Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

как средство коррекции...docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка

 

Игротерапия построения отношений.

 

С появлением в начале 1930-х годов исследований Д.Тафта (1933) и Ф. Аллена (1934), названных терапией отношений, возникло такое направление как игротерапия построения отношений. Философским основанием для него стала работа О.Ранка (1936), который перенес акцент исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт - клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете.

 

В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом.

 

Детям предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной деятельностью. Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

 

Основной механизм достижений коррекционных целей - установление отношений, связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.

 

Ограничение целей терапии задачами личностного самоопределения, самоактуализации и свободы реального самовыражения определяет круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода: нарушение роста «я»; сомнение и неуверенность в возможности собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим [11, c. 189].

 

Игротерапия в психоанализе.

 

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игротерапии было положено в 20-е годы 20 века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг - Гельмут (1926).

 

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка.

 

Однако попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста.

 

Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

 

Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себе ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.

 

Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды.

 

Она считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка.

 

В 1919 году М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игротерапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

 

В ее работах также впервые выделен необходимый игровой материал в состав, которого входили простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, что ребенок может с помощью этих игрушек воссоздать ситуации из своего опыта.

 

Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игротерапией. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая М. Кляйн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам.

 

В то же самое время стала использовать игру для установления контакта с ребенком А. Фрейд. Она обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

 

Наряду с активным параллельно развивался пассивный тип игротерапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто присутствует при ней, находясь в одной комнате с ребенком.

 

По мере того как ребенок в процессе разнообразной активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность в игровой форме и в своем собственном темпе [12, c. 156].

 

Игротерапияцентрированная на клиенте.

 

Цель такой терапии не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

 

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.

 

В основе игротерапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста.

 

Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.

 

Исследования В. Экслайн дали начало крупному направлению в игротерапии. Она успешно применила принципы недирективной терапии, например естественность, стремление индивида к развитию, способность индивида к управлению собственным развитием в игровой коррекционной работе с детьми. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных условий среды, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.

 

Многообразие возможных процедур, происходящих в игровой комнате, поставили В. Экслайн перед необходимостью сформулировать ряд требований психолог должен:

 

Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

 

Относится с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.

 

Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

 

Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование к более глубокому познанию ребенком самого себя.

 

Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

 

В. Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у ребенка, а также для повышения чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним [13, c. 78].

 

Игротерапия детско-родительских отношений.

 

В 1960-е годы усилиями Л. Герни и Б.Герни как особое направление сформировалась игротерапия детско-родительских отношений, которая была ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление объединяет две стратегии: 1) игротерапию с детьми и 2) обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Терапевт детско-родительских отношений обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведение игровых секций, осуществляя при этом супервизорскую поддержку и помогая использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия детско-родительских отношений используется в работе с детьми от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

 

Принципиальными основаниями для детско-родительских отношений является признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтических отношениях с ним. Признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии детско-родительских отношений «рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей, как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из - за недостатка знаний и умений».

 

Мы видим, что во всех направлениях так или иначе по функциям взрослого в игре различают недирективнуюигротерапию и директивную игротерапию.

 

Недирективнаяигротерапия - это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

 

Цель недирективнойигротерапии в общем смысле согласуется с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

 

Ребенку необходимо помочь: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я - концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить синситивность к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя;

 

Директивная игротерапия - это форма, в которой психотерапевт выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии.

 

Директивная игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретаций и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

 

В директивной игротерапии взрослый берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения.

 

К преимуществам директивной игротерапии следует отнести то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у ребенка, более структурировано и планомерно реализовывать и контролировать их, а также работать с ребенком в более интенсивном и краткосрочном режиме.

 

На основе этих двух основных видов игротерапии был создан метод смешанной игровой терапии.

 

Использование смешанной игротерапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение психолога своевременно отреагировать на эти изменения своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации различных методов игротерапии, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

 

Итак, мы рассмотрели различные подходы к игротерапии, а также ее виды. Многообразие подходов еще раз подтверждает актуальность использования этого метода.

 

А.А. Осипова отмечает, игра оказывает значительное влияние на развитие личности, а также снимает напряженность, страх перед окружающими и тревогу.

 

Г.А. Урунтаева определяет игру, как особый вид деятельности человека. Игра, по ее мнению, влияет на все стороны психического развития.

 

А.В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре. Они заключаются в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов, окружающих предметов и явлений. И затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

 

Игра для ребенка - это радость и удовольствие. Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения и важнейшее средство психического развития дошкольника.

 

Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

 

Н.М. Никольская и Р.М. Грановская считают, что с помощью игры дети развивают самые разные качества.

 

Поэтому многие методы психологической коррекции и психотерапии в детском возрасте основаны на игре как универсальном способе воздействия на личность ребенка. Одним из таких методов является игротерапия.

 

В настоящее время игровые техники работы с тревожными детьми очень разнообразны. Они берут свое происхождение не только от теории психоанализа, но и разрабатываются современнымиигротерапевтами [14, c. 167].

 

 

 

Выводы по первой главе:

 

 

Эмоции представляют собой особую форму психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает субъективное отношение к явлениям окружающее действительности. Выделяют следующие виды эмоций: альтруистические эмоции, коммуникативные эмоции, глористические эмоции, практические эмоции, пугнические эмоции, романтические чувства, гностические эмоции, эстетические эмоции, гедонические эмоции. Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида. К фундаментальным эмоциям относятся: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тревожность, депрессия, любовь, враждебность. Исследователи выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную(оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

 

Таким образом, проследив развитие представлений ученых об игре, рассмотрев различные классификации игр, виды игр и их основные качества, определив значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника можно прийти к следующим выводам:

Информация о работе Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников