждые 3 дня объединять дежурных в одно звено, отвечающее за все виды дежурств, предоставив детям  возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет  выполнять. В течение дня воспитатель  обращается к ним, как к своим  помощникам, одобряет за хорошее выполнение заданий, дает советы. Например, при  распределении работы он советует мальчикам  предлагать работу, требующую большей  физической силы, а детям, которые  недавно болели, поручать то, что  полегче.

По мере овладения детьми необходимыми навыками требования к  ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределять обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.

Работу дежурных надо сочетать с организацией самообслуживания детей. Так, дежурные накрывают столы, а  во время приема пищи дети самостоятельно складывают стопкой на середину стола  освободившиеся тарелки и по окончании  еды относят на хозяйственный  стол чашки с блюдцами. Или дежурные расставляют на столах банки с  водой для промывания кисточек, а  остальные материалы для рисования  каждый готовит сам, доставая все  необходимое из ящика своего стола. После занятия каждый ребенок  убирает свое место, а дежурный моет банки, кисточки.

Такая организация труда  детей позволяет закрепить умение готовить все необходимое к занятию  в зависимости от его содержания, приучает следить за порядком в своем  ящике, способствует воспитанию самостоятельности  и аккуратности.

Дети должны получать в  труде реальную физическую нагрузку. Это поможет им понять, что всякий труд требует определенного напряжения, способствует формированию привычки к  трудовому усилию. Но в то же время  необходимо помнить и о том, что  труд должен быть посильным для ребенка. Перегрузка, перенапряжение вызывают отрицательное отношение к труду.

Важно перед началом работы правильно объяснить детям мотив  предстоящей деятельности. Для ребенка 6-7 лет осознание цели труда - важный стимул трудовой деятельности.

Труд дошкольников на участке  должен быть организован так, чтобы  он давал ощутимые результаты. Выращенные при его участии фрукты, овощи  доставляют ребенку огромную радость. Вместе с тем он должен понимать, что все это дается нелегко, требует  определенных усилий. Естественно, труд детей в саду и в огороде  должен быть посильным и правильно  организованным.

Осенью, после сбора урожая, дети приводят в порядок земельную  площадь огорода и цветника, помогают взрослым в уходе за деревьями  и кустарниками, произрастающими  на участке.

В это время года на участке  и за его пределами взрослые сажают деревья и кустарники, дети с большим  интересом наблюдают за тем, как  они готовят ямы для посадки, как бережно и аккуратно, чтобы  не повредить корни, сажают деревья, а сверху засыпают землей. На участке дети могут помочь обрезать стебли многолетних цветов, таких, как флоксы, лилейник, пионы, золотые шары, выполоть сорняки, порыхлить землю и закрыть многолетние растения опавшей листвой, отсортировать для просушки и убрать на зимнее хранение выкопанные из земли луковицы многолетников. Эта работа приучает ребенка быть внимательным, воспитывает настойчивость, терпение, ответственное отношение к делу.

В октябре дети помогают взрослым в подготовке растений к зиме (перекопка  земли в саду, обвязка стволов  фруктовых деревьев для защиты от вредителей, обрезка кустарников, укрывание  роз).

В конце октября - начале ноября можно провести посев овощных  и цветочных культур под зиму. На заранее подготовленных грядках  дети высевают семена салата, укропа, петрушки, щавеля, мяты, моркови и свеклы. На бордюре огорода хорошо посадить корневищами ревень или высеять  его семена. Зубчики чеснока также  можно посадить по бордюру. В цветнике дети могут высеять под зиму семена однолетних цветов: астр, календулы (ноготки), мака, эшшольции (калифорнийский мак), эхиноцистиса ("ежовый огурец"), люпинов.

Заготовка земли и песка  для зимних посевов и посадок  в уголке природы также проводится осенью.

