Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа
В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.
2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.
В течение года дети постоянно
ухаживают за рыбками. Педагог учит
воспитанников правильно
Каждый день дети чистят дно
клетки для птиц, моют поилки, кормушку,
купальницы, 2 раза в день задают свежий
корм, по мере загрязнения меняют воду.
Ежедневно дошкольники
Воспитатель объясняет и показывает, как надо пользоваться оборудованием, правильно хранить его (закончив работу, мыть, чистить, убирать на определенное место).
Основной формой работы в уголке природы для воспитанников подготовительной группы являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года.
В обязанности дежурных входят посадка лука с осени до весны, посев овса, конопли, газонной травы для подкормки животных.
Поддержанию у детей интереса к дежурствам в уголке природы способствует ведение альбома наблюдений в уголке природы, в котором дежурные зарисовывают то новое, интересное, что они увидели. Например, появление бутонов у глоксинии, развитие цветочной стрелки у амариллиса, прорастание овса, конопли, корнеплодов; новых живых обитателей.
В подготовительной к школе группе должны иметь место и трудовые поручения. На данном этапе рекомендуется давать их детям на более длительный срок (1-2 недели). Так, им можно поручать уход за растениями в зале, вестибюле, в педагогическом кабинете, заготовку корма для животных уголка природы (дети сушат грибы, рвут и сушат траву, собирают семена сорных трав: конского щавеля, лебеды, подорожника, а также шишки, желуди, плоды калины, рябины, боярышника).
Воспитатель должен следить за тем, как выполняют дежурные свои обязанности, справляются ли они с требованиями, которые к ним предъявляют. Нужно учить дошкольников рациональным приемам работы, поощрять инициативу, выдумку, умение быстро и ловко выполнять порученное. Внимание педагога к работе дежурных повышает ответственность детей, их трудовую дисциплину, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
Оценка деятельности детей должна быть справедливой, конкретной, доброжелательной. Оцениваться должны не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям (добросовестно, старательно или небрежно выполняют работу, дружно ли трудятся и т.д.).
Необходимо развивать у детей самоконтроль, самооценку при выполнении работы. Об этом важно помнить, анализируя работу дежурных.
Время от времени в уголке природы следует организовывать коллективный труд детей. Это могут быть зарядка аквариума, уборка в уголке природы. Целесообразна такая форма организации труда, когда дети делятся на подгруппы, каждая из которых отвечает за определенный участок работы: одна моет комнатные растения, другая убирает в клетке у птицы, третья - в клетке у хомячков или морской свинки.
Каждая подгруппа должна
работать под контролем педагога,
который вовремя оказывает
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.
Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди.
Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.
Таким образом, деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам.
Каждый вид труда имеет свои воспитательные возможности и особенности, поэтому целесообразно рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников.
Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение В порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, уборка групповой комнаты или веранды, несложный ремонт игрушек и пособий), подготовка к обеду или занятиям - это содержание хозяйственно-бытового труда всегда имеет своей целью заботу об окружающих. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников и вместе с тем освобождает взрослых от этой работы. И следует положительно оценить, что он с желанием откликается на просьбу взрослого что-то сделать, убрать, принести, что эти незначительные дела для него приятны, что он охотно занимается пусть небольшим, но полезным делом.
Со временем бытовой труд потеряет свою новизну для детей, но побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.
Вторая. Младшая группа комплектуется
из детей 4-го года жизни. Начиная работу,
воспитатель, прежде всего, должен выяснить,
у кого из детей сформированы элементы
самостоятельности, умения выполнять
какие-либо действия. Многие из малышей
тянутся к общению с
Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость. На некоторое время его даже можно оставить в покое, пока он не привык к обстановке детского сада. По отношению к таким детям полезно использовать следующий прием.
Давай посмотрим, как Вася помогает Тамаре Ивановне накрывать на стол, - предлагает воспитатель робкой Олечке, - может быть, завтра и ты захочешь так же помогать?
Видишь, Вася несет вазочку с салфетками. Он поставил ее на середину стола. Всем ребятам будет удобно достать салфетку.
И дальше воспитатель поясняет
действия Васи, что имеет большое
значение для новичка, учит его, вызывает
желание попробовать
Иногда воспитатель дает поручение ребенку, когда тот играет с товарищем. Или ребенок только пришел с прогулки и устал, и тогда, разумеется, он может отказаться что-либо сделать. Все это воспитатель должен учитывать, прежде всего, при высказывании просьбы сделать что-то.
