Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В самом начале занятий первого цикла дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное принятие, одобрение и поддержка каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно - эмоционального контакта. На третьем занятии стали намного смелее, с удовольствием играли в предложенные психологом игры.
На занятиях второго цикла дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.
На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому способствовали игры на снятие мышечного напряжения, которые проводились на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию. В целом данный этап программы прошел успешно.
Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений.
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
После завершения коррекции уровня нарушений эмоциональной сферы у детей методом игротерапии директивного типа в экспериментальной и в контрольной группах нами была проведена повторная диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент по данным опросника приложения 3 (см. табл. 2.4-2.5).
Таблица 2.4 - - Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (экспериментальная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Н.А.57 %2С.О.71 %3И.Ж.28 %4Ц. М.43 %5О.П71 %6М.А57 %7Ш.Д64 %8С.Л.64 %9С.Н.14 %10П.С.14 %11П.А.78 %12К.Н.57 %13К.П.64 %14Т.Э.43 %15С.П.43 %16Г.В43 %17Н.Н.78 %18Д.А.71 %Средний результат61, 1 %27, 8 %11, 1 %
Таблица 2.5 - Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента (контрольная группа)
ИспытуемыйУРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ№Код Ф. И.высокийсреднийнизкий1Г. С.85 %2П. С.57 %3О.Л.57 %4Г.Н.28 %5О. В.64 %6К. Г.71 %7Е. Е.85 %8Г. Т.78 %9Т. И.14 %10С. Л.64 %11С. Н.57 %12Б. Е.64 %13Я. Б.71 %14Ю. Э.85 %15З.Ж21 %16Л.В.78 %17К.Л71 %18Н.М14 %19Н.Н.64 %20К.Р.43 %Средний результат75 %15 %10 %
До эксперимента показатели высокого уровня тревожности в экспериментальной группе составляли 77,7 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 61,1 %, т.е. показатели высокого уровня тревожности снизились. И как следствие этого возросли результаты среднего и низкого уровня тревожности.
До эксперимента средний уровень тревожности был 16,7 %, после эксперимента стал 27, 8 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента составлял 5,6 %, после проведения эксперимента составил 11,1 %;
Итак, до применения коррекционной программы показатели большего количества детей соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения наблюдался рост среднего и низкого уровней тревожности. Показатели уровня тревожности в контрольной группе остались прежними.
На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим.
Они стали более самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности.
Хотя у детей пока отсутствует внутренний источник оценки, и они все еще ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности.
Результаты опроса родителей после проведения эксперимента в экспериментальной группе представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Уровень тревожности дошкольников по данным опроса родителей (экспериментальная и контрольная группа)
Уровень тревожностиГруппы
испытуемыхЭкспериментальнаяКон
До применения программы коррекции 66,6 % родителей набрали то количество баллов, которое соответствует высокому уровню тревожности, а после применения программы эта цифра составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний уровень тревожности до эксперимента - 27,8 %; после эксперимента - 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента - 5,6 %; после эксперимента - 5 %; В контрольной группе видимых изменений не произошло. Эти данные подтверждают успешность использования игротерапии в работе с тревожными детьми.
После применения программы коррекции в экспериментальной группе, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.
Таким образом, наше предположение о том, что если в качестве метода коррекции тревожности детей дошкольного возраста использовать игротерапию, то уровень тревожности изменится, подтвердилось.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности игротерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.
Выводы по главе 2:
Диагностику уровня тревожности необходимо проводить, начиная с детского сада, так как дошкольный возраст является одним из важных этапов формирования личности человека. Тревожность влечет за собой постоянное нервно - психическое напряжение, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе и как следствие - задержку психического развития на этапе формирования личности.
Коррекцию высокого уровня тревожности следует проводить по специально разработанным программам. И после ее проведения периодически использовать упражнения и игры на преодоление тревожности, на формирование чувства доверия и уверенности в себе, на снятие мышечного напряжения и др.
Должное внимание необходимо отдать работе с родителями тревожных детей.
Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок был «тревожным», но, к сожалению, многие из них не знают, что именно из - за их неадекватного отношения к ребенку он и становится «тревожным».
Предлагается ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей и считаем, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении с детьми.
Рекомендации родителям по профилактике тревожности.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Необходимо ежедневно отмечать успехи вашего ребенка, сообщая о них в его присутствии, другим членам семьи.
Полезно снизить количество замечаний.
Ласковые прикосновения помогут ребенку обрести чувство уверенности.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Рекомендации для родителей по преодолению тревожности.
Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит, создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожные ситуации.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать …….).
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Если ребенка не удается вызвать на разговор, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним.
Будьте более оптимистичны, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
Рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми.
Избегайте состязаний, и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка.
Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.
Надеюсь, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и включают в себя определенную дисгармонию.
Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например характером и эмоционально-волевыми компонентами.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.
Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей.
Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности.
В белорусской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности. Изменения эмоциональной сферы связаны как с физическим, так и психическим состоянием человека.
В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.
Цель нашей работы исследование влияния игротерапии на уровень нарушений у детей дошкольного возраста. Для того чтобы достичь цели исследования мы поставили ряд задач. Поставленные задачи решались следующим образом:
Для решения первой задачи мы провели теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования. Анализ литературы показывает, что проблема тревожности и ее коррекции в настоящее время остается весьма актуальной.
Вторая задача была решена с помощью констатирующего и формирующего эксперимента.
Третья задача была решена с помощью повторно проведенного констатирующего эксперимента, результаты которого и показали влияние игротерапии на уровень нарушений в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста.
При исследовании использовались такие методы как наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В качестве испытуемых привлекались дети дошкольных образовательных учреждений г. Минска.
Наше исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе мы занимались разработкой понятийного аппарата, постановкой цели и задач исследования, формулировкой гипотезы, анализом и обобщением литературных источников по проблеме.
Второй этап заключался в подборе методик и разработке программы коррекции нарушений, формировании контрольной и экспериментальной групп. Затем на этом этапе было проведено экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста.
На третьем этапе мы анализировали и обобщали полученные с помощью эксперимента данные, формулировали выводы, составляли рекомендации по работе с тревожными детьми и по профилактике и преодолению нарушений в эмоциональной сфере у детей для воспитателей и родителей, а также занимались литературным оформлением квалификационной работы.