Зимой в процессе труда  по уборке участка от снега у детей  закрепляют представления о его  защитных свойствах (закрывает землю, корни деревьев и кустарников, не давая им промерзать). Получив объяснение воспитателя, дети охотно свозят снег к огороду, к местам зимовки многолетних  цветочных культур, укрывают им плодовые деревья и кустарники. Однако надо подчеркнуть, что после сильного снегопада, когда ветки деревьев и кустарников покрываются снегом, он может погубить их: если вдруг  наступит оттепель, а затем ударит сильный мороз, снег превратится  в лед и под его тяжестью ветки сломаются. Зная это, дети начинают осознанно помогать воспитателю  стряхивать снег с веток, следят, чтобы  он не примерзал.

В зимнее время подкормка  птиц на участке проводится 2-3 раза в день. Эту работу следует поручать дежурным. Первый раз они насыпают корм утром, второй - во время дневной  прогулки, добавляя к корму речной песок. В сильные морозы корм в  кормушки кладут и во время вечерней прогулки до наступления сумерек.

С наступлением весны с  детьми можно наблюдать за весенней посадкой деревьев и кустарников  на участке, на улице, в садах и  парках, обрезкой веток деревьев и  кустарников.

Дети собирают и относят  в указанное место срезанные  воспитателем ветки, помогают рыхлить  землю в приствольных кругах.

В апреле их необходимо привлекать к весенним работам в огороде  и цветнике. Как только земля подсохнет  и начнет отставать от лопаты, дети вместе с педагогом приступают к  устройству огорода. Делают с его  помощью гряды (4-8); используя маркер или мерные палочки, намечают бороздки для посева семян.

В конце апреля - начале мая  высевают семена холодостойких овощей, таких, как морковь, укроп, петрушка, репа, салат, редис; в конце мая  в грунт высевают семена огурцов, тыквы, кабачков, патиссонов, ревеня, помидоров, физалеса овощного. Во время посева нужно предложить детям внимательно  рассмотреть посадочный материал, сравнить, назвать отличительные признаки. Можно провести опыт: взяв, например, семена моркови, укропа, свеклы, часть  их посеять сухими, а часть заранее  намоченными в воде, проследить, какие взойдут скорее и почему. Или часть семян огурцов дети высевают в мае сухими, часть пророщенными, а в июне сажают рассаду. Наблюдают, какие семена раньше дадут плоды. Эти опыты способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, интереса к растительному миру, знакомят с новыми агротехническими приемами выращивания овощей.

Целесообразно высевать семена различных сортов одной и той  же овощной культуры, например моркови (Нанской, Шантане, Каротели), редиса (Рубин, Сакса). Наблюдая и ухаживая за всходами, а затем снимая урожай овощей, дети узнают, что разные сорта имеют  разный внешний вид, разную урожайность. Одни овощи скороспелые, а другие растут дольше.

На участке может быть выделена небольшая площадь для  посева пшеницы, ячменя, проса, конопли, подсолнечника, для посадки нескольких кустов картофеля. Наблюдая за их ростом и развитием, участвуя в уходе  за ними, дети получают представление  о способах выращивания этих ценных культур.

В цветнике, по краям участка, на клумбах прямоугольной формы (рабатках) дошкольники высевают семена ноготков, настурции, космеи, астр и  других однолетних цветов. В конце  мая дети высаживают рассаду, которую  они сами вырастили в уголке природы (астры, люпины, львиный зев, петунии  и др.).

С первых же дней всю работу по уходу за растениями вместе с  воспитателем должны выполнять дежурные. По заданию педагога они поливают из леек появившиеся всходы овощей и цветов, специальными рыхлителями  обрабатывают междурядья, пропалывают  растения. Необходимо очень хорошо продумать дозировку труда, так  как часто, увлекшись, ребенок не замечает усталости. Нужно предусмотреть  смену видов труда, чередование  работы с отдыхом.

Хорошо иметь недалеко от огорода небольшой участок  для выращивания садовой земляники (клубники).

Летом работа по уходу за деревьями и кустарниками участка, а также в огороде и в  цветнике продолжается. Воспитатель  знакомит детей с приемами подкормки  овощей и цветов, рассказывает, что  подкормка обогащает почву, улучшает и ускоряет рост растений. Работу по внесению удобрений производит он сам.

Детей нужно учить бережно  относиться к посевам и посадкам: не наступать на грядки, правильно  осуществлять такие работы, как поливка, рыхление междурядий, прополка. Важно, чтобы они понимали значение каждого  из этих видов труда для роста  и развития растений.

После сбора урожая скороспелых  культур (укропа, редиса, салата) можно  провести повторные посевы тех же культур. Это научит детей рационально  использовать землю.

Организуя длительные наблюдения за ростом и развитием овощных  и цветочных культур, педагог  закрепляет знания воспитанников об условиях, необходимых для их роста  и развития.

Приемы педагогического  руководства трудовой деятельностью  старших дошкольников разнообразны: это и постановка цели перед детьми, и обучение приемам работы в уголке природы и на участке (объяснение и показ), и поощрение детской  инициативы, попыток творческого  решения трудовых задач.

Поддерживать у детей  интерес к труду по выращиванию  растений воспитателю помогут различные  задания. Например, посмотреть, в чем  больше нуждаются растения - в поливе или в рыхлении земли; понаблюдать  за появлением цветов огурцов, помидоров; рассмотреть, все ли цветки у огурцов  одинаковые; у всех ли цветов появляется маленький огурчик и др.

В течение всего лета следует  поручать детям зарисовывать в альбом наблюдений те изменения, которые происходят по мере роста и развития овощей и цветов, картофеля и земляники, учить их рассказывать о своих  наблюдениях.

В конце лета и осенью дошкольников необходимо привлекать к уборке овощей с огорода детского сада, к сбору  семян. Чтобы каждый ребенок более  наглядно видел результаты своего труда, целесообразно устраивать выставки овощей, фруктов, выращенных детьми; выставки их рисунков, отражающих работу на участке. Работа на огороде, в саду должна доставлять детям радость, вызывать у них  желание трудиться.

В подготовительной к школе  группе в соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" детей знакомят с сельскохозяйственным трудом. Следует  рассказать им (а по возможности  и показать), как много делается в нашей стране для улучшения  условий жизни на селе: строятся новые красивые дома, дворцы культуры, дороги, улучшается медицинское обслуживание. Наша Родина высоко ценит деятельность тружеников села, награждает за труд орденами и медалями.

Ребенок должен усвоить, что  на выращивание хлеба, овощей и фруктов  затрачивается большой труд, что  нужно ценить и беречь результаты этого труда.

Большую помощь воспитателю  в ознакомлении детей с сельскохозяйственным трудом могут оказать кинофильмы и диафильмы на эту тему, произведения художественной литературы. В книжном  уголке целесообразно помещать иллюстрации  о труде людей, занятых в сельском хозяйстве. Можно привлечь детей  к сбору материалов о труде  колхозников и изготовлению альбомов.

В уголке природы в процессе ухода и наблюдений дети знакомятся с жизнью растений и животных, условиями  их содержания, приобретают полезные трудовые навыки. Нужно учить детей  самостоятельно следить за состоянием комнатных растений (определять необходимость  полива), за их чистотой. Дошкольники  овладевают такими навыками ухода за растениями, как рыхление, опрыскивание, очистка разными способами листьев  от пыли. Они постепенно начинают понимать, что рыхление земли способствует доступу воздуха к корням, а  опрыскивание в условиях сухого комнатного воздуха - лучшему росту и развитию таких растений, как аспарагус, бальзамин, зигокактус, традесканция, папоротник.

Весной детей следует  привлекать к пересадке и размножению  комнатных растений. Готовиться к  этой работе необходимо заранее. Педагог  осматривает все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются  в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор  марганца. Основную работу по пересадке  выполняет он сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о  частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка).

Информация о работе Игровая деятельность дошкольников