Возможно, у ребенка уже есть отрицательный опыт: выполняя какое-то поручение, он допустил оплошность, не сумел справиться, получил отрицательную оценку. В этом случае необходимо помочь ему преодолеть негативное отношение, предупредить возможные ошибки, помочь справиться с поручением. Только учитывая особенности детей, их опыт, можно добиться того, что у каждого будет постепенно развиваться интерес к выполнению поручений, а в процессе их выполнения - формироваться желание трудиться.
Во второй младшей группе воспитатель уже в сентябре - октябре начинает привлекать детей к выполнению простейших поручений. Их, содержание элементарно, носит характер отдельных действий, чаще всего производимых совместно с взрослым. Однако они имеют большое значение для воспитания, и потому педагогу необходимо добиться того, чтобы все охотно принимали и выполняли их.
Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания:
Скоро будет обед. Катя, ты хочешь разложить ложки на столы?
После согласия ребенка надо понаблюдать, как он начинает выполнять поручение, предупредить возможную ошибку, неправильные действия, например:
Как хорошо, что ты захотела разложить ложечки. Давай я тебе помогу, покажу, как удобнее их взять.
В таком предупреждении звучит и положительная оценка, и разъяснение необходимых действий. Но сначала - положительная оценка, и это очень важно, ибо настраивает ребенка на следование указаниям взрослого.
Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для детей робких, нерешительных, замкнутых.
На практике время выполнения поручений по хозяйственно - бытовому труду часто совпадает со временем подготовки к каким-либо режимным процессам. Например, все дети идут умываться, а один накрывает на стол. Или все одеваются на прогулку, а один ребенок выносит игрушки на участок. Поэтому желательно, чтобы руководили работой детей и воспитатель, и няня. Няня накрывает на стол и одновременно учит ребенка необходимым действиям. Воспитатель выводит часть детей, которые уже одеты, на прогулку и вместе с тем наблюдает за ребенком; выносящим игрушки.
Существенное значение для решения задач воспитания и обучения имеет единство методов и приемов работы педагога и его помощника. Там, где все взрослые, воспитывающие детей (два воспитателя и няня), работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками, у них более ярко проявляется положительное отношение к деятельности.
В условиях смешанной группы дети более старшего возраста должны помогать малышам выполнять поручения. Однако, как и в процессе руководства самообслуживанием, старших детей надо учить приемам оказания этой помощи. Малыши очень долгое время остаются беспомощными, если дети постарше выполняют за них порученное дело. Вследствие постоянного ощущения своей неумелости у ребенка может развиться беспомощность, робость перед взрослым или более старшим ребенком.
В течение года у детей
формируется много
В средней группе хозяйственно-бытовой труд в форме поручений занимает большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Детей следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать миску; налить в нее воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку.
Конечно, в начале года детям нужно не раз напоминать и о последовательности всех действий, и о самих действиях, тщательно контролировать их.
Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем - втроем выполнить его. Ибо в подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто, что будет делать. Важно не торопить детей, подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начала ответственности, первые проявления самоконтроля.
У детей пятого года жизни
воспитатель начинает формировать
представления об обязанностях. Они
дежурят по столовой, расставляют
хлебницы, салфетницы, раскладывают ложки
и т.д. При этом они обязаны
своевременно выполнить весь объем
работы, проверить, все ли сделано
правильно. Впервые включаясь в
хозяйственно-бытовой труд, организуемый
в форме дежурств, дети усваивают,
что значит быть обязанным перед
воспитателем, сверстниками. Это достигается
при условии постоянного
Дети пятого года жизни с большой охотой принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Такую тягу к разного рода хозяйственным делам необходимо поддерживать, развивать и одновременно объяснять значение, формировать понимание важности и необходимости труда, направленного на поддержание порядка в комнате, в игровом уголке, на веранде.
Хозяйственно-бытовой труд
в силу своей доступности и
постоянной жизненной необходимости
позволяет выполнить выдвинутое
требование. Но было бы неправильно
думать, что стоит только постоянно
начать организовывать этот труд, предоставить
детям достаточный объем
Хозяйственно-бытовой труд в силу его повторности быстро теряет новизну, интерес для детей. Они с меньшим желанием начинают выполнять поручения.
Ну что за дети! - с горечью говорят воспитатели. - Раньше так хорошо дежурили! Если кто из дежурных не приходил - сами просили назначить их на место отсутствующих. А теперь стали старше, и никак не заставишь их накрыть на стол. Работают кое-как, лишь бы закончить.
Чтобы избежать такого отношения к труду, необходимо формировать у детей правильные представления о пользе труда дежурных, подчеркивать его значение для всей группы:
Как хорошо приготовил стол к обеду Коля! Постарался, позаботился о своих друзьях! Хороший у нас дежурный!
В такой оценке поощряются
действия ребенка, его личностные качества
и отношение к делу, значение выполненных
обязанностей для коллектива. Это
оказывает положительное